Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы по теории отраслевых рынков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- транспортные затраты, соответствующие оптимальной мощности (размеру) предприятия;

d – параметр, характеризующий степень влияния производственной мощности на транспортные расходы.

Из уравнения [5] получим:





где – удельные транспортные расходы, соответствующие текущей производственной мощности предприятия

Полученная зависимость также имеет вид степенной функции, параметры c и d, которой определяются исходя из системы нормальных уравнений:



Для определения оптимальной производственной мощности предприятия функционирующего на рынке по критерию минимальных производственных затрат необходимо найти экстремум функции производственных затрат, т.е. найти производную и приравнять ее к нулю:










Таблица 1

Вспомогательная таблица для расчета параметров a и b

№ п/п

































































Итого:























Таблица 2

Вспомогательная таблица для расчета параметров c и d

№ п/п

























































Итого:




















ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-I от 22.03.1991 «структура рынка – совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли». К количественным показателям, характеризующим рынок с позиции конкуренции, относятся:

  • численность продавцов, действующих на данном рынке (n);

  • доли, занимаемые продавцами на данном рынке ( )

  • показатели рыночной концентрации.

Наиболее используемыми в практике являются следующие показатели концентрации:

  • Индекс концентрации;

  • Коэффициент относительной концентрации;

  • Индекс Херфиндаля-Хиршмана;

  • Дисперсия рыночных долей;

  • Дисперсия логарифмов рыночных долей;

  • Индекс энтропии;

  • Индекс Холла-Тайдмена;

  • Индекс Джини.


Индекс концентрации характеризует долю выпуска продукции, приходящуюся на наиболее крупные фирмы. Чаще всего рассчитывают индекс концентрации для трех, четырех, шести, восьми, десяти или двадцати пяти наиболее крупных фирм.



Рынок считается неконцентрированным при значениях , умеренно концентрированным при и высоко концентрированным при .

Коэффициент относительной концентрации основан на сопоставлении числа наиболее крупных предприятий (как правило, трех) и контролируемой ими доли реализации товара:



где – доля числа наиболее крупных фирм в общем числе фирм, действующих на рынке;

– доля продаж наиболее крупных фирм в общем объеме реализуемой продукции.

При К=1 между долями существует прямая линейная зависимость, при К >1 концентрация отсутствует, при К<1 наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть фирм велика.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает какое место, долю на данном рынке занимают более мелкие субъекты и есть ли предпосылки при данной структуре рынка для противодействия более мелких субъектов рыночной силе наиболее крупных фирм:



Рынок принято считать низко концентрированным при HHI<1000, умеренно концентрированным при 10001>

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ

Для определения позиции предприятия и выявления возможных стратегических направлений деятельности строят стратегическую матрицу. В качестве параметров, лежащих в основе построения матрицы, используют две группы показателей.

Первая группа – показатели, отражающие деятельность предприятия при сложившейся рыночной структуре (рыночная доля, рентабельность продаж).

Вторая группа – показатели рыночной составляющей стратегической матрицы (темп роста рынка, рыночная концентрация).

Таблица 6

Градация количественных осей

Изменение интервала количественных осей, %

Рыночная концентрация

Рыночная доля

0-25

низкая

низкая

25-50

незначительная

средняя

50-75

умеренная

значительная (доминирующее положение)

75-100

высокая

высокая


Таблица 7

Градация качественных осей

Изменение интервала, %

Темп роста рынка

Изменение интервала, %

Рентабельность активов



отсутствует

отсутствует

Отсутствует

0-10

низкий

0-15

Низкая

10-20

средний

15-30

Средняя



высокий



Высокая

Таблица 8

Характеристика позиций стратегической матрицы планирования

Стратегическая область

Показатели предприятия

Показатели отраслевого рынка

Конкурентная позиция

Рыночная доля

Рентабельность активов

Темп роста рынка

Уровень концентрации

1

2

3

4

5

6

Состояние упадка

У1

средняя, значительная, высокая

любая

падение

высокий

достаточно крупная фирма высококонцентрированного рынка переживающего состояние упадка

У2

значительная или высокая

Любая

низкий

высокий

доминирующая фирма монопольного рынка, находящегося в состоянии стагнации


Продолжение таблицы 8

У3

низкая или средняя

отсутствует или низкая

падение

умеренный или высокий

средняя фирма с низкой или отсутствующей эффективностью, действующая на снижающем объемы реализации олигополистическом рынке

У4

средняя или значительная

любая

падение, низкий, средний

умеренный или высокий

достаточно сильная конкурентная позиция доминирующей фирмы на олигопольном рынке, находящемся в состоянии стагнации или падения

Состояние роста

Р1

высокая

любая

средний

высокий

лидер, действующий на растущем средними темпами монопольном рынке

Р2

высокая

любая

высокий

высокий

явный лидер с наилучшими внутренними рыночными показателями, действующий на монополизированном рынке

Р3

средняя или значительная

любая

средний

умеренный или высокий

достаточно крупная фирма, лидирующая на рынке олигополии или монополии со средними темпами роста

Р4

значительная

средняя или высокая

высокий

умеренный или высокий

доминирующая эффективная фирма на быстрорастущем олигополистическом или монопольном рынке

Конкурентное состояние

К1

низкая или средняя

любая

высокий, средний, низкий

любой

слабая фирма растущего рынка с неустойчивым положением

К2

средняя

высокая

средний или высокий

любой

достаточно сильная высокоэффективная фирма на быстро растущем или средне растущем рынке

К3

низкая

средняя

любой

низкая или незначительная

среднеэффективная слабая фирма, действующая на конкурентном рынке

К4

низкая

высокая

высокий, средний, низкий

любой

слабая высокоэффективная фирма, действующая на растущем рынке