Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы по теории отраслевых рынков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окончание таблицы 8
Низкодифференцированное состояние | |||||
Н1 | низкая или средняя | отсутствует | низкий или падение | низкий | слабая или средняя неэффективная фирма на рынке с высоким уровнем конкуренции, переживающем состояние стагнации или спада |
Н2 | низкая или средняя | отсутствует, низкая, средняя | любой | низкий или умеренный | слабая или средняя фирма с невысоким уровнем эффективности, действующая на рынке монополистической конкуренции или олигополии |
Н3 | низкий | отсутствует | падение, низкий, средний | незначительный | слабая неэффективная фирма, явный аутсайдер, действующая на рынке монополистической конкуренции, находящемся в любом состоянии, кроме интенсивного роста |
Н4 | низкая или средняя | низкая или отсутствует | любой | низкий или незначительный | слабая или средняя фирма с низким уровнем эффективности, действующая на рынке монополистической конкуренции |
Низкодифференцированное состояние рынка соответствует низким значениям количественных и качественных характеристик отрасли. Рыночная доля фирм достаточна низка, рынок переживает состояние стагнации и упадка, а показатели эффективности деятельности анализируемой фирмы существенно ниже нормативных или среднеотраслевых. Это нестабильное, переходное состояние из одного цикла в другой.
Состояние упадка вызвано тем, что при достаточно высоких рыночных долях и концентрации качественные характеристики эффективности деятельности фирмы ниже среднего уровня, а сам рынок переживает состояние спада объемов продаж.
Конкурентное состояние характерно, в случае если рынок находится в состоянии роста или относительной стабильности, что стимулирует фирмы к укреплению своих рыночных позиций и увеличению доли. Уровень концентрации недостаточно высок и присутствует конкуренция. Эффективность использования активов предприятия достаточна высока.
Состоянию роста соответствуют высокие значения всех характеристик. Производство и рыночная позиция предприятия стабильны и эффективны. Рынок растет, а фирма занимает прочную позицию.
50
Рисунок 3. Матрица позиционирования предприятия
Для нахождения стратегической позиции предприятия необходимо произвести следующие операции:
-
определить фактическое значение уровня концентрации отраслевого рынка; -
определить фактическое значение рыночной доли анализируемой фирмы; -
определить зону, в которую попадает величина темпа роста рынка; -
определить зону, в которую попадает уровень рентабельности фирмы; -
провести линии, соединяющие параллельные оси в выбранных точках; -
найти их точку пересечения.
Рисунок 4. Определение стратегической позиции предприятия
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ТИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ФИРМ
Проанализируем разные конкурентные типы взаимодействия фирм, действующих на рынке: конкуренцию по Бертрану, по Курно, по Штакенбергу, при выделении ценового лидера и в случае создания картеля.
Рыночный спрос представлен функцией:
На рынке действуют две фирмы с функциями общих издержек:
-
Конкуренция по Курно означает, что каждая фирма максимизирует свою прибыль, учитывая объемы выпуска конкурента.
Прибыль каждой фирмы будет равна:
Для нахождения максимума прибыли фирмы-производителя найдем производную функции прибыли и приравняем к нулю:
Тогда функции реакции каждой фирмы, показывающие как реагирует каждая из фирм на изменение выпуска ее конкурентом, будут иметь вид:
Оптимальное поведение означает нахождение такого выпуска каждой фирмы, при котором ни у одной из фирм не будет стимула изменять свой выбор, т.е. оптимальный выпуск соответствует пересечению функций реакции:
Рыночная цена установится на уровне:
-
Конкуренция по Бертрану. В условиях жесткой конкуренции по
Бертрану продавцы будут вынуждены назначить цену на уровне предельных издержек. В таком случае при ценовой «войне» фирмы будут ориентироваться на предельные издержки. В случае если , то на рынке останется только та фирма уровень цены, который будет менее предельных издержек другой фирмы. Если , то , а , где . Величину для расчетов следует выбрать самостоятельно. Если , то равновесие на рынке установится при равенстве предельных издержек:
-
В случае конкуренции по Штакенбергу преимущество будет иметь та фирма, уровень предельных издержек которой ниже. Соответственно эта фирма устанавливает объем продаж, а другая фирма приспосабливается к лидеру, согласно своей функции реакции [39, 40].
Фирма-последователь ориентируется не на свои располагаемые ресурсы, а на точную информацию об объеме продаж фирмы-лидера.
Так как фирма-лидер знает реакцию фирмы-последователя, то можно определить функцию прибыли:
Например, если фирма 2 лидер:
Исходя из условия максимизации прибыли (производная функции прибыли по объему продаж равна нулю) определим оптимальные объем выпуска фирмы-лидера:
-
Ценовым лидером является та фирма, уровень предельных издержек которой ниже. Другая фирма будет действовать, ориентируясь на цену, которую устанавливает фирма-лидер, т.е. будет выпускать объем продукции, соответствующий условию совершенной конкуренции (пока предельные издержки не окажутся равны рыночной цене, т.е.е цене лидера).
Например, если , то
Остаточный спрос фирмы-лидера после продажи фирмой-последователем всего своего объема составит:
В отношении остаточного спроса фирма-лидер представляет собой фирму-монополиста, тогда для нахождения максимума прибыли монополиста найдем производную прибыли фирмы-лидера и приравняем ее к нулю:
Тогда цена, установленная лидером:
-
В случае картеля фирмы действуют в сговоре, т.е. как подразделения одной компании. Их совокупная прибыль составит монопольную прибыль отрасли, так как картель функционирует как монополия.
Общая выручка фирм:
Предельная выручка:
Оптимальное распределение картельного объема продаж будет соответствовать принципу равенства предельной выручки картеля предельным издержкам каждой фирмы, входящей в картель:
Таблица 9
Результаты последствий разных типов взаимодействий фирм на рынке
Тип взаимодействия | Объем выпуска и продаж | Цена | Прибыль | | ||||
1 фирма | 2 фирма | 1 фирма | 2 фирма | 1 фирма | 2 фирма | |||
Конкуренция по Курно | | | | | | | ||
Конкуренция по Бертрану | | | | | | | ||
Конкуренция по Штакенбергу | | | | | | | ||
Ценовой лидер | | | | | | | ||
Картель | | | | | | |