Файл: Общая характеристика национального проекта Здравоохранение Национальный проект Здравоохранение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристика

Национальный проект «Здоровье»

Национальный проект «Здравоохранение»

Цели и задачи

Ориентирован преимущественно на развитие первичного звена медицинской помощи и параллельное оснащение учреждений диагностическим оборудованием

Задачи связаны как с развитием инфраструктуры отрасли, обеспечением учреждений кадрами, так и с повышением доступности и качества медицинской помощи, в том числе через развитие информатизации отрасли

Срок реализации

7 лет

2006–2008 гг. (3 года), пролонгация проекта на 2009–2012 гг. (4 года)

6 лет

Объем финансирования

1032,88 млрд руб.

Первый этап реализации 2006 г. – 79,98 млрд руб.,

2007 г. – 131,3 млрд руб.,

2008 г. – 145,8 млрд руб.,

пролонгация проекта:

2009-2012 гг. – 676,8 млрд руб.  (примерно 225 млрд руб. в год)

1725,8 млрд руб.

287,6 млрд руб. в год

 

(в паспорте проекта финансирование в разрезе периода реализации не указано)

Источники

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные источники, иные внебюджетные источники.

 

Развитие здравоохранения в контексте целей национального проекта

Для изучения возможностей достижения целевых показателей национального проекта на уровне страны по доступным данным была проанализирована динамика этих показателей за период 2000–2018 гг., а также изменения расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в Российской Федерации (табл. 6).

 

 

 

Таблица 6

 Динамика целевых показателей национального проекта «Здравоохранение» за период 2000–2018 гг. и их прогнозируемые значения на 2019–2024 гг. (РФ)

Показатель

Год

Изм-е 2018 к 2000, %

Целевые показатели нацпроекта

Изм-е 2024 к 2018, %

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018[1]




2019

2021

2024




Смертность трудоспособного населения

723,5

742,1

769,7

801,3

800,5

827,8

746,1

695,4

685,7

641,7

634,0

600,9

575,7

560,9

565,6

546,7

525,3

483,5

484,5

-33,0

437,0

401,0

350,0

-19,9

Смертность от болезней системы кровообращения

849,4

869,4

907,0

927,5

895,4

908,0

864,7

833,9

835,5

801,0

805,9

753,0

737,1

698,1

659,5

635,3

616,4

587,6

587,6

-30,8

545,0

505,0

450,0

-17,4

Смертность от новообразований

205,5

204,0

203,1

202,5

201,7

201,2

200,9

203,0

203,8

206,9

205,1

204,6

203,1

203,3

202,2

205,1

204,3

200,6

200,6

-2,2

199,5

193,5

185,0

-7,3

Младенческая смертность

15,3

14,6

13,3

12,4

11,6

11,0

10,2

9,4

8,5

8,1

7,5

7,3

8,6

8,2

7,4

6,5

6,0

5,6

5,6

-63,4

5,4

5,0

4,5

-19,6

Расходы на здравоохранение в расчёте на 100 тыс. населения в сопоставимых ценах 2000 г. млн руб.

 151,3

141,9 

 177,4

185,4 

208,0

267,5

321,1

364,2

354,3

324,3

310,0

476,9

515,0

501,0

498,9

467,4

437,3

656,9

759,3

Выросли в 

5 раз

-

-

-

-


Выявлено, что практически по всем анализируемым показателям (за исключением показателя младенческой смертности) в национальном проекте поставлена амбициозная задача за 6-летний период (2019–2024 гг.) превысить темпы роста, достигнутые за предыдущие 19 лет (2000–2018 гг.; табл. 7).

Таблица 7

Сравнение динамики целевых показателей национального проекта «Здравоохранение»

Показатель

Изменение показателя

за 2000–2018 гг.

Планируемое изменение показателя по национальному проекту «Здравоохранение» 2019–2024 гг.

Резюме

Смертность населения в трудоспособном возрасте

сократилась на 33% (а в период 2000–2005 гг. показатель имел тенденцию к увеличению)

снижение на 19,9%

предполагается увеличение темпов снижения смертности трудоспособного населения в 1,9 раза

Смертность от болезней системы кровообращения

сократилась на 31% (а в период 2000–2003 гг. показатель имел тенденцию к увеличению)

снижение на 17,4%

предполагается увеличение темпов снижения смертности населения от болезней системы кровообращения в 1,8 раза

Смертность от новообразований

сократилась лишь на 2,4 %

снижение на 7,3%

предполагается увеличение темпов снижения смертности населения от новообразований в 7 раз

Младенческая смертность

сократилась на 63,4%

снижение на 19,6%

предполагается некоторое снижение темпов роста на 2%

 

За исследуемый период (2000–2018 гг.) расходы консолидированных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования на здравоохранение, физическую культуру и спорт в сопоставимых ценах выросли в 5 раз. Увеличение данной статьи расходов было относительно постоянным, так в первые два президентских срока В.В. Путина и его команды (2000–2007 гг.) расходы выросли в 2,4 раза, в президентский срок Д.А. Медведева (2008–2012 гг.) – ещё на 36%; в период 2012–2018 гг. (третий президентский срок В.В. Путина, рубеж 4 срока, разработка национальных проектов) – ещё на 47%.  Вероятно, это стало наряду с множеством других факторов причиной преломления негативных тенденций увеличения смертности в 2000–2003 гг. и достижения темпов снижения данных показателей к 2018 г. Снижение расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в исследуемом временном периоде отмечалось в 2009, 2010, 2014, 2015, 2016 г. В контексте существенного роста целевых затрат на здравоохранение в предыдущие периоды возникает необходимость оценки достаточности планируемых финансовых вливаний для достижения поставленных целей нацпроекта.



Экспертные мнения по реализации национального проекта «Здравоохранение»

В целом, российские эксперты оценивают роль национальных проектов, в частности проекта «Здравоохранение», положительно, отмечая их неоспоримую важность для развития человеческого капитала России, повышения качества жизни россиян и восполнения пробелов управления в контексте территориального неравенства. Однако ряд учёных и практиков всё-таки отмечают отдельные недоработки, упущения в предполагаемых организационно-экономических механизмах реализации проектов. Среди последних, чаще всего, отмечаются следующие:

– несоответствие между объективно требуемыми масштабами финансирования и реально выделяемыми средствами на реализацию нацпроектов (данную позицию выражают самые разные политические фигуры, в том числе представители парламентской оппозиции, например, Алексей Куринный, член партии КПРФ и видные представители исполнительной власти и независимых государственных структур, например, Алексей Кудрин, глава Счетной палаты РФ) [2]. Более того, и министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова соглашается с этим, говоря, что национальный проект «Здравоохранение» не решит все проблемы отрасли за 6 лет, которые заложены на его реализацию;

– слабая согласованность ориентиров развития, формулируемых в рамках отдельных национальных проектов, и базовых императивов, формализуемых базовыми программами стратегического развития (заведующий центром федеративных отношений и регионального развития д-р экон. наук, профессор Е.М. Бухвальд) [1];

– отсутствие важных элементов, причём как концептуального, так и частного, прикладного характера (например, Александр Сергеев, президент РАН, считает упущением отсутствие в содержании национальных проектов такого важного аспекта, как развитие медицинской науки) [3].

Большое внимание в дискуссии по поводу национального проекта «Здравоохранение» уделяется именно финансированию. Эксперты считают, что наряду с запланированным ростом экономики доля вложений в здравоохранение по отношению к ВВП не претерпит сильных изменений, что вызывает сомнение в возможности достижения целевых показателей [4, 5]. Кроме того, возникает опасение, что выделение средств для финансирования национальных проектов может обернуться дополнительной налоговой, финансовой нагрузкой на граждан [2].


Эксперты обращают внимание также на низкую взаимосвязь между нацпроектами, что может повлиять на достижимость поставленных целей [1, 6].

Важной задачей остаётся согласование «отраслевых» по своему характеру федеральных национальных проектов с теми приоритетами, которые закладываются государством относительно трендов пространственного развития национальной экономики. Решение этой задачи осложняется двумя моментами.

Во-первых, отсутствием чёткой увязки между национальными проектами и принятой Стратегией пространственного развития, что оборачивается рассогласованностью векторов стратегического планирования и проблемами целеполагания на уровне отраслевых органов исполнительной власти. Ряд исследователей, в частности заведующий центром федеративных отношений и регионального развития д-р экон. наук, профессор Е.М. Бухвальд, не видит в этом проблемы, поскольку Стратегия пространственного развития принималась уже после инициации национальных проектов, являясь скорее «протоколом о намерениях», чем конкретным планом действий в сфере региональной политики государства на долговременную перспективу.

Во-вторых, из-за огромных различий между субъектами Российской Федерации по основным природно-географическим и социально-экономическим характеристикам неизбежны существенные расхождения как по целевым индикаторам национальных проектов в их региональном разрезе (особенно по показателям социального характера), так и по тем ресурсам, которые субъекты Российской Федерации способны реально привнести для реализации региональных проектов соответствующего профиля.

В заключение стоит отметить, что национальный проект «Здравоохранение» преследует достижение крайне значимых целей для развития российского общества, в частности значительного снижения смертности населения, является более масштабным и комплексным проектом, нежели его предшественник приоритетный национальный проект «Здравоохранение». Открытым остаётся вопрос о возможности достижения поставленных целевых показателей, учитывая планы по столь существенным изменениям темпов роста целевых показателей. Важным является оценка достаточности объёма финансирования, и эффективности реализации проекта на местах.

Список литературы:

1. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – №1. – С. 37–53.


2. Куринный А. Реализация национальных проектов – абсолютно недостаточная мера для улучшения положения граждан // Официальный сайт телеканала «Красная линия». – URL: https://www.rline.tv/news/2019-04-04-aleksey-kurinnyy-realizatsiya-natsionalnykh-proektov-absolyutno-nedostatochnaya-mera-dlya-uluchsheni/ (Дата обращения: 13.04.2019).

3. РАН призвала внести в нацпроекты "Наука" и "Здравоохранение" общие проекты по онкологии // Официальный сайт информационного агентства России ТАСС. – URL: https://tass.ru/nauka/5951067 (Дата обращения:05.05.2019).

4. Скворцова: нацпроект "Здравоохранение" не решит все проблемы отрасли // Официальный сайт информационного агентства России ТАСС. – URL: https://tass.ru/obschestvo/5736944 (Дата обращения: 25.04.2019).

5. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам // Официальный сайт Президента РФ. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58894 (Дата обращения: 25.04.2019).

6. Рошаль: Демографию нельзя отрывать от здравоохранения, экологии, условий работы // Официальный сайт Общероссийского народного фронта. – URL: https://onf.ru/2019/03/29/roshal-demografiyu-nelzya-otryvat-ot-zdravoohraneniya-ekologii-usloviy-raboty/ (Дата обращения: 20.04.2019).