Файл: 1. История возникновения игр. Подвижные игры 1 Возникновение игры.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
1. История возникновения игр. Подвижные игры
1.1 Возникновение игры
1.2 Игра как фактор воспитания
2. Педагогическая характеристика подвижных игр
2.1 Подвижные игры как средство физического воспитания
2.2 Развитие теории и методики игр
3. Подвижные игры как фактор формирования быстроты
3.1 Подвижные игры на уроках гимнастики
3.2 Подвижные игры на уроках легкой атлетики
3.3 Подвижные игры на уроках «спортивных игр»
3.4 Подвижные игры на уроках лыжной подготовки
Заключение
Список литературы
Введение
Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни. Трудовые процессы, и прежде всего охота первобытного человека, требовали силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения, с помощью которой опыт старшего поколения передавался младшему, способствовала накоплению и передаче знаний и в конечном итоге определила победу человека в борьбе с природой.
Игровая деятельность присуща человеку. В ней с самых первых шагов жизни находит свое выражение потребность в творческой деятельности.
Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Область игры сейчас неизмеримо расширилась. В области физического воспитания она определяется как «добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности». Быстрота как качество с успехом развивается во многих подвижных играх, где счастливо сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. Это можно проследить даже на примере несложных игровых эстафет.
В пользу игр говорит и то, что упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Что же касается подбора этих упражнений для включения в игру или подбора уже готовых игр, то действия в них по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности близки к тем двигательным действиям, которые свойственны избранному виду спорта.
Поскольку развитие быстроты можно начинать с 10-летнего возраста, тем, кто работает с детьми, особенно важно предварять играм на преимущественное развитие быстроты небольшую разминку, а в ходе игр и эстафет устраивать 1-минутные интервалы для отдыха. Последнее, как правило, предусматривается и методикой организации игр, так как 1 мин. уходит для разбора действий участников, подведения предварительных итогов.
Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень ее трудности и продолжительность должны быть доступными для занимающихся и возрастать плавно и постепенно.
При проведении игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и зрителей.
1. История возникновения игр. Подвижные игры
1.1 Возникновение игры
Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего обнаруживается при знакомстве с различными теориями, объясняющими происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто множество предположений и точек зрения. Но все они сгруппированы вокруг двух основных. Одни утверждают извечность, неизменность игры и ее первичность по отношению к труду. Другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее содержание и развитие. Борьба этих двух противоположных точек зрения отражает борьбу взглядов материалистов и идеалистов, борьбу марксистской и буржуазной философской мысли. [1]
Проявление идеализма в вопросах происхождения и значения игры выражается в отстаивании метафизического взгляда о непознаваемости сущности игры, в которой будто бы проявляется бессознательное стремление, вызываемое некими таинственными силами. Тем самым утверждается извечный характер игры и ее первичность по отношению ко всем другим социальным явлениям. Отсюда следует тезис, что между игрой человека и животных нет принципиальной разницы, как нет сходства между игрой и трудом.
Эти ложные посылки влекут за собой такие же практические рекомендации. Придерживаясь теории «свободной игры», идеалисты ратуют за свободу «самовыражения» и отрицают необходимость педагогического руководства деятельностью играющих. Во что и как играют дети, таким «теоретикам» безразлично. Однако они сознательно культивируют игры, в которых господствует культ силы, утверждая, что в них находит выход присущий человеку инстинкт агрессии и разрушения.
Игра — это процесс моделирования реальных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения облегчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием. И именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека.
Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, прочитанное и услышанное — все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимоотношения между играющими.
Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом происходит взаимное обогащение: усложняется содержание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на формирование этих качественных особенностей человека.
В историческом плане игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединил поколения, позволил человеку накапливать и передавать опыт.
Содержание игр тесно связано с производственными отношениями и трудовыми процессами. Неизбежные изменения в этой области вызывают отмирание одних и рождение других игр. Этот непрерывный процесс развития лучше всего опровергает утверждения об инстинктивном характере игры и связанной с ним неизменности ее содержания. [2]
1.2 Игра как фактор воспитания
Уже в Древнем Египте и Древней Греции игры были превращены в одно из самых активных средств воспитания. И тогда же в принципах использования игр начали проявляться интересы господствующих классов. В современном капиталистическом обществе они стали средством приобщения юного поколения к буржуазной идеологии. [2]
Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвычайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования — в детские и юношеские годы — игровая деятельность занимает наибольшее место.
Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.
Различают три основные группы игр: творческие, подвижные и спортивные.
Начальные элементы игровой деятельности появляются у ребенка довольно рано (с шести месяцев). В них еще мало проявлений условно-рефлекторной сознательной деятельности. Большинство действий носит характер простой реакции на появление в поле зрения новых предметов. Но по мере накопления двигательного опыта и развития речи игровая деятельность ребенка усложняется. Игры приобретают осмысленный характер. В этот период основное место занимают так называемые творческие игры. Отличительная особенность их заключается в наличии сюжета (фабулы), самостоятельно создаваемого ребенком. В соответствии с ним происходит перевоплощение играющих.
Творческие игры очень разнообразны. Особое место среди них занимают конструктивные (строительные) игры, в которых дети строят, конструируют.
Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и судейством. [3]
Множество подвижных игр делят на три основные группы, отличительным признаком которых является характер складывающихся в игре отношений. Различают игры некомандные, переходные к командным и командные.
В некомандных играх отсутствует коллективность цели - каждый играющий действует независимо от других.
В переходных играх появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно.
В командных играх соревнование проходит между целыми игровыми коллективами — командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Достижение поставленной цели осуществляется главным образом согласованными действиями играющих.
Сложность игр находится в прямой зависимости от характера игровых взаимоотношений. Чем элементарнее эти отношения, тем проще содержание игры. Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где наряду с совершенством владения двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий целого коллектива.
В этом отношении командные игры близки к спортивным, представляющим собой высший этап развития игровой деятельности.
В физическом воспитании детей и подростков подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающийся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности. [4]
Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать свое поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.
Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию — все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.
Чрезвычайно разнообразно образовательное значение игр. С их помощью осуществляется развитие двигательных качеств, и прежде всего быстроты и ловкости. Одновременно происходит совершенствование двигательных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки быстрее закрепляются и совершенствуются. В свою очередь, к жизни. П. Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармонически развитой, творчески мыслящей личности. П. Ф. Лесгафт собрал, систематизировал и классифицировал огромное количество игр. Он создал оригинальную методику преподавания игр, в основу которой была положена активность и самостоятельность играющих. Будучи убежден, что игры воспитывают не сами по себе, Лесгафт исключительно большую роль отводил руководителю — педагогу:
«Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем — это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения».
Труды П. Ф. Лесгафта внесли фундаментальный вклад в создание отечественной прогрессивной системы физического воспитания