Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема 9 Современные монархические формы правления.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможно поэтому, в общественном мнении закрепилось стереотипное представление об абсолютной монархии как о форме государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Многие видные фигуры эпохи абсолютизма стали для общества олицетворением тирании и беззакония – Ришелье, Мазарини, Людовик XIV и другие.
По формуле Петровского Воинского устава – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Главным признаком абсолютной монархии считается отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Появление абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений, начинающимся ходом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К более важным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или же абсолютный кризис сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, присутствие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата5.
Государственное вмешательство в частную жизнь во время абсолютизма приобретает наиболее цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, но все еще содержит принудительную направленность. В мировой истории, к примеру, такими государствами были Россия XVII-XVIII и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Как правило, это ограничение ориентируется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не имеет права изменить конституцию6.
Конституционная монархия появляется в этапе развития буржуазного общества. Де-юре она не потеряла собственного смысла в ряде государств Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.).
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает реальной властью и выполняет только представительную функцию7.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
1) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
2) лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
3) отсутствие верховенства монарха в ветвях власти;
4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
5) правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Монарха в парламентарной монархии оценивают как «спортивного арбитра», указывая, что он исполняет роль гаранта существующего порядка. Примерами такой монархии можно считать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и практически власть разбита меж правительством, создаваемым монархом и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях складывается автономно от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает большей частью интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и иные слои населения. Аналогичная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), а в данный момент в Марокко.
В некоторых странах монарх воплощает не только светское, но в то же время и религиозное управление государством. Данные монархии именуются теократическими (Саудовская Аравия). Теократический тип государства был развит в Средние века. В наше время, беря во внимание секулярные процессы в мире, довольно маленькое количество стран считаются теократическими.
Существует «два вида теократических государств – это теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия) и теократическая республика (например, исламская Республика Иран)». В данном случае нельзя говорить о взаимодействии государства с религиозными объединениями, ибо само государство является религиозным. Особенность такого государства заключается в том, что высшее должностное лицо в нем сочетает в себе функции светской и религиозной власти, вся система права основана на религиозных принципах, а государство создано для воплощения религиозных целей.
Такая индивидуальность накладывает определенный след на содержательную характеристику работы всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и нрав взаимодействия всех ветвей государственной власти.
В ряде стран довольно действенно работают нетипичные формы правления. В них объединяются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).
Представителем нетипичной формы монархического правления является выборная монархия. Выборная монархия – тип монархии, когда новый монарх после прекращения полномочий предыдущего избирается парламентом, членами монаршей семьи или другим специальным органом или прямым голосованием граждан государства8.
Таким образом, существует два основных вида монархии – абсолютная и конституционная. Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую монархию и парламентскую. Наибольшее распространение в наше время имеют конституционные монархии. Образуются в наше время и выборные монархии, которые являются нетипичной формой правления.
Следуя из этого, монархия является старейшей формой правления, где власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который в свою очередь либо избирается (выборочная монархия), либо власть ему передана по наследству. Власть монарха может быть неограниченной как в абсолютной монархии или быть ограничена другой властью или парламентом как в конституционных монархиях.
Глава 2. Монархия в современном мире
2.1. Примеры и характеристики абсолютных монархий в современном мире
Очевидным признаком абсолютной монархии следует считать как раз абсолютную власть монарха, от чего и следует название, т.е. власть всецело в руках государя. Предоставленная форма правления к нашему времени уже потеряла собственную практичность, что говорит о небольшом числе государств с абсолютной монархии сегодня.
История абсолютной монархии и трансформации политических структур является одной из центральных проблем периода XV - XVIII вв., поскольку именно в рамках абсолютизма совершился переход от средневековой системы организации политической власти к новому типу государственности. В настоящее время осталось только шесть государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией, а именно: Оман, Саудовская Аравия, Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские Эмираты9.
Город-государство Ватикан, султанат Бруней и королевство Саудовская Аравия являются абсолютными теократическими монархиями. Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи эмиратов – абсолютных монархий. Также существует такое государство как Тонга, официальная форма правления которой конституционная монархия, но до 2010 года король имел большой контроль над парламентом.
Маленькое государство Ватикан управляется Святым Престолом и является абсолютной монархией. Папа Римский является сувереном государства и выбирается кардиналами на пожизненный срок. Главой исполнительной власти является государственный секретарь, административной - губернатор, назначаемый Понтификальной Комиссией. Юридически Ватикан имеет статус суверенной территории Святого Престола. Главный административный орган – Римская Курия Ватикан: форма правления и государственное устройство.
В плане державного государства у Ватикана существует правовая коллизия.
Ватикан обладает своей Конституцией, состоящей из 6 актов. В Основном законе нет упоминания о том, что Папа Римский – монарх. В ст. 1 закреплено то, что он является Владыкой города-государства Ватикана и Верховным Понтификом. В его полномочиях управление всеми тремя ветвями власти. Но законодательные полномочия делегированы Понтификальной Комиссии, состав которой формируется Владыкой на 5 лет. Её председатель осуществляет исполнительную власть в государстве.
Конклав (Коллегия кардиналов) тайно избирает главу, что является нетрадиционным методом для монархии. Зачастую это и даёт пищу для споров. Подобный метод избрания связан с историческими предпосылками - Папа Григорий VII упразднил институт наследования, что связано с нежеланием потери богатств церковью. С другой стороны, связь с женщиной всегда считалась греховной, поэтому передача власти по наследству становилась невозможной для понтифика.
Бруней представляет собой конституционный султанат. Политическая система Брунея опирается на 2 столпа – конституцию и традиции Малайской исламской монархии Малайская исламская монархия является концепцией социально-политического развития государства направленной на поддержание власти режима абсолютной монархии. По конституции 1959 г., султан и верховный правитель выступал в качестве главы государства, имевшего в своем распоряжении консультативные советы: религиозный, тайный, законодательный и совет по престолонаследию.
Религиозный совет отвечал за консультирование султана по вопросам, связанным с исламом. Тайный совет консультировал султана в делах помилования, изменения и отмены какого-либо положения конституции, присуждения наград. Законодательный совет занимался законодательством. Совет по престолонаследию – консультациями по вопросам наследования престола.
В 1984 г. были сформированы министерства, каждое из которых возглавлял министр, назначаемый султаном
Судебная власть состояла из верховного суда, третейского и судов низшей инстанции, окончательную апелляцию проводят через тайный совет. Шариатские суды заменяли светские суды для мусульман в случаях развода, наследования и некоторых преступлений на сексуальной почве.
В Брунее одна политическая партия – Партия национального развития, которая поддерживает султана.
Таким образом, Бруней относится скорее к промежуточной монархии между абсолютной и конституционной за счет влияния конституции, но и при больших полномочиях султана.
Объединенные Арабские Эмираты остаются монархией по причине существования данной формы правления на протяжении нескольких столетий. Эмираты имеют высокий экономический уровень развития.
ОАЭ – это «коллективная монархия», где полномочия монарха принадлежат Совету эмиров. В одном из эмиратов (Абу-Даби), входящих в состав ОАЭ, учрежден Национальный консультативный Совет.
По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой феодальные государства в традиционном смысле термина. Значительная доля власти в таких странах как Саудовская Аравия и Оман сосредоточена в руках крупных, преимущественно финансовых, компаний.
В Омане сохранение султаната связано с поддержкой западных держав, таких как Англия и США. До недавнего времени в Омане отсутствовала конституция, на ее месте был Коран. Парламент данной страны тоже появился недавно. Вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит Султану. Политические партии и профсоюзы запрещены. Правительство формируется и возглавляется Султаном, ответственно только перед ним. Многие высшие государственные должности Омана заняты родственниками Султана.
Султан является также верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Занимает посты министра иностранных дел, финансов и обороны. Совещательный орган Омана – Совет шуры состоит из 59 членов шуры, которые назначаются от каждой провинции лично Султаном. Срок полномочий совета – 3 года (с правом переизбрания).
Королевство Саудовская Аравия создано в 20-е годы прошлого столетия сектой ваххабитов и опиравшейся на неё армии, возглавляемой Королем Ибн Саудом, который еще в колониальную эпоху образовал независимой государство, а в 1932 г. стал первым королем Саудовской Аравии. Это обусловило сохраняющийся до сих пор авторитет саудовской династии в широких слоях населения. Фактически в Саудовской Аравии сложилась не абсолютная власть монарха, а абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящую династию.