Файл: Методические рекомендации по оцениванию учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями и детей, обучающихся на дому.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГУ «Средняя школа №2» отдела образования по г. Риддеру управления образования ВКО
Выступление на заседании педагогического совета:
«Задачи и функции педагогической оценки учебных достижений, учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на уроках английского языка»
Подготовила: Архипова Н.Б.,
учитель английского языка
2023 г.
Тема моего доклада сегодня звучит так: «Задачи и функции педагогической оценки учебных достижений, учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования на уроках английского языка».
Несмотря на то, что у каждого предметника свой подход, своя специфика оценивания, успешность реализации идей критериального оценивания в условиях инклюзивного образования предполагает концептуальную определенность.
Эта концепция представлена в методическом пособии «СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». (Астана 2016). В этом пособии обозначены основные ориентиры и условия оценивания.
Также в составлении заданий для учащихся инклюзивного обучения мы руководствемся методическим пособием:
«Методические рекомендации
по оцениванию учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями и детей, обучающихся на дому» (Астана, 2017)
В соответствии с этими документами педагоги и строят общий процесс критериального оценивания детей с ООП.
Напомню, что система критериального оценивания включает в себя три вида оценивания:
-
формативное оценивание; -
внутреннее суммативное оценивание; -
внешнее суммативное оценивание.
Для себя я выбрала приоритетные направления критериального оценивания в отношении учащимися с ООП.
Итак, 1 направление.
Дифференцированный и индивидуальный подход
При реализации дифференцированного и индивидуального подхода особое внимание я уделяю следующим пунктам:
Мы знаем, что критериальное оценивания для детей с особыми потребностями предполагает тот же порядок и структуру оценивания, как и для обычных детей.
Но сама система критериального оценивания адаптирована к возможностям детей с особыми потребностями.
За основу уровневого целеполагания берется таксономия учебных целей Б. Блума.
В отношении детей с особыми образовательными потребностями приемлемы первые три уровня:
• «узнавание»,
• «понимание»,
• «применение».
Приведем пример адаптации целей на уроке.
Тема урока: Чистота – залог здоровья
| | ||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (cсылка на учебный план) | 1.1.4.1. Объяснять важность соблюдения личной гигиены | ||
Цель урока для всех учеников. | - знает понятие «личная гигиена» - различает средства личной гигиены. - составляет памятку личной гигиены | ||
Цель урока для ученика с ООП. | -знает понятие «личная гигиена» - называет средства личной гигиены. | ||
Запланированные этапы урока | Виды упражнений, запланированных на урок для ребенка с ООП: | Ресурсы | |
| Работа с ресурсами. «Выбери нужный» (И) Задание: рассмотри и выбери картинки к понятию «Гигиена». Критерий: группирует средства личной гигиены по картинкам . Дескрипторы: -рассматривает картинки; -выбирает картинки; -называет название предмета; ФО: Словесная похвала учителя: Умница, молодец, я | Картинки с изображением предметов личной гигиены. / |
Рассмотрим, как можно изменить объем и содержание заданий в суммативной работе по разделу.
(значком* помечены вносимые изменения).
Задание по суммативному оцениванию
в 7 классе за сквозную тему «Путешествие»
(внутреннее суммативное оцениванеи)
Для класса.
1.Прослушай текст и ответь на вопросы.
Для ребенка с ООП
1.Прослушай текст и ответь на вопросы.
Сравнивая эти два задания, мы обращаем внимание на объем и содержание текста. В первом случае (60 слов), а во втором случае (25 слов).
Индивидуальный подход к каждому ученику реализуем через предотвращение наступления утомления. С этой целью учителя используют интересный и красочный материал в составлении задания.
Выше я отмечала, что в отношении детей с особыми образовательными потребностями приемлемы первые три уровня: «узнавание», «понимание», «применение».
Однако «результаты учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями на всех этапах школьного образования не могут ограничиваться только знаниями, умениями и навыками, целью обучения должно быть формирование компетентности, как общей способности, основанной на знаниях, опыте и ценностях личности»
Например, в суммативных заданиях за четверть обязательным проверяемым навыком является «оценка и сравнительный анализ», который предполагает написание эссе. Здесь учитель дает задание с уже составленной заранее письменной инструкцией или с опорными вопросами
Образец фрагмента задания к суммативной работе за 1 четверть в 7 классе (внешнее суммативноеоценивание)
Задание 3
Для класса
1. Выберите одну или несколько фотографий и напишите заметку в школьную газету на тему «Традиции семьи». В заметке поделитесь впечатлениями, выразите свое мнение о традициях.
2. Выдерживайте структуру текста-описания с элементами рассуждения или
повествования с элементами описания и публицистический стиль.
3. В заметке передайте от 3-го лица информацию, которая содержится в выбранной вами иллюстрации/ях.
4. Используйте обособленные члены предложения. Объем письменной работы – 100 - 120 слов.
Для ученика с ООП (объем и содержание задания изменены)
1. Выберите одну фотографию и опишите её по опорным вопросам. Поделитесь впечатлениями, выразите свое мнение о данной традиции.
Объем письменной работы : 60 - 80 слов.
Анализируя данное задание, мы отмечаем, что для ученика с ООП сокращены этапы выполнения работы, упрощена формулировка, уменьшен объем сочинения, а в качестве «подмостков» предложены опорные вопросы.
-
направление
Взаимооценивание и
самооценивание
(формативное оценивание)
В этом плане особо значимы для меня:
Методическое пособие рекомендует обратить внимание на то, что «при оценивании обучающихся с нарушениями интеллекта любой результат считается положительным». Ведь главное в оценивании ребенка – это способность вдохновлять, развивать и поддерживать веру в себя.
В целях мотивации ребенка практикую поощрения «Звезда за знания». Таким образом, достижения отдельного ребенка становятся достоянием всего класса.
Самооценивание учащегося с ООП также нуждается в педагогической поддержке и осуществляется на уроках с помощью наводящих вопросов:
-
Какое было задание? -
Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? -
Как оценим работу? Все ли условия успешного выполнения задания соблюдены? -
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось?
На этапе рефлексии в конце урока мной применяется стратегия ХИМС к учениками с ООП. Прошу откровенно ответить на вопросы, включая своё самочувствие:
Что
-
Х – хорошо -
И – интересно -
М – мешало -
С – себе на заметку
Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.
Перед каждым заданием предварительно оговариваются критерии оценки, которые должны быть чёткими и понятными для ребенка.
Рассмотрим на конкретном учебном задании адаптацию формативного оценивания.
Формативное оценивание учащихся в 8 классе
Из данной таблицы видно, что цель обучения, критерий оценивания и уровень мыслительных навыков одинаковые как для всего класса, так и для ребенка с ООП .
Однако в данном формативном оценивании адаптировано само задание и дескрипторы. Задание более конкретизировано, а дескрипторы упрощены.
К оцениванию на данном уроке прилагаются листы самооценивания. Но так как у ученика с ООП задание и дескрипторы отличаются, ему предлагается индивидуальный лист самооценивания.
Индивидуальный лист самооценивания
№ | Дескрипторы | баллы |
1 | Нахожу подходящий по смысл абзац | 1 |
2 | Называю тему текста. | 1 |
3 | Читаю с пониманием: | |
| Соблюдаю правильное произношение | 1 |
| Соблюдаю ударение | 1 |
| Читаю без запинок | 1 |
| Читаю без ошибок | 1 |
4 | Всего: | 6 б. |
Моя оценка:
1-2б. Я постараюсь!
2-3 б. Я старался!
3-4 б. Я хорошо поработал!
4-5 б. Я молодец!
6 б. Я отлично поработал!
Обратимся опять к методическим рекомендациям по критериальному оцениванию. Необходимо понять важность взаимооценивания. «Взаимооценивание способствует приобретению навыков сравнения, аргументирования, коммуникации, поиска доказательств и критического мышления… детей и подростков с особыми образовательными потребностями». А оценка группового выступления или парное взаимооценивание являются необходимыми для решения задач социализации этих учащихся. Я обращают внимание на то, чтобы дети с особыми образовательными потребностями чаще образовывали пары с другими учениками, которые будут их поддерживать и помогать организовать работу после того, как они завершили выполнение своего задания. Такое «коллегиальное репетиторство» становится полезным и одним, и другим.
Для таких случаев я использую листы самооценивания навыков сотрудничества, бланки взаимооценивания.
Лист самооценивания навывков сотрудничества
-
Нарисуй синий кружокнапротив того утверждения, которое ты считаешь верным.