Файл: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выступление по теме
«Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»
К сожалению, современная ситуация в нашем обществе характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Снижается интенсивность и качество чтения детей, уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры.
Анализ техники чтения за последние годы моей работы показал, что лишь 40% детей класса (а иногда и 20-25%) читают выше нормы. Но главная проблема, на мой взгляд, в том, что далеко не все дети понимают смысл прочитанного. Многие не могут охарактеризовать героя произведения, выразить своё отношение к его поступкам, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах, которые проводятся ежегодно и являются показателем уровня сформированности метапредметных образовательных результатов.
Этим обусловлена актуальность выбранной мною темы.
Цель работы: создание условий, направленных на формирование читательской компетенции и развитие интереса к чтению младших школьников.
Ожидаемый результат работы над данной темой:
- выявление наиболее эффективных приёмов, методов и технологий формирования читательской компетенции младших школьников;
- повышение интереса к чтению, создание условий для мотивации учебной деятельности;
Развитие читательских умений обучающихся;
- рост качества знаний обучающихся по литературному чтению;
- разработка дидактических материалов для уроков литературного чтения, направленных на развитие и формирование читательской компетенции обучающихся;
- обобщение своего опыта (в виде открытых уроков для учителей школы и района, выступление на заседаниях МО и на педсовете) по изучаемой теме.
Задачи первого года работы над темой:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы, передовой педагогический опыт по данной теме.
2)провести диагностику техники чтения и уровня сформированности читательских умений младших школьников;
3) помочь родителям осознать ценность детского чтения, вовлечь их в решение проблемы.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы, передовой педагогический опыт по теме самообразования, определила для себя ключевые понятия.
Компетенция – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
Исходя из этого федеральные государственные стандарты определяют читательскую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Следовательно, читательская компетенция – это знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов.
Читательская компетенция участвует в формировании ключевых компетенций (классификация А.В. Хуторского):
1) ценностно-смысловой компетенции;
2) общекультурной компетенции;
3) учебно-познавательной компетенции;
4) информационной компетенции;
5) коммуникативной компетенции;
6) личностной компетенции.
Ежегодно отслеживался рост техники чтения.
Сформированность читательских умений устанавливалась путем использования диагностической методики. Для анализа в каждом классе использовался небольшой прозаический текст (произведения русских писателей). Диагностика проводилась с обучающимися 1 класса (затем 2го и 3го по годам).
Цель диагностики – выявить начальный (промежуточный и итоговый) уровень сформированности читательских умений младших школьников.
В качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:
1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем
;
3) умение устанавливать причинно-следственные связи;
4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;
5) умение видеть авторскую позицию;
6) умение осознавать идею произведения.
Изменились позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступающими в школу (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения). В связи с этим посчитала необходимым просветить родителей о проблемах, связанных с чтением, помочь им осознать ценность детского чтения, вовлечь их в решение данной проблемы.
В результате мною было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса младших школьников». Для этого были проведены замеры скорости чтения, анкетирования родителей и учащихся, привлечён библиотекарь, подготовлены памятки для родителей.
Задачи второго года работы над темой:
1) изучить и освоить эффективные образовательные технологии с направленностью на развитие читательской компетентности обучающихся (методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений, направленных на формирование читательских умений);
2) подобрать приёмы формирования читательских умений у младших школьников, оформить дидактический материал для развития читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения;
3) провести промежуточную диагностику;
4) посетить открытые уроки коллег.
Изучив литературу по теме работы, пришла к выводу, что существует множество технологий и стратегий развития чтения. Вот некоторые из них:
-
Технология развития критического мышления средствами чтения и письма; -
Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина); -
Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова); -
Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова); -
Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова); -
Технология скорочтения (М.А.Зиганов); -
Методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов); -
Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев); -
Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова); -
Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник); -
Технология мастерских; -
Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).
Приёмов в технологиях много, поэтому подробно изучила приёмы трёх технологий: технологии развития критического мышления, технологии акмеологического чтения и технологии мастерских.
Освоенные приёмы технологии развития критического мышления:
Приемы активного чтения:
-
Прием «Чтение с пометами» -
Прием «Толстые и тонкие вопросы» -
Прием «Чтение с остановками»
Приемы активизации ранее полученных знаний:
-
Прием «Ассоциация» -
Прием «Ключевые слова» -
Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.
Приемы графической организации учебного материала:
-
Прием «Составление кластера» -
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Приемы, требующие творчества учащихся:
-
Прием «Синквэйн» и «Диаманта» -
Прием «Цветопись» -
Прием « Пятиминутное эссе»
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
-
Метод «Шесть шляп критического мышления -
Прием «Учебный мозговой штурм» -
Прием «Письмо по кругу»
Маркировочные таблицы:
-
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».
Технология акмеологического чтения (созидающего чтения) (В.А. и С.М. Бородины). Освоенные приёмы технологии: «Согласование», «Ромашка», «Теремок сказок», «Ералаш», восстановление разрушенного текста.
Освоенные приёмы и методы технологии мастерских: метод вживания, метод образного видения, метод «Если бы...», метод символического видения, приём «Индуктор», прием «Закончи предложение», приём «Панель».
Конечно же, не представить современный урок без использования ИКТ. Регулярно применяю в своей практической деятельности современное компьютерное оборудование. Практикую создание презентаций, таблиц, тестов, использование Интернет-ресурсов, создание детьми мини-проектов , диафильмов по изученному произведению, работаю с готовыми компьютерными программами.
Задачи третьего года работы над темой:
1) проведение итоговой диагностики;
2) применение в практической деятельности приёмов и методов, направленных на развитие и формирование читательской компетенции;
3) обобщение и анализ практических результатов проделанной работы.
Обобщив полученную информацию, я сделала вывод, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Результаты проведенной работы по теме самообразования:
-
изучена литература по теме самообразования, отобраны наиболее эффективные приёмы для развития читательской компетенции учащихся; -
разработаны и применяются на практике дидактические материалы, способствующие развитию читательских умений у младших школьников; -
100%-е выполнение итоговых контрольных работ по литературному чтению (рисунок 1); -
100% -я успеваемость по литературному чтению; -
рост качества знаний по литературному чтению (рисунок 2); -
качественно улучшилась техника чтения (рисунок 3); -
положительная динамика уровня сформированности читательских умений (рисунок 4).
Слайды с диаграммами:
Рисунок 1. Успеваемость по результатам итоговых контрольных работ
по литературному чтению за три учебных года
Рисунок 2. Успеваемость и качество обучения по литературному чтению
за три учебных года
Рисунок 3. Рост техники чтения за три учебных года
Рисунок 4. Динамика уровня сформированности читательских умений
за три учебных года