Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы по теории отраслевых рынков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окончание таблицы 8

Низкодифференцированное состояние

Н1

низкая или средняя

отсутствует

низкий или падение

низкий

слабая или средняя неэффективная фирма на рынке с высоким уровнем конкуренции, переживающем состояние стагнации или спада

Н2

низкая или средняя

отсутствует, низкая, средняя

любой

низкий или умеренный

слабая или средняя фирма с невысоким уровнем эффективности, действующая на рынке монополистической конкуренции или олигополии

Н3

низкий

отсутствует

падение, низкий, средний

незначительный

слабая неэффективная фирма, явный аутсайдер, действующая на рынке монополистической конкуренции, находящемся в любом состоянии, кроме интенсивного роста

Н4

низкая или средняя

низкая или отсутствует

любой

низкий или незначительный

слабая или средняя фирма с низким уровнем эффективности, действующая на рынке монополистической конкуренции


Низкодифференцированное состояние рынка соответствует низким значениям количественных и качественных характеристик отрасли. Рыночная доля фирм достаточна низка, рынок переживает состояние стагнации и упадка, а показатели эффективности деятельности анализируемой фирмы существенно ниже нормативных или среднеотраслевых. Это нестабильное, переходное состояние из одного цикла в другой.

Состояние упадка вызвано тем, что при достаточно высоких рыночных долях и концентрации качественные характеристики эффективности деятельности фирмы ниже среднего уровня, а сам рынок переживает состояние спада объемов продаж.

Конкурентное состояние характерно, в случае если рынок находится в состоянии роста или относительной стабильности, что стимулирует фирмы к укреплению своих рыночных позиций и увеличению доли. Уровень концентрации недостаточно высок и присутствует конкуренция. Эффективность использования активов предприятия достаточна высока.


Состоянию роста соответствуют высокие значения всех характеристик. Производство и рыночная позиция предприятия стабильны и эффективны. Рынок растет, а фирма занимает прочную позицию.

50


Рисунок 3. Матрица позиционирования предприятия

Для нахождения стратегической позиции предприятия необходимо произвести следующие операции:

  • определить фактическое значение уровня концентрации отраслевого рынка;

  • определить фактическое значение рыночной доли анализируемой фирмы;

  • определить зону, в которую попадает величина темпа роста рынка;

  • определить зону, в которую попадает уровень рентабельности фирмы;

  • провести линии, соединяющие параллельные оси в выбранных точках;

  • найти их точку пересечения.





Рисунок 4. Определение стратегической позиции предприятия

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ТИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ФИРМ

Проанализируем разные конкурентные типы взаимодействия фирм, действующих на рынке: конкуренцию по Бертрану, по Курно, по Штакенбергу, при выделении ценового лидера и в случае создания картеля.

Рыночный спрос представлен функцией:



На рынке действуют две фирмы с функциями общих издержек:





  1. Конкуренция по Курно означает, что каждая фирма максимизирует свою прибыль, учитывая объемы выпуска конкурента.

Прибыль каждой фирмы будет равна:







Для нахождения максимума прибыли фирмы-производителя найдем производную функции прибыли и приравняем к нулю:








Тогда функции реакции каждой фирмы, показывающие как реагирует каждая из фирм на изменение выпуска ее конкурентом, будут иметь вид:





Оптимальное поведение означает нахождение такого выпуска каждой фирмы, при котором ни у одной из фирм не будет стимула изменять свой выбор, т.е. оптимальный выпуск соответствует пересечению функций реакции:





Рыночная цена установится на уровне:



  1. Конкуренция по Бертрану. В условиях жесткой конкуренции по

Бертрану продавцы будут вынуждены назначить цену на уровне предельных издержек. В таком случае при ценовой «войне» фирмы будут ориентироваться на предельные издержки. В случае если , то на рынке останется только та фирма уровень цены, который будет менее предельных издержек другой фирмы. Если , то , а , где . Величину для расчетов следует выбрать самостоятельно. Если , то равновесие на рынке установится при равенстве предельных издержек:



  1. В случае конкуренции по Штакенбергу преимущество будет иметь та фирма, уровень предельных издержек которой ниже. Соответственно эта фирма устанавливает объем продаж, а другая фирма приспосабливается к лидеру, согласно своей функции реакции [39, 40].

Фирма-последователь ориентируется не на свои располагаемые ресурсы, а на точную информацию об объеме продаж фирмы-лидера.

Так как фирма-лидер знает реакцию фирмы-последователя, то можно определить функцию прибыли:


Например, если фирма 2 лидер:



Исходя из условия максимизации прибыли (производная функции прибыли по объему продаж равна нулю) определим оптимальные объем выпуска фирмы-лидера:



  1. Ценовым лидером является та фирма, уровень предельных издержек которой ниже. Другая фирма будет действовать, ориентируясь на цену, которую устанавливает фирма-лидер, т.е. будет выпускать объем продукции, соответствующий условию совершенной конкуренции (пока предельные издержки не окажутся равны рыночной цене, т.е.е цене лидера).

Например, если , то



Остаточный спрос фирмы-лидера после продажи фирмой-последователем всего своего объема составит:





В отношении остаточного спроса фирма-лидер представляет собой фирму-монополиста, тогда для нахождения максимума прибыли монополиста найдем производную прибыли фирмы-лидера и приравняем ее к нулю:







Тогда цена, установленная лидером:



  1. В случае картеля фирмы действуют в сговоре, т.е. как подразделения одной компании. Их совокупная прибыль составит монопольную прибыль отрасли, так как картель функционирует как монополия.

Общая выручка фирм:



Предельная выручка:



Оптимальное распределение картельного объема продаж будет соответствовать принципу равенства предельной выручки картеля предельным издержкам каждой фирмы, входящей в картель:












Таблица 9

Результаты последствий разных типов взаимодействий фирм на рынке

Тип взаимодействия

Объем выпуска и продаж

Цена

Прибыль




1

фирма

2

фирма

1 фирма

2 фирма

1 фирма

2 фирма

Конкуренция по Курно



















Конкуренция по Бертрану



















Конкуренция по Штакенбергу



















Ценовой лидер



















Картель