Файл: Понятие информация. Основные пути поиска информации.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.1Методы поиска информации в библиографической эвристике
Осуществлять поиск и использовать мощные потоки информации становится все труднее.
И для этого библиографическая эвристика имеет ряд методов поиска информации: сплошной, выборочный, интуитивный, типологический («рецептурный»), индуктивный, дедуктивный, метод библиографических ссылок, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Рассмотрим их вкратце.
Итак, сплошной метод. Это обследование сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников. Очевидно, что в современных условиях этот прием трудно реализуем даже для узкой темы. Поэтому часто он рассматривается только в качестве чисто теоретического.
Выборочный метод – более рациональный и реальный путь поиска информации, который сводится к подбору и изучению определенной совокупности источников.
Интуитивный метод. Под ним понимается умение найти нужный материал посредством библиографического чутья, продолжительного опыта.
Типологический, или рецептурный метода, когда использование задач информационного поиска позволяет для каждого конкретного информационного поиска намечать определенный путь и документальные средства (пособия, источники) решения, то есть дать своего рода модель, рецепт решения этой поисковой задачи. Так, оптимальной типовой моделью для разработки различных «рецептов» информационного поиска является библиографическое описание.
Индуктивный метод информационного поиска. Процесс познания с использованием индукции совершается от единичных суждений и фактов к общим правилам и обобщениям, в которых выражается общая закономерность.
Дедуктивный метод информационного поиска. Обратная картина сложится, если мы будем осуществлять поиск дедуктивным методом. Такая направленность мысли может иметь место при исследовании определенной области явлений, создании развернутой научной теории и т.п.
Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам. Возможность его использования заключается и в самом характере литературы, состоящей из определенной взаимосвязи фактов, произведений, документов и изданий. Каждое новое литературное произведение – это в известной степени анализ, оценка и обобщение социальной информации, уже имеющейся в литературе. Специфической формой отражения указанной взаимосвязи, преемственности литературного развития и является библиографическая ссылка (сноска).
Изложенные методы позволяют найти необходимую информацию в традиционной информационной среде.
4.2 Методы поиска информации в Интернете
Однако в наше время не менее, а где-то и гораздо более, важны методы и методика поиска информации в новой информационной среде – Интернете.
Поиск информации может быть произведен по нескольким методам, значительно различающимся как по эффективности и качеству поиска, так и по типу извлекаемой информации.
Рассмотрим основные методы поиска информации в Интернете, используемые по отдельности или в комбинации друг с другом.
Прежде всего, это использование поисковых машин. В настоящее время этот метод – один из основных и фактически единственный при проведении предварительного поиска. В результате поиска появится список ресурсов Интернета, который требуется детально рассмотреть.
Применение поисковых машин основано на использовании ключевых слов, передающихся поисковым серверам в качестве аргументов поиска.
В качестве методов рассматривается и непосредственный поиск с использование гипертекстовых ссылок. Так как все сайты в пространстве Всемирной паутины фактически связаны между собой, то поиск информации может быть произведен путем последовательного просмотра связанных страниц с помощью браузера.
На первый взгляд, этот полностью ручной метод поиска выглядит полным анахронизмом, в то же время этот способ Web-страниц часто оказывается единственно возможным на заключительных этапах информационного поиска, когда механическое исследование уступает место более глубокому анализу.
При этом, использование каталогов, классифицированных и тематических списков и всевозможных справочников также относится к этому виду поиска.
Поиск с применением специальных средств – это полностью автоматизированный метод, весьма эффективный для проведения первичного поиска.
Сущность этого метода заключается в применении специализированных программ – спайдеров, которые в автоматическом режиме просматривают Web-страницы, отыскивая на них искомую информацию.
То есть, можно говорить об автоматизированном варианте просмотра с помощью гипертекстовых ссылок (поисковые машины используют похожие методы).
Этот метод является особо эффективным в том случае, если использование поисковых машин не дает необходимых результатов в силу нестандартности запроса, либо других причин.
Еще один метод – анализ новых ресурсов, поиск по которым может оказаться необходимым при проведении повторных циклов поиска, поиска наиболее свежей информации либо для анализа тенденций развития объекта исследования в динамике.
Еще одна причина такого поиска заключается в том, что большинство поисковых машин обновляет свои индексы со значительной задержкой, вызванной гигантскими объемами обрабатываемых данных, и это упущение обычно тем больше, чем менее популярна интересующая тема. Такое соображение является весьма существенным при проведении поиска в узкоспециальной предметной области.
Очевидно, что поиск информации в Интернете более рассматривается как процесс решения поисковой задачи, стоящей перед пользователем, а не как просто нахождение релевантной запросу информации.
Основными этапами методики поиска являются:
- формулировка и уточнение информационного запроса. На этом этапе идет целенаправленное ограничение и конкретизация общей цели поиска;
- планирование поисковой процедуры. Основная цель данного процесса – определение путей и способов рационального решения поисковой задачи. Этот этап включает в себя разработку поисковых стратегий, предусматривающих выполнение выявленных наборов требований;
- реализация поиска. Окончательное решение поисковой задачи.
Методика поиска информации включает несколько этапов.
Первым этапом является формулировка и уточнение информационного запроса. Этот этап традиционно играет ведущую роль. От того, насколько верно сформулирован запрос, будет зависеть последующий выбор информационных ресурсов. «Уточнение запроса» в библиотечной практике представляет собой ряд критериев или вопросов, необходимых для уточнения потребности пользователя в информации. В ходе интервью выясняется тип источника, в котором будет проводиться поиск, содержание темы, глубина ретроспективного поиска. На данном этапе целесообразно осуществить:
- формулирование запроса на естественном языке;
- определение типа информационной потребности;
- определение цели поиска информации;
- определение необходимых ограничений поиска;
- окончательную формулировку информационного запроса.
Цель первого шага – формирование представления об искомой информации. Для того чтобы получить это представление, обладателю информационной потребности необходимо как можно более точно выразить ее на естественном языке.
Даже достаточно грубое представление о типе информационной потребности позволяет уточнить обуславливаемые ею требования, которые следует учитывать при поиске. Традиционно различают два типа информационных потребностей:
1) когда наилучшей метаинформацией (информацией об информации) признается та, которая наиболее полно и точно описывает конкретную информационную потребность данного потребителя и позволяет получить точный ответ;
2) когда границы определены нечетко, а также с течением времени могут изменяться.
Процессы информационного поиска, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности разных типов, в целом отличаются друг от друга, в связи с чем можно говорить о разных видах информационного поиска. Об информационном поиске, удовлетворяющем информационные потребности первого типа, говорят как о фактографическом. Об информационном поиске, удовлетворяющем потребности второго типа, - как о документальном. Однако часто, чтобы найти некоторые факты в интернете, необходимо сначала провести поиск документов (Web-страниц), содержащих эти факты. В этом случае можно говорить о документально-фактографическом поиске.
Следующий шаг – определение цели поиска информации, которое позволяет выявить степень требуемой полноты информации, что также оказывает влияние на выбор поисковых систем. Противоположными друг другу целями поиска информации традиционно являются:
- предварительное знакомство с проблемой;
- тщательное изучение проблемы.
Как правило, обычная цель поиска информации лежит где-то между этими двумя крайностями, то есть пользователю требуется некоторое количество информации, но абсолютная полнота сведений ему не нужна.
К числу основных ограничений традиционно относят: ограничения по видам изданий, языкам публикаций, по географическим и хронологическим рамкам поиска. Поэтому необходимо четко выяснить:
- информация из каких источников интересует пользователя (статьи, монографии, материалы конференций, другое);
- на каком языке;
- каковы географические рамки поиска;
- каковы хронологические рамки поиска.
Для окончательной формулировки информационного запроса необходимо провести всесторонний лексический анализ информации, подлежащей поиску. Необходимо получить из какого-либо источника прецедент подробного и грамотного описания исследуемого вопроса. Таким источником может стать как узкоспециальный справочник, так и энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформулировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики и клише, при необходимости на нескольких языках.
Основная цель этапа планирования поисковой процедуры – определение путей и способов рационального решения поисковой задачи. Он включает в себя разработку общей программы поиска. Параллельно осуществляется выбор и оценка качества поисковых систем, проводится поиск недостающей информации.
На этом этапе речь идет о следующих шагах:
- выбор и оценка качества поисковых систем;
- разработка общей программы поиска.
Отбор и оценку качества поисковых систем необходимо проводить с точки зрения их соответствия реальной информационной потребности и специфике запроса. Каждый пользователь имеет специфические требования, оказывающие влияние на выбор поисковой системы, ее содержания и возможностей. При выборе поисковой системы необходимо обращать внимание на следующие параметры: объем индекса поисковой системы, контроль качества содержащейся в ней информации, возможности языков запросов.
Разработка общей программы поиска заключается в определении объектов, методов и возможных направлений (маршрутов) поиска на основе выявленных ограничений поиска (тематических, хронологических, языковых, географических), а также степени полноты поиска.
Тактика и средства поиска могут существенно различаться в зависимости не только от тематики, но и от других параметров запроса. Здесь следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций.
Так, например, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной пользователем поисковой задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват источников информации.
Следовательно, сначала в большей мере идет поиск информационных ресурсов (то есть совокупностей документов). И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой поисковой задачи. На этом этапе преобладает уже поиск самих документов.
Разумеется, на протяжении всего процесса поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: c одной стороны, от общих классификационных поисковых систем к предметно-ориентированным указателям ресурсов, далее к конкретным документам и содержащимся в них фактам; c другой – от уникальных слов и фраз запроса к предметно-ориентированным указателям ресурсов и/или к конкретным документам.
Цель последнего этапа – окончательное решение поисковой задачи. Он также включает в себя создание инструментов, необходимых для ее решения.
На этом этапе необходимо выполнить следующие шаги:
- отбор совокупности информационных ресурсов по теме поиска;
- проведение поиска в информационных ресурсах;
- оценка полноты информации;