Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема 9 Современные монархические формы правления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Саудовской Аравии отсутствует всякая официальная оппозиция, но присутствует нелегальная, но ее влияние весьма ограничено. Стабильность и рост государства связаны с доходами от нефти.

В Саудовской Аравии существует Совет министров (правительство). Король является не только главой государства, но и духовным главой (глава секты ваххабитов), также выполняет функции премьер-министра, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Правительство формируется из членов королевской семьи.

Согласно указу Короля Фахда был создан Консультативный совет в 1927 году. Факт создания данного органа свидетельствует о развитии государства в направлении образования представительных органов.

Вся полнота власти в Королевстве Саудовская Аравия находится в руках монарха – короля Абдаллы и его ближайших родственников. Поэтому можно говорить об абсолютном характере монархии в этой стране. С конца XX в. наметилось расширение совещательного элемента при принятии решений, но в рамках, отвечающих многовековым традициям и направленных на обретение властью большей устойчивости, подтверждающей ее статус в современном мире.

В отличие от Саудовской Аравии и Омана в других монархиях Аравийского полуострова наличие в них конституций дает основание относить их к конституционным, то есть ограниченным, монархиям.

Таким образом, абсолютная монархия представляет собой в наше время наименее популярную монархическую форму правления, в наши дни наблюдается тенденции к демократизации правового режима и перехода к более республиканским формам правления (конституционная монархия). Наиболее известными абсолютными монархиями являются Оман, Саудовская Аравия, Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Особенностью данной монархии является неограниченная власть монарха.

2.2. Примеры и характеристики конституционных монархий в современном мире

Одним из видов монархических форм правления является конституционная монархия.

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция)10.

Парламентарная монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества;
Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха. И хотя правило «царствует, но не правит» является определяющим полномочия монарха в Великобритании, формально и юридически монарх является составляющей всех ветвей власти. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии – старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой написанной выше: «царствует, но не правит». При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти.

Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива, другие полномочия закрепляются законом. Следует отметить в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляется по совету и при участии министров Правительства.

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица. Занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек.

Законодательным органом Великобритании является двухпалатный парламент. Верхнюю палату представляет Палата Лордов. Нижнюю палату Палата Общин. Высшим органом власти на территории Великобритании является именно Парламент, не смотря даже на присутствие административных структур у Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии.

В Японии формой правления является парламентская монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено Конституцией 1947 г. По сравнению с Конституцией 1889 г. новый Основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны.

Император страны осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.



Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Монархическая форма правления в Испании формально существует с 1947 г. В системе высших органов государственной власти испанская Конституция первое место отводит Королю.

По Конституции 1978 г. Испания является парламентарной монархией. Наследование осуществляется в порядке первородства и представительности. Король является главой государства, символом единства и постоянства, а также судьей деятельности государственных учреждений, высшим представителем Испании на международной арене.

Личность Короля неприкосновенна и не подлежит никакой ответственности. Король санкционирует и промульгирует законы, одобренные Генеральными кортесами, однако Конституция не предоставляет ему права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента. Король назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать. Король может назначать референдум в стране.

Король Испании также осуществляет командование вооруженными силами, осуществляет награждение почетными званиями и наградами, осуществляет помилование.

Парламент Испании Генеральные кортесы имеют две палаты. Нижняя - Конгресс депутатов, верхняя – Сенат. Нижняя палата состоит из 300-400 депутатов. Верхняя палата является органом территориального представительства.

Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и защитой государства.

Рассмотрим дуалистическую монархию на примере Кувейта11.

В этом государстве сразу после обретения независимости в 1961 году была сформирована Конституционная ассамблея, разработавшая проект конституции страны, ставший в 1962 году после одобрения эмира Основным законом Государства Кувейт. В отличие от соседних стран с наследственной системой престолонаследия в Кувейте эмир проходит определенную процедуру выборов и утверждения парламентом.

Прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, эмир произносит на специальном заседании Национального собрания клятву. В Кувейте правящая династия Аль Сабах не
связана напрямую с религиозным фактором, и власть ее основана лишь на исторической традиции. Эмир - верховный главнокомандующий вооруженными силами Кувейта, он назначает командующих всеми родами войск и на другие ключевые посты в армии. Согласно Конституции, эмир пользуется юридической неприкосновенностью, но его критика в СМИ не запрещена.

В Кувейте избирается парламент – Национальное собрание на всеобщих прямых выборах при тайном голосовании. Без одобрения Национального собрания не может быть обнародован ни один закон. При этом глава государства пользуется большими полномочиями. Он утверждает все законы, может потребовать пересмотра закона, уже одобренного Национальным собранием, и отправить его на доработку (право абсолютного вето). Преимущество имеют и законопроекты, вносимые в парламент эмиром. Кроме того, эмир вправе предлагать изменения Конституции от своего имени, в то время как депутаты Национального собрания в отдельности такого права лишены (ст. 174 Конституции).

Исполнительную власть осуществляет эмир через Совет министров. Он назначает премьер-министра и членов правительства, которые несут перед главой государства коллективную и личную ответственность. Министры также подотчетны Национальному собранию. На должность премьер-министра обычно назначается наследный принц. На ключевых постах в правительстве также находятся члены правящей династии. Таким образом, признаки конституционной монархии довольно четко проявляются в Кувейте, однако монарх обладает значительными полномочиями как в сфере исполнительной власти (формирует и возглавляет правительство), так и в законодательной власти.

С 1918 г. Монако, по договору, осуществляет свои суверенные права в интересах Франции. Франция в ответ же представляет Монако на международной арене.

Монако является представителем государства с дуалистической формой правления, а именно наследственное княжество. В государстве действует своя Конституция 1962 г12.

Глава государства – Князь, которому, согласно ст.3 Конституции, принадлежит исполнительная власть. Князь в Монако назначает и отзывает членов правительства, может в любое время распустить парламент, представляет Монако в государственных сношениях и имеет право заключать и ратифицировать договоры, издает ордонансы во исполнение таких договоров и законов. Князю помогают совещательные органы: Совет Короны, консультирующий главу государства по вопросам международных договоров, роспуска парламента, амнистии и помилования, и Государственный совет, который дает заключение на проекты ордонансов и законов.


Официально в Монако нет политических партий: имеются различные политические организации. Законодательная власть принадлежит Князю и Национальному совету (парламент), состоящему из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего прямого голосования. Полномочия парламента ограничены: он не имеет права контролировать деятельность правительства, а также выступать с законодательными инициативами.

Исполнительную власть на практике осуществляет Правительственный совет, возглавляемый государственным министром.

Согласно Конституции, судебная власть принадлежит Князю, который, однако, в полном объеме делегирует ее осуществление местным судам и трибуналам, действующим от имени главы государства.

Судебная система состоит из мировых судей, судов первой инстанции, Апелляционного и Кассационного судов. Имеется также Верховный суд (Tribunal Supreme), состоящий из 5 членов и 2 заместителей, назначаемых Князем на 4 года. Кандидатуры судей представляются по одному на каждое место парламентом, Государственным советом, Советом короны, Апелляционным судом и гражданским судом первой инстанции. Верховный суд выполняет некоторые функции конституционного контроля и является высшим органом административной юрисдикции. Судьи других судов также назначаются монархом Монако.

Таким образом, конституционная монархия представляет собой более мягкую форму правления, чем абсолютизм, т.к. власть в таких государствах ограничена Конституцией, представительским или сословным органом. Конституционная монархия наиболее популярная монархия в наши дни. Конституционные монархии бывают дуалистические и парламентские. Известные конституционные монархии: Великобритания, Испания, Кувейт, Монако.

Говоря в целом о современных монархиях, следует выделить тенденцию к конституционализму, даже в абсолютных монархиях, где представлена неограниченная власть монарха начинают подписываться Конституции этих стран.

Заключение

Таким образом, монархия – это форма правления, при которой власть полностью или отчасти сосредоточена в руках единоличного главы государства, именуемого монархом.

Отличительными чертами монархий являются:

1) Наследственный путь передачи власти монарху;

2) Существование нетипичной монархии;

3) Бессрочность власти монарха;

4) Юридическая безответственность монарха;

5) Независимость от волеизъявления народа;

6) Монарх олицетворяет преемственность традициям и единство народа;