Файл: Методические рекомендации по оцениванию учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями и детей, обучающихся на дому.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Средняя школа №2» отдела образования по г. Риддеру управления образования ВКО

Выступление на заседании педагогического совета:

«Задачи и функции педагогической оценки учебных достижений, учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на уроках английского языка»

Подготовила: Архипова Н.Б.,

учитель английского языка

2023 г.

Тема моего доклада сегодня звучит так: «Задачи и функции педагогической оценки учебных достижений, учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на уроках английского языка».

Несмотря на то, что у каждого предметника свой подход, своя специфика оценивания, успешность реализации идей критериального оценивания в условиях инклюзивного образования предполагает концептуальную определенность.



Эта концепция представлена в методическом пособии «СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». (Астана 2016). В этом пособии обозначены основные ориентиры и условия оценивания.




Также в составлении заданий для учащихся инклюзивного обучения мы руководствемся методическим пособием:

«Методические рекомендации

по оцениванию учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями и детей, обучающихся на дому» (Астана, 2017)

В соответствии с этими документами педагоги и строят общий процесс критериального оценивания детей с ООП.

Напомню, что система критериального оценивания включает в себя три вида оценивания:

  • формативное оценивание;

  • внутреннее суммативное оценивание;

  • внешнее суммативное оценивание.


Для себя я выбрала приоритетные направления критериального оценивания в отношении учащимися с ООП.



Итак, 1 направление.

Дифференцированный и индивидуальный подход



При реализации дифференцированного и индивидуального подхода особое внимание я уделяю следующим пунктам:


Мы знаем, что критериальное оценивания для детей с особыми потребностями предполагает тот же порядок и структуру оценивания, как и для обычных детей.

Но сама система критериального оценивания адаптирована к возможностям детей с особыми потребностями.

За основу уровневого целеполагания берется таксономия учебных целей Б. Блума.

В отношении детей с особыми образовательными потребностями приемлемы первые три уровня:

• «узнавание»,

• «понимание»,

• «применение».
Приведем пример адаптации целей на уроке.
Тема урока: Чистота – залог здоровья







Цели обучения, достигаемые на этом уроке (cсылка на учебный план)

1.1.4.1. Объяснять важность соблюдения личной гигиены

Цель урока для всех учеников.

- знает понятие «личная гигиена»

- различает средства личной гигиены.

- составляет памятку личной гигиены

Цель урока для ученика с ООП.

-знает понятие «личная гигиена»

- называет средства личной гигиены.

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок

для ребенка с ООП:


Ресурсы




Работа с ресурсами. «Выбери нужный» (И)

Задание: рассмотри и выбери картинки к понятию «Гигиена».


Критерий: группирует средства личной гигиены по картинкам .

Дескрипторы:

-рассматривает картинки;

-выбирает картинки;

-называет название предмета;

ФО: Словесная похвала учителя: Умница, молодец, я


Картинки с изображением предметов личной гигиены.
/





Рассмотрим, как можно изменить объем и содержание заданий в суммативной работе по разделу.

(значком* помечены вносимые изменения).
Задание по суммативному оцениванию

в 7 классе за сквозную тему «Путешествие»

(внутреннее суммативное оцениванеи)

Для класса.

1.Прослушай текст и ответь на вопросы.
Для ребенка с ООП

1.Прослушай текст и ответь на вопросы.
Сравнивая эти два задания, мы обращаем внимание на объем и содержание текста. В первом случае (60 слов), а во втором случае (25 слов).

Индивидуальный подход к каждому ученику реализуем через предотвращение наступления утомления. С этой целью учителя используют интересный и красочный материал в составлении задания.
Выше я отмечала, что в отношении детей с особыми образовательными потребностями приемлемы первые три уровня: «узнавание», «понимание», «применение».

Однако «результаты учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями на всех этапах школьного образования не могут ограничиваться только знаниями, умениями и навыками, целью обучения должно быть формирование компетентности, как общей способности, основанной на знаниях, опыте и ценностях личности»
Например, в суммативных заданиях за четверть обязательным проверяемым навыком является «оценка и сравнительный анализ», который предполагает написание эссе. Здесь учитель дает задание с уже составленной заранее письменной инструкцией или с опорными вопросами
Образец фрагмента задания к суммативной работе за 1 четверть в 7 классе (внешнее суммативноеоценивание)
Задание 3

Для класса

1. Выберите одну или несколько фотографий и напишите заметку в школьную газету на тему «Традиции семьи». В заметке поделитесь впечатлениями, выразите свое мнение о традициях.

2. Выдерживайте структуру текста-описания с элементами рассуждения или

повествования с элементами описания и публицистический стиль.

3. В заметке передайте от 3-го лица информацию, которая содержится в выбранной вами иллюстрации/ях.

4. Используйте обособленные члены предложения. Объем письменной работы – 100 - 120 слов.
Для ученика с ООП (объем и содержание задания изменены)


1. Выберите одну фотографию и опишите её по опорным вопросам. Поделитесь впечатлениями, выразите свое мнение о данной традиции.

Объем письменной работы : 60 - 80 слов.
Анализируя данное задание, мы отмечаем, что для ученика с ООП сокращены этапы выполнения работы, упрощена формулировка, уменьшен объем сочинения, а в качестве «подмостков» предложены опорные вопросы.


  1. направление


Взаимооценивание и

самооценивание




(формативное оценивание)

В этом плане особо значимы для меня:


Методическое пособие рекомендует обратить внимание на то, что «при оценивании обучающихся с нарушениями интеллекта любой результат считается положительным». Ведь главное в оценивании ребенка – это способность вдохновлять, развивать и поддерживать веру в себя.
В целях мотивации ребенка практикую поощрения «Звезда за знания». Таким образом, достижения отдельного ребенка становятся достоянием всего класса.
Самооценивание учащегося с ООП также нуждается в педагогической поддержке и осуществляется на уроках с помощью наводящих вопросов:


  • Какое было задание?

  • Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

  • Как оценим работу? Все ли условия успешного выполнения задания соблюдены?

  • Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось?


На этапе рефлексии в конце урока мной применяется стратегия ХИМС к учениками с ООП. Прошу откровенно ответить на вопросы, включая своё самочувствие:

Что

  • Х – хорошо

  • И – интересно

  • М – мешало

  • С – себе на заметку


Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Перед каждым заданием предварительно оговариваются критерии оценки, которые должны быть чёткими и понятными для ребенка.
Рассмотрим на конкретном учебном задании адаптацию формативного оценивания.
Формативное оценивание учащихся в 8 классе
Из данной таблицы видно, что цель обучения, критерий оценивания и уровень мыслительных навыков одинаковые как для всего класса, так и для ребенка с ООП .


Однако в данном формативном оценивании адаптировано само задание и дескрипторы. Задание более конкретизировано, а дескрипторы упрощены.

К оцениванию на данном уроке прилагаются листы самооценивания. Но так как у ученика с ООП задание и дескрипторы отличаются, ему предлагается индивидуальный лист самооценивания.
Индивидуальный лист самооценивания



Дескрипторы

баллы

1

Нахожу подходящий по смысл абзац

1

2

Называю тему текста.

1

3

Читаю с пониманием:







Соблюдаю правильное произношение

1




Соблюдаю ударение

1




Читаю без запинок

1




Читаю без ошибок

1

4

Всего:

6 б.


Моя оценка:

1-2б. Я постараюсь!

2-3 б. Я старался!

3-4 б. Я хорошо поработал!

4-5 б. Я молодец!

6 б. Я отлично поработал!
Обратимся опять к методическим рекомендациям по критериальному оцениванию. Необходимо понять важность взаимооценивания. «Взаимооценивание способствует приобретению навыков сравнения, аргументирования, коммуникации, поиска доказательств и критического мышления… детей и подростков с особыми образовательными потребностями». А оценка группового выступления или парное взаимооценивание являются необходимыми для решения задач социализации этих учащихся. Я обращают внимание на то, чтобы дети с особыми образовательными потребностями чаще образовывали пары с другими учениками, которые будут их поддерживать и помогать организовать работу после того, как они завершили выполнение своего задания. Такое «коллегиальное репетиторство» становится полезным и одним, и другим.

Для таких случаев я использую листы самооценивания навыков сотрудничества, бланки взаимооценивания.
Лист самооценивания навывков сотрудничества

  • Нарисуй синий кружокнапротив того утверждения, которое ты считаешь верным.