Файл: Тема проекта Комфортная и безопасная образовательная среда как актуальное требование современной школы. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема проекта: «Комфортная и безопасная образовательная среда как
актуальное требование современной школы.»
Цель:
-
Характеристика комфортной и безопасной образовательной среды как актуальное требование современной школы.
Задачи:
-
Изучить литературу по данной теме. -
Выявить условия необходимые для безопасной образовательной среды. -
Методы, применяемые для детей с ОВЗ. -
Методы, применяемые для детей с ДЦП.
Введение.
Проблема безопасности России и ее граждан давно приобрела ключевое, решающее значение.
Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность
выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы.
Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества,
государства, экономики, функционировании сложных технических объектов
и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность,
живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме
обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности. Безопасность – состояние
защищенности (человека и среды), а также способность отражать
неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают,
экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек
может развиваться – только в среде с определенными параметрами, один из
самых существенных – безопасность.
Безопасность - это свойство системы, включающей в себя
потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается
стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею
следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников
опасности, угроз и вызовов.
Под устойчивостью подразумевается способность нормально
функционировать при возмущениях.
Стабильность – совокупность устойчивостей к длительно
действующим возмущающим факторам.
Живучесть – способность системы сохранять функционирование в
условиях целенаправленного противодействия.
Концепция национальной безопасности включает следующие
составляющие:
1. Политическая безопасность (политическая безопасность личности,
глобальная политическая безопасность, региональная политическая
безопасность, общественная безопасность, дипломатическая
безопасность, информационная безопасность, полиэтническая
безопасность);
2. Военная безопасность (космическая безопасность, радиационная
безопасность, военно-промышленная безопасность, безопасность
границ, морская безопасность, ядерно-химическая безопасность,
бактериологическая безопасность);
3. Экономическая безопасность (финансовая безопасность,
технологическая безопасность, демографическая безопасность,
экологическая безопасность, энергетическая безопасность,
транспортная безопасность, техногенная безопасность,
внешнеэкономическая безопасность);
4. Социальная безопасность (медицинская безопасность, генетическая
безопасность, психологическая безопасность, потребительская
безопасность, образовательная безопасность, пенсионная
безопасность);
5. Культурная безопасность (цивилизационно-наследственная
безопасность, интеллектуальная безопасность, безопасность искусства и массовой культуры, безопасность печати и СМИ, конфессиональная безопасность).
Психологическая безопасность является одной из составляющих
национальной безопасности и включена в категорию социальной
безопасности. В контексте представлений об угрозах безопасности личности
и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных
отношений достаточно глубоко изучен в теории катастроф и конфликтных
ситуаций.
Что же это такое комфортная и безопасная образовательная среда как актуальное требование современной школы?
* Комфортная и безопасная образовательная среда - это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации
Условия, необходимые для безопасной образовательной среды.
-
Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребёнка в течение учебного дня в школе -
Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации -
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, -
Родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Важным показателем является психическое здоровье.
Психи́ческое здоро́вье (духовное или душевное, иногда - мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации
здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Критерии психического здоровья:
• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности
своего физического и психического «Я».
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных
ситуациях.
• критичность к себе и своей собственной психической продукции
(деятельности) и ее результатам.
• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте
средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
• способность самоуправления поведением в соответствии с
социальными нормами, правилами, законами.
• способность планировать собственную жизнедеятельность и
реализовывать эти планы.
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены
жизненных ситуаций и обстоятельств.
Первичное обобщение позволяет отметить, что направленность на
поддержание психического здоровья, прежде всего, заключается в
следующем: запуск и поддержание процессов саморазвития; помощь в
планировании жизненного пути и профессионального самоопределения;
развитие способности к саморегуляции и самоуправлению поведением;
профилактика социальных опасностей (употребление наркотиков, вербовка в деструктивные культы и т.п.).
Создание благоприятной комфортной среды направлено прежде всего на сохранение психического здоровья обучающихся.
Что такое ОВЗ?
-
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития. При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Методы, применяемые для детей с ОВЗ.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
-
Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала -
Доступное объяснение учебного материала -
Обязательное использование занимательной наглядности -
Дидактические игры -
Парные и групповые творческие задания -
Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход) -
Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе -
Создание оптимальной благоприятной образовательной среды -
Словесная поддержка педагога. -
Установка на позитивное решение проблемы
Что такое ДЦП?
-
Детские церебральные параличи (ДЦП) — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.
Методы, применяемые для детей с ДЦП.
-
В рамках инклюзивного обучения в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарат применяются наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы. Наглядные методы включают: наблюдение, иллюстрация, демонстрация. Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении.
Важным моментом обеспечения комфортной и безопасной психологической среды является постоянное психологическое сопровождение обучающихся, особенно, имеющих ОВЗ, что обеспечивает педагог-психолог.
Педагог-психолог должен:
– выполнять профессионально-педагогические функции,
необходимые для создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды ОО;
– анализировать риски, угрозы, деформирующие образовательную
среду, ориентироваться в факторах риска нарушения психологической безопасности, решать профессионально-педагогические ситуации,
связанные с нарушением психологической безопасности;
– применять комплекс психодиагностических средств
;
– использовать систему психологических средств (методов, форм,
техник и технологий) для организации коммуникативного
взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования развития личности обучающихся в процессе организации учебной деятельности;
– применять технологии работы по защите прав и законных
интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактики жестокости и насилия по отношению к другим членам коллектива.
– представлять опыт работы специалистов Службы по актуальным
проблемам практического использования технологий создания
психологически комфортной и безопасной образовательной среды
в организационно-управленческой деятельности.
Таким образом, применяя современные методики и объединяя усилия всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей, учителей-предметников, педагогов-психологов можно постараться создать безопасную образовательную среду, способствующую наиболее полному личностному развитию детей и их последующую социализацию.
Выводы:
-
Изучили характеристику комфортной и безопасной образовательной среды как актуальное требование современной школы.
-
Изучили литературу по данной теме. -
Выявили условия, необходимые для безопасной образовательной среды. -
Изучили методы, применяемые для детей с ОВЗ. -
Изучили методы, применяемые для детей с ДЦП.