Файл: Понятие информация. Основные пути поиска информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

(№ 1 семестра)

Дисциплина: Информационно-библиографическая культура

Реферат

Тема: Понятие «информация». Основные пути поиска информации.






Выполнил(а):
Горева Анастасия Владимировна

(Ф.И.О. студента)
___ ИВз-1122(2)

(наименование, группа)





Проверил(а):
___________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)
________________________

(дата)



Омск 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1 ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ»………………..…………………………4

2 ЭВРИСТИКА……………….……………………………………………..5

3ПОИСК ИНФОРМАЦИИ…………………………...……………………6

4 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА ………………………………8

4.1 Методы поиска информации в библиографической эвристике ……10

4.2 Методы поиска информации в Интернете………………………..….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…24

ВВЕДЕНИЕ

Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный поиск – непреложный навык специалиста-интеллектуала.

Быстрый рост и динамическое развитие информационных ресурсов (прежде всего представленных в сети Интернет) обязывает каждого иметь разнообразные навыки сложного поиска. Уметь быстро и правильно искать в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения.

Информационная эвристика призвана помочь специалисту достаточно быстро провести избирательный и эффективный поиск при решении конкретных интеллектуальных задач.

Проблема поиска и использования информации – одна из самых актуальных в современной науке. Разумеется, для эффективного и качественно поиска информации Интернет незаменим. Однако сам факт хранения в Интернете огромного пласта знаний человечества не является свидетельством высокой эффективности поиска и использования информации. Пусть даже информация выдается и в удобной форме, но осваивать ее в конечном итоге приходится человеку. И от того, насколько он владеет методами и методикой поиска, будет зависеть эффективность и качество его труда.


Следовательно, в основе использования информации лежит проблема поиска и преобразования ее в такие содержание и форму, которые создают возможность более удобного и оперативного освоения информации и ее эффективного использования в общественной деятельности.

В связи с этим цель данной работы – исследование особенностей развития и распространения информации, рассмотрение основных целей и методов информационного поиска, анализ правил построения стратегии поиска и формулирования поискового запроса.

1.ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ»

Для начала дадим понятие информации. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности.

Определений информации существует множество, причём академик Н. Н. Моисеев даже полагал, что в силу широты этого понятия нет и не может быть строгого и достаточно универсального определения информации.

В международных и российских стандартах даются следующие определения:

  • знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста (ISO/IEC 10746-2:1996);

  • знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл (ISO/IEC 2382:2015);

  • сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации (ГОСТ 7.0-99).

2.ЭВРИСТИКА

Эвристика в общем понимании – это искусство и наука открытия и творческого поиска в сложной предметной области. При этом эвристика имеет множество значений.

Так, эвристика – это система обучения, способствующая развитию у обучаемых находчивости, умения самостоятельно добывать знания, познавательной активности, потребности в знаниях.

Также эвристика – наука о закономерностях и методах открытия и изучения нового в творческой и познавательной деятельности человека; психология творчества.

Под эвристикой понимается методология разрешения проблем, использующая метод проб и ошибок, а также результаты эксперимента для нахождения прямого пути к решению.



Эвристика – это специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений.

Эвристика – совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческой задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с. помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности определяющие метатеорию решения творческих задач, универсальны по своему характеру и не зависят от конкретной решаемой проблемы.

Эвристика – наука, изучающая эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Ее основной объект – творческая деятельность; важнейшие проблемы – задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К.Линнея). Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.

Таким образом, центральное слово эвристики – это поиск (информации).

3.ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Несомненно, что разработка методов получения и использования разнообразной социальной информации традиционно составляет центральную проблему научной организации труда специалиста.

Для принятия решения в каждой конкретной ситуации специалисту необходимо получить возможно более полную и актуальную информацию, относящуюся к данному случаю.

Выбор источников информации, стратегий ее поиска, способов проверки достоверности и соответствия уже имеющимся сведениям, методы оценки полезности найденной информации для разрешения проблем – все эти факторы являются характеристиками информационного поведения человека.

Критериями информационной культуры человека можно считать его умение адекватно формулировать свою потребность в информации во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать информацию и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, адекватно отбирать и оценивать информацию.


Интернет открыл доступ ко многим информационным ресурсам, получить которые другим способом в настоящее время невозможно для читателей российских библиотек. Объединяя локальные, национальные и глобальные сети, он стал громадным информационным ресурсом, наиболее динамичным из всех существующих в настоящее время.

Весьма важной чертой Интернета является то, что пользователь не просто получает доступ к информации, но и сам производит ее. К тому же поиск информации в новых условиях и в новой информационной среде предоставляется самому специалисту.

В связи с этим можно выделить два положительных момента:

- увеличивается вероятность выявления полезной по существу, но не соответствующей строго формально запросу информации. В отличие от посредника специалист не вынужден жестко придерживаться формулировки запроса. Он сам ведет диалог с поисковой системой, меняя тактику поиска в зависимости от полученных результатов;

- формируются основы научного мышления, навыки научно-исследовательской работы. Специалист учится ориентироваться в сетевом пространстве, отбирать из большого количества документов то, что действительно необходимо и, наконец, варьировать свой запрос в зависимости от анализа уже выявленных документов.

Тем не менее, пользователи часто не ощущают удовлетворения от результатов поиска в новой информационной среде. Обычно это происходит по следующим причинам:

- как правило, пользователи в качестве инструмента поиска используют либо поисковые машины (AltaVista, HotBot), либо каталоги ресурсов (Yahoo). Несмотря на ряд достоинств, вышеупомянутые поисковые системы не обеспечивают научный контроль качества (то есть процесс включения информации в БД этих поисковых систем не находится под контролем специалистов-предметников), что может привести к получению в результате поиска недостоверной информации;

- отсутствие знаний и навыков по составлению запроса к поисковой системе приводит к получению большого количества информационного шума;

- пользователь часто не осознает тот факт, что, несмотря на то, что информация существует в интернете, она находится вне поля зрения поисковых машин. Отсутствие элементарных знаний по проведению поиска приводит к снижению полноты получаемой информации.

Таким образом, можно утверждать, что в Интернете есть больше возможностей, нежели используется в настоящий момент. И, следовательно, проблема заключается не в недостаточности качественной информации в Интернете, а в неумении специалиста ее найти.


4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА

В рамках библиографоведения накоплен, теоретически и методически обобщен большой исторический опыт поиска и использования информационных источников. Именно в библиографоведении сформировалась и ныне целенаправленно развивается специальная научная дисциплина – библиографическая эвристика.

Библиографическая эвристика – одна из важнейших и активно развивающихся частей общей науки о библиографии, библиографоведении. В современных условиях ускорения и усложнения информационных процессов в обществе ей уделяется особое внимание.

Под библиографической эвристикой понимается библиографоведческая дисциплина, разрабатывающая историю, теорию и методику информационного поиска.

Категория «информация» при этом включает в себя и понятие «библиографическая информация», которая является одной из важнейших ее составляющих. Это объясняется той функциональной ролью, то есть той социальной задачей, которую решает общество посредством библиографической информации в процессе производства, распространения и использования социальной информации, знания.

Объективный характер существования и использования такой информации и предопределяет самые различные задачи ее поиска. В целом же все реальное многообразие таких задач можно свести к трем основным целям информационного поиска:

- поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги);

- поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация;

- поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.

Эти цели определяют и три основных вида информационного поиска: библиографический, документальный и фактографический, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Например, чтобы найти информационный источник (документ или издание), надо знать определенную совокупность библиографической информации (фактов), характеризующей его, отличающей его от многих других: хотя бы от написанных тем же автором, на одну и ту же тему, выпущенных тем же издательством, в одном и том же году и т.д. Следовательно, нужно сначала проделать библиографический поиск. И, наоборот, чтобы провести фактографический поиск в какой-либо отрасли знаний или практики требуется сначала найти те литературные источники (документы, издания), в которых могут быть интересующие нас факты. Поэтому сначала надо провести библиографический и документальный поиск.