Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема 9 Современные монархические формы правления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский университет

Федеральной службы исполнения наказаний»

Псковский филиал

(Псковский филиал Университета ФСИН России)


Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема № 9 «Современные монархические формы правления»




Выполнил:

курсант 12 учебной группы,

рядовой внутренней службы,

Резонова Елизавета Андреевна





Преподаватель:

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

кандидат юридических наук

подполковник внутренней службы

Мельникова Ольга Вадимовна



Отметка о допуске к защите

____________________________

(допущено/не допущено) (подпись)

Дата защиты________________

Оценка______________________





Псков 2023 г.

Содержание


Введение 3

Глава 1. Монархия как форма правления 5

1.1.Понятие и признаки монархии 5

1.2.Виды монархических форм правления 9

Глава 2. Монархия в современном мире 14

2.1. Примеры и характеристики абсолютных монархий в современном мире 14

2.2. Примеры и характеристики конституционных монархий в современном мире 19

Заключение 25

Список использованной литературы 27


Введение

Форма правления представляет собой элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов страны (прежде всего его главы), основы отношений меж ними, роль граждан в избрании данных органов.

Данный институт выступает одним из центральных в теории государства и права. В теории государства и права, конституционном праве зарубежных стран обычно выделяют две основные формы правления – республику и монархию.

Актуальность темы заключается в том, что монархия отжившая себя форма правления для того уровня развития демократии, который достигнут в 21 веке и не должно существовать монархических государств. Но в наше время существуют как республиканские государства, так и монархические и независимо от формы государственного устройства они успешны в той или иной сфере. Все странны «большой семерки», 3 из которых монархические, являются экономически развитыми (можно сказать, что они являются ведущими странами). Получается, что форма государственного устройства не препятствует развитию, а представляет собой систему, сложившуюся под влиянием определённых факторов.


Предметом исследования выступают особенности и характерные черты монархий в современном мире.

Объектом исследования являются монархические формы правления.

Целью данной работы является анализ природы монархии в современном мире.

Для достижения данной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение монархии, и выделить признаки данной формы правления.

2. Рассмотреть существующие виды монархий и их характерные черты.

3. Провести анализ абсолютных монархий современного мира и выделить их характеристики.

4. Провести анализ конституционных (ограниченных) монархий современного мира и выделить их характеристики.

Методологическую базу исследования составили общенаучные и частно-научные методы. Общенаучные: анализ и синтез. Частно-научные: математический, формально-юридический, сравнительно-правовой и правовое прогнозирование.

Степень научной разработанности. Вопросы, затрагивающие, монархическую форму правления поднимались в научных трудах С.С. Алексеева, М.Ф. Чудакова, С.В. Клименко, М.Н. Марченко, В.В. Лазарева, Л.И. Спиридонова, Ф.М. Решетникова и многих других.

Структура курсовой работы состоит из следующих элементов: введения, двух глав с дополнительными параграфами, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Монархия как форма правления

    1. Понятие и признаки монархии

В современном мире из 194 признанных мировым сообществом государств монархия существует в 30. Причем в это число входят как небольшие государства, не имеющие существенного влияния на мировую политику или экономику, так и крупные, развитые страны, активные, влиятельные участники общемировых процессов. К ним относятся 14 азиатских монархических государств: Бутан, Бахрейн, Бруней, Иордания, Оман, Катар, Камбоджа, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Непал, Таиланд и Япония. В Европе 12 монархий: Андорра, Великобритания, Ватикан, Бельгия, Дания, Лихтенштейн, Люксембург, Испания, Монако, Нидерланды, Швеция и Норвегия. В Африке 3 государства имеют монархическую форму правления: Марокко, Свазиленд и Лесото. Еще одно монархическое государство сохранилось в Океании – это Тонга. Также к монархиям относят членов британского Содружества, главой государства в которых признается британский монарх.



Монархия – это форма правления, при которой власть всецело или же отчасти сконцентрирована в руках единоличного руководителя государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д1.

Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена Самой древней в мире монархической династией считается японская. Согласно официально канонизированной в стране легенде свою родословную она ведет от богини солнца Аматерасу. Ее основателем считается прямой потомок богини император Дзимму, взошедший на престол 11 февраля 660 года до нашей эры.

Монархией с точки зрения монархистов считается принцип верховной власти, базирующийся на выполнении монархом воли Бога, и от сего обретающего власть. По этому религиозному признаку отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса - всеобщих выборов) и знати (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества).

Монархия для монархиста – это в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления. Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), но они остаются монархиями без перехода на республиканскую форму правления, т.к. конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имею чисто консультативные прерогативы.

Глава монархического государства – монарх, обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве и занимает его пожизненно. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, он единолично представляет государство на международной арене. Его деятельность и потребности финансируются из государственного бюджета. Он имеет право отмены приговора и помилования, право на особый церемониал, особый титул. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643-1715 гг.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: «Государство – это я»2.

Следует отметить, что среди монархов рекордсменом – долгожителем по продолжительности нахождения на престоле является император Австро-Венгрии Франц Иосиф, находившийся у власти 68 лет (1848-1916 гг.). Японский император Хирохито руководил страной на протяжении 63 лет (с 1926 по 1989 годы). В настоящее время можно привести пример наиболее продолжительного монарха – королевы Великобритании Елизавета II, которая была у власти 70 лет.


Исследователи считают, что монархия в любой этап исторического становления народов является воплощением религиозной идеи в социальных и политических институтах. Объявляя монархию вневременным и божественным принципом власти, а не свойственной какой-то определенной эпохе формой, монархисты утверждают, что она имеет значение в чувстве ответственности перед Богом и народом, а также в опоре на закон и традиции, потому что считается наследственной и легитимной.

Так, директор Канцелярии Российского Императорского Дома А.Н. Закатов считает, что «Богоустановленность царской власти проистекает из самой человеческой природы. Господь создал человека по образу и подобию Своему. Следовательно, человеческое общество в идеале должно быть устроено по образу и подобию Царствия Небесного». Он также приводит в качестве аргумента 6-ю новеллу св. императора Юстиниана, провозглашающую принцип богоустановленности царской власти: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, где первое заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни».

Основными признаками классической монархической формы управления являются3:

1) Наследственный порядок преемственности верховной власти согласно обычаю или закону;

2) Существование единоличного главы государства. Он пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);

3) Юридическая безответственность монарха (невозможность применения к нему процесса импичмента). Впрочем, история подавляющего большинства государств знает многочисленные примеры «удачных» заговоров против них и революционных ситуаций. Достаточно вспомнить судьбу некоторых российских царей (Павел, Александр II, Николай II…).

4) Независимость от волеизъявления населения;

5) Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции;

6) Монарх представляет государство на международной арене;

7) Монарх подчеркивает институт контрасигнатуры;

В это же время, возможны и отходы от установившихся классических канонов. Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Например, институт монархии в Камбодже отличается от того, который существует в Европе. Королевская власть не является наследственной в обязательном порядке. Также как и в Европе, его правовой статус в большей степени носит церемониальный характер.


Таким образом, монархия представляет собой форму правления, где власть принадлежит монарху (король, шах, император). Особенностями монархии является наследственная преемственность власти, единоличность главы государства, юридическая безответственность монарха, олицетворение монархом традиций и единства нации, и контрасигнатура.

    1. Виды монархических форм правления

Традиционными видами монархии считаются абсолютные (неограниченные), конституционные (ограниченные). Конституционные в свою очередь разделяются на дуалистические и парламентарные, но встречаются другие классификации4.

Абсолютная монархия насчитывает свое существование более 4 тыс. лет. Она претерпевала значительные изменения, трансформируясь, приспосабливаясь к конкретным историческим условиям. В настоящее время государства с такой формой правления практически не существуют.

Британский историк Н. Хеншелл, говоря о трактовках термина «абсолютизм», выделяет четыре подхода к изучению самого феномена. Марксистский, в котором понятие «абсолютизм» полностью характеризует существовавшую социально-экономическую систему. Второй подход, по мнению Н. Хеншелла, представляет «абсолютизм» спланированным воплощением теории, а не результатом действия обезличенных сил, которую изобрели интеллектуалы раннего Нового времени как «модернизированную, действенную, целенаправленную и разумную версию монархии». Третья и четвертая точки зрения на происхождения абсолютизма, согласно Н. Хеншеллу, считают главным фактором формирования «абсолютизма» практическую необходимость преобразований в стране. Как одну из версий такого подхода Н. Хеншелл выделает роль «военной революции» в формировании. Все подходы активно развивались с конца XIX вв., имеют давнюю историю, собственные традиции исследования и сторонников в зарубежной и отечественной историографии.

Центральная позиция связана с пониманием зарубежной и российской историографией характера власти и общественных связей в эпоху абсолютизма. С точки зрения формы правления абсолютную монархию, возможно, квалифицировать как политический режим централизованного государства с юридически нелимитированной властью монарха. Во Франции, к примеру, монарху принадлежала вся полнота власти, и считалось, что все остальные лица и учреждения имеют какие-либо полномочия лишь только в силу того, что их им делегировал король. Его компетенции подлежали все отрасли и всевозможные вопросы управления, он имел право на собственное вмешательство в классическую компетенцию иных органов. Его единоличное решение могло отменить каждое другое заключение, но само не могло быть обжаловано.