Тема: «Практикум: методология и методы индивидуальных проектов. Эксперимент»
Разработчик: Винская В.В.,
педагог дополнительного образования Курск
2021 Предмет: Индивидуальный проект
Класс: 10
Тип урока: урок-практикум
Тема: «Методология и методы индивидуальных проектов. Эксперимент»
Цель: закрепить знания о методах, используемых в проектах; формировать умение проводить эксперимент.
УУД личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
регулятивные: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей
коммуникативные: тренировать коммуникативное умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.
познавательные: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.
Планируемые результаты:
личностные: уметь проводить самооценку учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
метапредметные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, определять цели предстоящей деятельности,
последовательность действий, развивать навыки анализа, самоконтроля, взаимоконтроля.
предметные: знать понятия «методы», «наблюдение», «эксперимент», какие бывают методы; учиться проводить эксперимент.
Основные понятия: методы, эксперимент
Ресурсы: компьютер (мобильный телефон), выход в Интернет, программа для организации видеоконференций Zoom, тетрадь
Ход урока
№ п/п
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деятельности
|
1
|
Мотивирование к учебной деятельности
|
1.Подключение детей в программе Zoom, приветствие.
2. Организует работу с эпиграфом: «Под методом я
разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать»
Р. Декарт.
В чем смысл эпиграфа?
|
Отвечают на вопрос учителя, размышляют над поставленным вопросом и выдвигают свои предположения.
|
Вырабатывать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
Взаимодействуют с учителем и друг другом во время фронтального опроса
|
Слушать собеседника, выстраивать понятные для других высказывания
|
Контролируют правильность своих и чужих ответов
|
Уметь слушать установку, дополнять, уточнять высказанные мнения по полученному заданию
|
2
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Подводит к осознанию темы урока.
Просмотр видеоролика «Методы исследовательской
работы. Эксперимент» (https://www.youtube.com/watch?v=3iyM97StgIg)
Ответить на вопросы:
1. Что такое эксперимент?
2. Как описывается эксперимент в исследовательской
работе?
3. Как могут быть представлены результаты
эксперимента?
4. Какого плана следует придерживаться при
проведении эксперимента? Итак, как вы считаете, что мы будем делать сегодня
на уроке?
|
Смотрят видео. Отвечают на вопросы.
Выдвигают предположение о предстоящей работе на уроке (Проведение эксперимента)
|
Выделять информацию из видео
|
Доказывают, аргументируют свою точку зрения
|
Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию
|
Поиск и выделение необходимой информации, постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала
|
Уметь планировать свои действия, анализировать языковой материал
|
3
|
Применение знаний и умений в новой ситуации.
|
Сегодня мы с вами проведем эксперимент «Влияние физической нагрузки на частоту пульса».
Прежде всего, мы должны выдвинуть гипотезу (сделать прогноз».
|
Выдвигают гипотезу. (Возможно, при физических нагрузках увеличивается частота пульса. Я предполагаю, что физические нагрузки влияют на сердце человека.)
|
Развитие познавательного интереса, фиксирование собственных затруднений
|
Взаимодействуют с учителем, расширяют кругозор
|
Выслушивать ответы одноклассников, делать выводы
|
Контролируют свои и чужие ответы
|
Принимать учебную задачу
|
4
|
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
|
Что мы должны сделать, чтобы подтвердить верность
нашей гипотезы?
|
Выбирают шаги решения проблемы, обсуждают свой план.
(Выполнить физические нагрузки (приседания), измерить пульс в состоянии покоя и после физических нагрузок, оформить результаты эксперимента, сделать выводы).
|
Уметь самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, анализирован языковой материал
|
Свободно выражают мысли в процессе речевого общения за счет достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств
|
Слушать и понимать собеседника
|
Самоконтроль выполнения задания
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
5
|
Реализация построенного проекта (Выполнение эксперимента.)
|
По мере выполнения эксперимента будем заполнять таблицу (Учитель и дети работают в программе MicrosoftOfficeWord. Учитель заранее
отправляет детям шаблоны таблицы. Учитель включает демонстрацию экрана).
Задание 1. Вам нужно измерить свой пульс в
состоянии покоя. Частоту пульса измеряют, приложив
к месту прохождения артерии (обычно на запястье)
два или три пальца (кроме мизинца и большого) и подсчитывая количество ударов за 30 секунд, затем
результат
умножают на два. После этого вы говорите мне свой
пульс,
я вношу его в свою таблицу, а вы в свою.
(Измерение пульса).
Теперь подсчитываем среднее значение (Приложение 1)
Задание 2. Теперь выполняем 15 приседаний и
измеряем пульс заново. Затем опять заносим данные
в таблицу и подсчитываем среднее значение
(Приложение 2)
Задание 3. Теперь полученные результаты представим
в виде диаграмм с помощью конструктора графиков
Canva
(Приложение 3, 4)
Теперь сделаем вывод, основываясь на данных таблицы
и построенных диаграмм. Опрашивает учеников.
|
Слушают инструктаж. Измеряют свой пульс в состоянии покоя, вносят данные в таблицу, подсчитывают среднее значение.
Приседают 15 раз, затем измеряют свой пульс, вносят данные в таблицу, подсчитывают среднее значение. Работают в конструкторе графиков Canva
Делают выводы, подтверждена гипотеза или нет (Таким образом, мы выяснили, что после приседаний частота пульса увеличивается. Гипотеза верна. Также мы заметили, что у девочек пульс и в состоянии покоя, и после приседаний меньше, чем у мальчиков).
|
Выслушивать одноклассника, следовать инструкциям учителя
|
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
|
Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию
|
Планируют учебную деятельность, осуществляют самоконтроль
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль
|
6
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует самостоятельную работу учащихся.
Выполнить тест за определенное время на
сайте Мастер-Тест
https://master-test.net/ru/teacher/quiz/editor/id/254724#quiz_item_1
(Приложение 5)
|
Выполняют тест, сразу получают результаты.
|
Умение самостоятельно выполнять задания.
|
Делают выводы
|
Рефлексия своих действий.
|
Осуществляют проверку знаний
|
Контроль в форме сопоставления
|
7
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
|
Давайте подведем итог (Ответы на вопросы: что
изучили, чему научились? Выставление оценок)
|
Отвечают, что они уяснили на уроке, что было трудным. Выставляют оценки
|
Выделять информацию
|
Выражают свои мысли
|
Уметь выражать свои мысли
|
Оценивают свою работу
|
Самооценка, саморегуляция
|
8
|
Домашнее задание
|
Выполните задания (Приложение 6). (Учитель
отправляет задания на электронную почту ученикам, выкладывает в системе Электронный журнал).
|
Записывают домашнее задание в дневники
|
|
|
|
|
|
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Домашнее задание Список использованных источников
1. Завьялова Н.Б. Методология и методы научных исследований в экономике и менеджменте: пособие для вузов / Н.Б. Завьялова, А.Н. Головина, Д.В. Завьялов, Л.П. Дьяконова, М.С. Мельников и др.; под ред. Н. Б. Завьяловой, А.Н. Головиной. – Москва- Екатеринбург: Формат, 2014. – 282 с.
2. Методы исследовательской работы. Эксперимент. БИЦ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3iyM97StgIg
3. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, 2006. - 80 с.
4. Божок Л.В. Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине Основы проектной деятельности / Л.В. Божок, Г.А. Даниленкова, Н.П. Марутенкова. – Смоленск: Смоленский строительный колледж, 2017. – 42 с.
|