Файл: Контрольная работа дисциплина основы психологии человека тема Свойства восприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
дисциплина ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
тема
Свойства восприятия
________________________________________________________________________
Студент (ка) _1____ курса
заочного факультета
специальность
_37.04.01__Психология____
_____Лобова Анастасия Александровна___
Ф.И.О.
Санкт-Петербург
2018 год
_______________________________________________________________
Регистр.№__________________ «_______»_______________________200______г.
дата поступления работы в Университет
ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________200_____Г.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________
подпись фамилия четко
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(линия отреза)
Студент (ка) __1__ курса______Лобова Анастасия Александровна____________________
(Ф.И.О.)
заочного факультета специальность____37.04.01__Психология_____________________
дисциплина____________________ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА _______
тема___ Свойства восприятия
личности_________________________________________________
Регистр.№__________________ «_______»_______________________200______г.
дата поступления работы в Университет
ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________200_____Г.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________
подпись фамилия четко
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ 4
2. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ 6
2.1 Предметность 6
2.2. Целостность 7
2.3 Константность 8
2.4 Осмысленность 10
2.5 Избирательность 12
2.6 Апперцепция 13
2.7 Структурность 15
2.8. Обобщенность 16
2.9. Историчность 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный. – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя [8, C. 112].
Проблеме восприятия придают существенное значение отечественные и зарубежные психологи (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, Е.С. Кузьмин, Д. Кэмпбелл, Г. Линдсей, Д. Браун, Д. Дженнингс и др).
Цель представленной работы – раскрыть основные свойства восприятия.
К свойствам восприятия, позволяющим отличать его от ощущений, относятся предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция, структурность, обобщенность, историчность.
1. РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
Интериоризация – это процесс формирования психических образований во внутренней структуре психической организации человека через психическую деятельность, которую совершает человек, взаимодействуя с миром вещей, людей и самим собой.
Обычно интериоризацию трактуют как трансформацию внешнего действия во внутренние психические образования, составляющие структуру психики, благодаря усвоению структур (алгоритмов, навыков) предметно-манипулятивной деятельности и (паттернов, правил, стереотипов) поведения. Речь, в данном случае, идет об особой психической ассимиляции способов взаимодействия человека с внешней по отношению к нему средой. В результате напрашивается трактовка интериоризации как процесса связи внешнего субъектного по-ведения и деятельности с внутренними структурными образованиями психики в направлении от внешнего к внутреннему [6, С. 85].
Психика человека на протяжении всей жизни постоянно обогащается потоками информации, которая но большей части оседает в сфере бессознательного. Эти, казалось бы, избыточные ощущения становятся «золотым запасом» для адаптивно-творческой деятельности человека. Однако диффузность и предметная неопределенность образов ощущений не позволяет человеку ориентироваться в качественном своеобразии объектов как предметов своих потребностей, а, следовательно, использовать их для воспроизводства собственной жизни.
Поэтому психическая деятельность как процесс познания трансформирует потоки ощущений в образы восприятия, для которых характерно целостное и предметное отражение объектов внешнего мира. При таком отражении человек видит мир не в отдельных его свойствах, а в отделенных друг от друга предметах, заключающих в себе актуальные и потенциальные потребности человека и общества. Восприятие позволяет человеку конкретнее и точнее ориентироваться в предметном мире своих потребностей.
Ощущения и восприятие возникают из непосредственного, органического контакта человека с объектами внешнего мира. Этот контакт осуществляется с помощью органов чувств. Поэтому процессы, порождающие ощущения и восприятия называют конкретно-чувственными.
Однако для психической деятельности свойственно быть «вещью в себе», те. иметь внутренний план сознания, находящийся вне непосредственно-чувственного контакта с внешним миром. Этот план существования психического возможен благодаря способности нервной клетки запечатлевать и сохранять следы ощущений и восприятия, в результате чего возникают явления памяти, где конкретно-чувственная информация подвергается логическому синтезу и трансформируется в образы памяти, которые выполняют знаковую функцию но отношению к объектам взаимодействия. Знаковая форма образов памяти может не совпадать с образом запечатлеваемого объекта. Например, узелок на память ничего общего не имеет с вещью, которую нужно запомнить.
Благодаря памяти образы ощущений и восприятия начинают самостоятельную жизнь во внутреннем плане сознания в виде образов представления, которые обладают всеми свойствами восприятия, но при этом отличаются фрагментарностью, схематичностью, смытостью подробностей в деталях, логической «высушенностью». В них, как правило, сохраняются главные признаки объекта.
Восприятие тесно связанно с оживлением следов прошлого опыта и мышлением воспринимающего, а тaкже его чувствами и эмоциями: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; сравнением с ними актуальных воздействий; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы; «принятием решения» о том, к какой кaтегории относится воспринимаемый предмет. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическaя жизнь конкретной личности воспринимающего [1, С. 157]. Тaким образом, восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой кaчественно новую ступень чувственного познания с присущими ее особенностями.
2. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Предметность
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность – это способность воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов,
обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американских психологов Лешли и Клювера показали, что если научить животное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треугольник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками.
Предметность – это не врожденное свойство и выполняет оно ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности.
И.М. Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия, не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира [4, С. 75].
Заговорив о роли движения в обеспечении предметности восприятия, мы не можем не остановиться на более детальном рассмотрении моторного компонента восприятия. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.
Вообще, следует отметить, что в работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микро-движения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком.
Предметность как свойство восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством [7, С. 250].
Таким образом, предметность восприятия – это отнесенность всех, получаемых с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.
2.2. Целостность
Целостность восприятия характеризуется тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира [9, С. 117].
Целостный образ восприятия складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Например, автомобиль в темноте воспринимается лишь по шуму двигателя и свету фар. Другой пример: нос воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Разумеется, этот образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, на основе опыта.Таким образом, целостность заключается в отражении объектов в совокупности их свойств. Это некоторое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и др.). Образ восприятия имеет высокую избыточность – некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объекта.
Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому предмету, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпеихологии [2, С. 204]. Целостность – не изначально заданное свойство, она формируется в предметной деятельности человека.