Файл: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выступление по теме

«Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»

К сожалению, современная ситуация в нашем обществе характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Снижается интенсивность и качество чтения детей, уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры.

Анализ техники чтения за последние годы моей работы показал, что лишь 40% детей класса (а иногда и 20-25%) читают выше нормы. Но главная проблема, на мой взгляд, в том, что далеко не все дети понимают смысл прочитанного. Многие не могут охарактеризовать героя произведения, выразить своё отношение к его поступкам, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах, которые проводятся ежегодно и являются показателем уровня сформированности метапредметных образовательных результатов.

Этим обусловлена актуальность выбранной мною темы.

Цель работы: создание условий, направленных на формирование читательской компетенции и развитие интереса к чтению младших школьников.

Ожидаемый результат работы над данной темой:

- выявление наиболее эффективных приёмов, методов и технологий формирования читательской компетенции младших школьников;

- повышение интереса к чтению, создание условий для мотивации учебной деятельности;

Развитие читательских умений обучающихся;

- рост качества знаний обучающихся по литературному чтению;

- разработка дидактических материалов для уроков литературного чтения, направленных на развитие и формирование читательской компетенции обучающихся;

- обобщение своего опыта (в виде открытых уроков для учителей школы и района, выступление на заседаниях МО и на педсовете) по изучаемой теме.
Задачи первого года работы над темой:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы, передовой педагогический опыт по данной теме.


2)провести диагностику техники чтения и уровня сформированности читательских умений младших школьников;

3) помочь родителям осознать ценность детского чтения, вовлечь их в решение проблемы.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы, передовой педагогический опыт по теме самообразования, определила для себя ключевые понятия.

Компетенция – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Исходя из этого федеральные государственные стандарты определяют читательскую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Следовательно, читательская компетенция – это знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов.

Читательская компетенция участвует в формировании ключевых компетенций (классификация А.В. Хуторского):

1) ценностно-смысловой компетенции;

2) общекультурной компетенции;

3) учебно-познавательной компетенции;

4) информационной компетенции;

5) коммуникативной компетенции;

6) личностной компетенции.

Ежегодно отслеживался рост техники чтения.

Сформированность читательских умений устанавливалась путем использования диагностической методики. Для анализа в каждом классе использовался небольшой прозаический текст (произведения русских писателей). Диагностика проводилась с обучающимися 1 класса (затем 2го и 3го по годам).

Цель диагностики – выявить начальный (промежуточный и итоговый) уровень сформированности читательских умений младших школьников.

В качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем

;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

Изменились позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступающими в школу (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения). В связи с этим посчитала необходимым просветить родителей о проблемах, связанных с чтением, помочь им осознать ценность детского чтения, вовлечь их в решение данной проблемы.

В результате мною было подготовлено и проведено родительское собрание на тему «Развитие читательского интереса младших школьников». Для этого были проведены замеры скорости чтения, анкетирования родителей и учащихся, привлечён библиотекарь, подготовлены памятки для родителей.

Задачи второго года работы над темой:

1) изучить и освоить эффективные образовательные технологии с направленностью на развитие читательской компетентности обучающихся (методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений, направленных на формирование читательских умений);

2) подобрать приёмы формирования читательских умений у младших школьников, оформить дидактический материал для развития читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения;

3) провести промежуточную диагностику;

4) посетить открытые уроки коллег.

Изучив литературу по теме работы, пришла к выводу, что существует множество технологий и стратегий развития чтения. Вот некоторые из них:

  • Технология развития критического мышления средствами чтения и письма;

  • Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина);

  • Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова);

  • Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова);

  • Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова);

  • Технология скорочтения (М.А.Зиганов);

  • Методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов);

  • Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев);

  • Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова);

  • Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник);

  • Технология мастерских;

  • Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).


Приёмов в технологиях много, поэтому подробно изучила приёмы трёх технологий: технологии развития критического мышления, технологии акмеологического чтения и технологии мастерских.

Освоенные приёмы технологии развития критического мышления:

Приемы активного чтения:

  • Прием «Чтение с пометами»

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  • Прием «Чтение с остановками»

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием «Ассоциация»

  • Прием «Ключевые слова»

  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием «Составление кластера»

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и «Диаманта»

  • Прием «Цветопись»

  • Прием « Пятиминутное эссе»

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод «Шесть шляп критического мышления

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

  • Прием «Письмо по кругу»

Маркировочные таблицы:

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Технология акмеологического чтения (созидающего чтения) (В.А. и С.М. Бородины). Освоенные приёмы технологии: «Согласование», «Ромашка», «Теремок сказок», «Ералаш», восстановление разрушенного текста.

Освоенные приёмы и методы технологии мастерских: метод вживания, метод образного видения, метод «Если бы...», метод символического видения, приём «Индуктор», прием «Закончи предложение», приём «Панель».

Конечно же, не представить современный урок без использования ИКТ. Регулярно применяю в своей практической деятельности современное компьютерное оборудование. Практикую создание презентаций, таблиц, тестов, использование Интернет-ресурсов, создание детьми мини-проектов , диафильмов по изученному произведению, работаю с готовыми компьютерными программами.

Задачи третьего года работы над темой:

1) проведение итоговой диагностики;

2) применение в практической деятельности приёмов и методов, направленных на развитие и формирование читательской компетенции;

3) обобщение и анализ практических результатов проделанной работы.


Обобщив полученную информацию, я сделала вывод, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Результаты проведенной работы по теме самообразования:

  • изучена литература по теме самообразования, отобраны наиболее эффективные приёмы для развития читательской компетенции учащихся;

  • разработаны и применяются на практике дидактические материалы, способствующие развитию читательских умений у младших школьников;

  • 100%-е выполнение итоговых контрольных работ по литературному чтению (рисунок 1);

  • 100% -я успеваемость по литературному чтению;

  • рост качества знаний по литературному чтению (рисунок 2);

  • качественно улучшилась техника чтения (рисунок 3);

  • положительная динамика уровня сформированности читательских умений (рисунок 4).


Слайды с диаграммами:


Рисунок 1. Успеваемость по результатам итоговых контрольных работ

по литературному чтению за три учебных года


Рисунок 2. Успеваемость и качество обучения по литературному чтению

за три учебных года


Рисунок 3. Рост техники чтения за три учебных года


Рисунок 4. Динамика уровня сформированности читательских умений

за три учебных года