Файл: Специфичность норм развивающийся организм более чувствителен к факторам среды обитания непостоянство (сменяемость) норм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
). Он изучал строение тела и физиологию ребёнка и на основе своих исследований сконструировал оптимальную модель ученического стола. Парты Эрисмана стали такой же неотъемлемой частью школы, как доска или мел. Оснастив все школы советского союза (в 1924 году) новыми деревянными партами с наклонной откидной верхней панелью, как и ожидалось, было получено снижение заболеваемости сколиозом.
В сельской местности нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются примерно у 13% детей, в городах у 18%. Нарушение осанки и искривление позвоночника обычно связано с несоответствием размера мебели росту детей, а также с недостаточным контролем педагогов м родителей за правильностью посадки детей на уроках и при выполнении домашних заданий. Предметы оборудования , предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма. Детская и школьная мебель должна отвечать характеру воспитательного и образовательного процесса, ее размер - росту, а масса силе детей. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной учебной позе ребенка, соответствовать основным пропорциям его тела. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, доступной для очистки и дезинфекции.
Учебный процесс связан с большим не только умственным, но и физическим напряжением. Занятия за партой, чертежным столом, стояние за верстаком, сидение во время рукоделия, за компьютером связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей.
Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат. В систему управления позой входят соответствующие сегменты спинного мозга, получающие сигналы от мышечных рецепторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что сохранение позы осуществляется благодаря физическому тремору, постоянным незначительным движениям по отношению к среднему положению.
Позы, которые сопровождаются малым наклоном корпуса, более выгодны с точки зрения статики и биомеханики, вызывают малую амплитуду колебаний центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса приводят к смещению центра тяжести вперед, и амплитуда колебаний увеличивается. Кроме того, увеличение наклона корпуса и нарастание в связи с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением пульса и уменьшением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением пульса и уменьшением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с венозным застоем в конечностях и малом тазу, и, наконец, сдавлением передних отделов межпозвоночных дисков.
Установлено, что степень наклона корпуса во время занятий увеличивается с возрастом. У школьников начальных классов на протяжении 30-45 минутных занятий голова имеет наклон кпереди по отношению к горизонтальной плоскости, в среднем равный 45 град., грудной отдел позвоночника - 55 град. У школьников средник классов эти значения составляют 39 и 53 град, а у старшеклассников- соответственно - 33 и 48 град. Возрастные особенности позы при работе за столом объясняются особенностями формы позвоночника и величиной его функциональных изгибов, гравитационными силами, увеличивающимися с возрастанием массы, анатомическими различиями, обуславливающими разную длину туловища и высоту линии глаз над столом. А также усвоенным навыком правильной позы.
Менее совершенная регуляция позы и меньшая ее устойчивость в младшем школьном возрасте является одной из причин трудности преодоления статических нагрузок. У школьников младших классов, несмотря на относительно меньший наклон корпуса во время занятий, отмечается большая амплитуда колебаний центра тяжести корпуса.
7
К физиологическим критериям оценки позы относится степень мышечной активности направленной на поддержание тела. «Экономичность» позы характеризуется и реакциями со стороны кровообращения и дыхания. К физиологическим критериям относятся также устойчивость и регуляция позы с помощью микроколебаний. В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия.
По сравнению с позой стоя, сидячая поза более выгодна с точки зрения энергозатрат, характеризуется большей площадью опоры, более низким расположением центра тяжести и соответственно более выгодными условиями равновесия тела человека и характера гемодинамики.
Положение тела считается правильным, если при нем сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем , слухового и зрительного анализаторов. При письме для организма менее утомительна посадка, при которой центр тяжести туловища, распологающийся между телами 9 и 10 грудных позвонков, находятся прямо над плоскостью, образуемой площадями опоры - седалищными буграми и подвздошными костями. При этом, линия тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава. При такой посадке голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от тетради. Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, предплечья и кисти рук симметрично располагаются на столе, туловище отодвинуто на 3-5 см (толщина кисти рук школьника) от края стола. Во избежание давления кровеносных сосудов, расположенных в подколенной области, не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра лежат на сидении. Стопами учащийся опирается о пол
( при этом ноги согнуты в коленях под прямым углом) или о подножку.
При правильной посадке имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка скамьи, пол и подножка), что уменьшает мышечное напряжение и возможность преждевременного утомления.
К числу патофизиологических критериев оценки позы или возможных повреждающих моментов следует отнести ассиметрию позы и сопутствующую ей ассиметрию мышечной активности, а также чрезмерные наклоны впереди при посадке за партой.
При относительной неустойчивости костно-мышечной системы у детей неправильное положение тела может быстро привести к утомлению организма, а также к возникновению различного рода нарушений (сутуловатость, сколиозы, асимметрии плеч и лопаток). Кроме того, в положении сидя имеется ряд особенностей, затрудняющих функции внутренних органов, систем кровообращения и дыхания, которые могут играть определенную роль в развитии некоторых патологических состояний. В процессе учебных занятий организм школьника испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту учащихся и другим соматометрическим параметрам. Одновременно возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессирования, нарушению осанки.
К психофизиологическим критериям относится субъективная связь с удобством позы. С отсутствием или наличием давления в области седалищных бугров или задней поверхности бедер, оценка степени длительного беспокойства, удобства зрительной работы от глаз до рабочей поверхности. Психофизиологические критерии приобретают особенно большое значение с введением в учебный процесс ТСО.
Детская мебель должна быть стандартизована. Пропорции тела меняются в зависимости от роста тела в длину, поэтому ведущим в определении группы мебели является рост. Рост школьников для определения размеров мебели измеряется в обычной обуви непосредственно в классе
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, и таким образом неправильная осанка закрепляется.
Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития, а также целенаправленное использование средств физического воспитания. К задачам такого воспитания относят следующие:
1. улучшение и нормализация нервных процессов, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма
2. активизация общих и местных обменных процессов
3. выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища
4. исправление имеющегося дефекта осанки
5. формирование и закрепление правильной осанки
В сельской местности нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются примерно у 13% детей, в городах у 18%. Нарушение осанки и искривление позвоночника обычно связано с несоответствием размера мебели росту детей, а также с недостаточным контролем педагогов м родителей за правильностью посадки детей на уроках и при выполнении домашних заданий. Предметы оборудования , предназначенные для детей и подростков, должны полностью соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма. Детская и школьная мебель должна отвечать характеру воспитательного и образовательного процесса, ее размер - росту, а масса силе детей. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной учебной позе ребенка, соответствовать основным пропорциям его тела. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, доступной для очистки и дезинфекции.
Учебный процесс связан с большим не только умственным, но и физическим напряжением. Занятия за партой, чертежным столом, стояние за верстаком, сидение во время рукоделия, за компьютером связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей.
Основную роль в регуляции позы играют нервно-мышечная система и суставной аппарат. В систему управления позой входят соответствующие сегменты спинного мозга, получающие сигналы от мышечных рецепторов. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что сохранение позы осуществляется благодаря физическому тремору, постоянным незначительным движениям по отношению к среднему положению.
Позы, которые сопровождаются малым наклоном корпуса, более выгодны с точки зрения статики и биомеханики, вызывают малую амплитуду колебаний центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса приводят к смещению центра тяжести вперед, и амплитуда колебаний увеличивается. Кроме того, увеличение наклона корпуса и нарастание в связи с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением пульса и уменьшением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с этим активности мышц спины и шеи сопровождаются некоторым учащением пульса и уменьшением амплитуды дыхательных движений, могут способствовать нарушениям зрения, развитию ряда патологических явлений, связанных с венозным застоем в конечностях и малом тазу, и, наконец, сдавлением передних отделов межпозвоночных дисков.
Установлено, что степень наклона корпуса во время занятий увеличивается с возрастом. У школьников начальных классов на протяжении 30-45 минутных занятий голова имеет наклон кпереди по отношению к горизонтальной плоскости, в среднем равный 45 град., грудной отдел позвоночника - 55 град. У школьников средник классов эти значения составляют 39 и 53 град, а у старшеклассников- соответственно - 33 и 48 град. Возрастные особенности позы при работе за столом объясняются особенностями формы позвоночника и величиной его функциональных изгибов, гравитационными силами, увеличивающимися с возрастанием массы, анатомическими различиями, обуславливающими разную длину туловища и высоту линии глаз над столом. А также усвоенным навыком правильной позы.
Менее совершенная регуляция позы и меньшая ее устойчивость в младшем школьном возрасте является одной из причин трудности преодоления статических нагрузок. У школьников младших классов, несмотря на относительно меньший наклон корпуса во время занятий, отмечается большая амплитуда колебаний центра тяжести корпуса.
7
К физиологическим критериям оценки позы относится степень мышечной активности направленной на поддержание тела. «Экономичность» позы характеризуется и реакциями со стороны кровообращения и дыхания. К физиологическим критериям относятся также устойчивость и регуляция позы с помощью микроколебаний. В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия.
По сравнению с позой стоя, сидячая поза более выгодна с точки зрения энергозатрат, характеризуется большей площадью опоры, более низким расположением центра тяжести и соответственно более выгодными условиями равновесия тела человека и характера гемодинамики.
Положение тела считается правильным, если при нем сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем , слухового и зрительного анализаторов. При письме для организма менее утомительна посадка, при которой центр тяжести туловища, распологающийся между телами 9 и 10 грудных позвонков, находятся прямо над плоскостью, образуемой площадями опоры - седалищными буграми и подвздошными костями. При этом, линия тяжести пересекает скамью позади тазобедренного сустава. При такой посадке голова несколько наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами от тетради. Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, предплечья и кисти рук симметрично располагаются на столе, туловище отодвинуто на 3-5 см (толщина кисти рук школьника) от края стола. Во избежание давления кровеносных сосудов, расположенных в подколенной области, не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра лежат на сидении. Стопами учащийся опирается о пол
( при этом ноги согнуты в коленях под прямым углом) или о подножку.
При правильной посадке имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка скамьи, пол и подножка), что уменьшает мышечное напряжение и возможность преждевременного утомления.
К числу патофизиологических критериев оценки позы или возможных повреждающих моментов следует отнести ассиметрию позы и сопутствующую ей ассиметрию мышечной активности, а также чрезмерные наклоны впереди при посадке за партой.
При относительной неустойчивости костно-мышечной системы у детей неправильное положение тела может быстро привести к утомлению организма, а также к возникновению различного рода нарушений (сутуловатость, сколиозы, асимметрии плеч и лопаток). Кроме того, в положении сидя имеется ряд особенностей, затрудняющих функции внутренних органов, систем кровообращения и дыхания, которые могут играть определенную роль в развитии некоторых патологических состояний. В процессе учебных занятий организм школьника испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту учащихся и другим соматометрическим параметрам. Одновременно возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессирования, нарушению осанки.
К психофизиологическим критериям относится субъективная связь с удобством позы. С отсутствием или наличием давления в области седалищных бугров или задней поверхности бедер, оценка степени длительного беспокойства, удобства зрительной работы от глаз до рабочей поверхности. Психофизиологические критерии приобретают особенно большое значение с введением в учебный процесс ТСО.
Детская мебель должна быть стандартизована. Пропорции тела меняются в зависимости от роста тела в длину, поэтому ведущим в определении группы мебели является рост. Рост школьников для определения размеров мебели измеряется в обычной обуви непосредственно в классе
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа, и таким образом неправильная осанка закрепляется.
Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития, а также целенаправленное использование средств физического воспитания. К задачам такого воспитания относят следующие:
1. улучшение и нормализация нервных процессов, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма
2. активизация общих и местных обменных процессов
3. выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища
4. исправление имеющегося дефекта осанки
5. формирование и закрепление правильной осанки