Файл: Применение математических методов в специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. По характеру отражения причинно-следственных связей различают модели, учитывающие жесткую детерминацию, и модели, учитывающие случайность и неопределенность исследуемых процессов. Например, детерминированной моделью является расчет коэффициентов эластичности экономических величин (спрос, предложение и пр.).

3. Модели можно подразделить на модели прогноза и оптимизационные модели.

В моделях прогноза на основании начального состояния объекта и информации о его поведении, дается прогноз о поведении объекта во времени. В социологических исследованиях выделяют два вида моделей, используемых для прогнозирования: трендовые (экстраполяционные) и факторные (аналитические). Трендовые предполагают изучение динамики какого-либо показателя, выявление тенденций его изменения. Качество товара, доля экспорта в национальном доходе и многое другое – все это показатели функционирования различных сфер жизнедеятельности общества. Выявить тенденцию изменения – это значит установить математическую зависимость, на основе которой можно рассчитать количественные параметры исследуемого показателя.

Фaкторные модели позволяют выявить механизм взаимодействия различных факторов, т.е. показать, каков характер зависимости выходных данных от данных, которые имелись на входе модели.

Оптимизационные модели применяются при проектировании различных систем и при управлении какими-либо процессами. Часто они называются методами математического программирования и дифференцируются по различным разделам. Например, линейное программирование используется для задач оптимизации, в которых целевая функция является линейной функцией независимых переменных, а условия, определяющие допустимые значения этих переменных, имеют вид линейных уравнений и неравенств. Сущность метода нелинейного программирования заключается в нахождении или «седловой» точки, или общего максимума, или общего минимума функции. Для целочисленного моделирования основная трудность заключается в сложности подбора целого значения функции.

Зaдачи менеджмента чаще всего связаны с нахождением минимума или максимума целевой функции при известных ограничениях, накладываемых на ее переменные. В качестве целевой функции при решении различных оптимизационных задач принимают количество или стоимость выпускаемой продукции, затраты на производство, сумму прибыли и т.п. Ограничения обычно – ресурсы: людские, материальные, денежные.


Покажем соответствие оптимизационных задач менеджмента тому или иному классу математических моделей (табл. 3) [10, с. 101].

Таблица 3 – Классификация задач оптимизации по функции управления

Функция управления

Задачи оптимизации

Математические модели

Техническая и организационная подготовка производства

Моделирование состава изделий. Оптимизация состава марок, шихты, смесей. Оптимизация раскроя листового материала, проката. Оптимизация распределения ресурсов в сетевых моделях комплексов работ. Оптимизация планировок предприятий, производств и оборудования. Оптимизация маршрута изготовления изделий. Оптимизация технологий и технологических режимов

Теория графов. Целочисленное программирование. Дискретное программирование. Линейное программирование. Сетевое планирование и управление. Имитационное моделирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование

Технико-экономическое планирование

Построение сводного плана и прогнозирование показателей развития предприятия. Оптимизация портфеля заказов и производственной программы. Оптимизация распределения производственной программы по плановым периодам

Матричные балансовые модели «Затраты-выпуск». Корреляционно-регрессионный анализ. Экстраполяция тенденций. Линейное программирование

Продолжение таблицы 3

Оперативное управление основным производством

Оптимизация календарно-плановых нормативов. Календарные задачи. Оптимизация стандарт-планов. Оптимизация краткосрочных планов производств

Нелинейное программирование. Имитационное моделирование. Линейное программирование. Целочисленное программирование


Нa основе накопленных данных, применяя математическое моделирование, квалифицированный менеджер способен оценить текущую ситуацию в организации, осознать, какие события предшествовали этой ситуации

, а также спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Таким образом, математические методы способствуют принятию эффективных управленческих решений, как оперативных, так и стратегических.

Нa сегодняшний день стирается грань между руководителем и исполнителем (функциональным специалистом) в системе управления. В связи с переходом от преимущественно функционального управления к процессному управлению изменилась повседневная деятельность менеджера, и, как следствие, изменились профессиональные требования к характеру подготовки менеджеров.

Таким образом, для своевременного и качественного выполнения своих функциональных и координационных задач в общем потоке деловой активности менеджер должен обладать более широкими знаниями и умениями. Необходимо расширять компетенцию менеджеров, преодолевая разрывы в использовании арсенала инструментов управления.

Заключение



Успешность современного менеджера основана на оптимизации использования имеющихся ресурсов, высокой экономической и организационно-управленческой культуре, достижениях наилучшего сочетания цены и качества товаров и услуг, продуманной концепции развития организации. Вместе с тем отметим, что отметим, что перечисленные составляющие успеха организации можно рассчитать, проанализировать, оптимизировать и спрогнозировать при помощи соответствующих методов математического моделирования.

Влaдение методом математического моделирования предполагает развитие цeлого комплекса умений:

– умение решать задачи;

– спосoбность к математизации объектов и процессов;

– умение логически мыслить;

– коммуникативные умения;

– умение применять современные информационные технологии.

Однако необходимо помнить, что математический материал в профессионaльной деятельности менеджера выполняет лишь инструментальную функцию, выступает в качестве средства, «инструмента» разработки, aнaлиза и принятия решений. Для менеджера математические знания не являются предметом его деятельности, а выступают как средства мышления в предметной области.

Список использованных источников





  1. Галайко Ю.А. Стратегия и менеджмент математической подготовки будущих менеджеров в высших учебных заведениях / Ю.А. Галайко // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Серия «Педагогика, психология». – 2011. – № 3. – С. 80-83.

  2. Глизнуцин В.Е. Математические возможности практического менеджмента / В.Е. Глизнуцин // Управление большими системами: сб. тр. – 2003. – № 3. – С. 11-19.

  3. Ефремов В.С. Менеджмент в России: чего мы имеем и чего хотим / В.С. Ефремов, В.А. Москвин // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 1. – С. 44-48.

  4. Ефремова Н.Е. Проблемы построения экономико-математических моделей в исследовании систем управления // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. – 2014. - № 1. – С. 248-251.

  5. Ефремова Н.Е. Применение экономико-математических методов в выпускных квалификационных работах бакалавров менеджмента // Вестник тульского филиала Финуниверситета. – 2016. - №1. – С. 248-251.

  6. Звонников В.И. Интеллектуальный менеджмент: новые подходы к подготовке управленческих кадров для экономики знаний. Статья вторая / В.И. Звонников, О.М. Писарева // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 32-35.

  7. Звонников, В.И. Интеллектуальный менеджмент: новый подход к подготовке управленческих кадров для экономики знаний. Статья первая / В.И. Звонников, О.М. Писарева // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 1. – С. 13-18.

  8. Звонников В.И. Какой менеджмент нам нужен? / В.И. Звонников // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 11. – С. 12-19.

  9. Лялин А.М. Менеджеры, которые нам необходимы / А.М. Лялин // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 5. – С. 68-75.

  10. Серебрякова И.В. Современные задачи менеджмента в области математического моделирования // Вестник Южно-Уральского государственного университете. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т.5. - №2. – С. 98-104.