Файл: Политический лоббизм природа, формы проявления и методы деятельности Работу.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политический лоббизм: природа, формы проявления и методы деятельности
Работу выполнила:
Кадирова Ш.
Определение

Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп.
Лоббизм представляет собой не только закулисные действия, но и систему аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах.

Исторические корни возникновения и развития лоббизма

В XVI в. так называли прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так стали называть помещение для прогулок в палате общин парламента Англии.
Политический оттенок это слово приобрело лишь два столетия спустя, причем в Америке, где в конце XIX столетия словом "лоббирование" начали называть покупку голосов в коридорах конгресса.
В Англии такая политика считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах.

Лоббизм в США

Лоббизм оформился в организации первоначально в США. Закон о регулировании лоббизма был принят там в 1946 гг. Число лоббистов в Вашингтоне превышает количество депутатов обеих палат.
Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах.
Основная задача этих организаций - добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих общественным интересам.


Лоббистские группировки
Лоббистские группировки выражают и отстаивают иные интересы, прежде всего корпоративные и политические, реализуя тем самым в парламенте представительство:

партийное (политическое), корпоративное, профессиональное, этническое, социальное, региональное и др.

Схема лоббизма

Лоббизм - многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения.

Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели. профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т.п.
Виды лоббизма
Выделяют три основных формы лоббизма: "прямой", "косвенный" и "внутренний".

Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам.
Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных орга­нов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.
Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Методы лоббистской деятельности
К наиболее распространенным относятся:

взносы денег на избирательные компании;
участие в ведении политических компаний;
организация пропагандистских мероприятий;
объединенное лоббирование несколькими организациями;
воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга;
денежное вознаграждение; организация досуга и т.д.



Модели лоббизма
Исследование института лоббизма позволило выделить четыре модели лоббизма, реализуемых в мировой практике:

институциональная плюралистическая, институциональная корпоративная, неинституциональная корпоративная, квазиинституциональная корпоративная;
2 теоретические модели лоббизма:
квазиинституциональная плюралистическая, неинституциональная плюралистическая.

Выводы
В целом анализ института лоббизма в мировой практике показал, что процесс институционализации данного социально-политического феномена в странах Запада и Европы завершен или находится в стадии завершения. Если говорить про Россию, то лоббизм по ряду объективных и субъективных причин, к сожалению, показал себя с негативной стороны. Однако очевидно, что без учёта этого феномена построить демократическое государство и гражданское общество в России будет невозможно. Спасибо за внимание!