Файл: 1. История возникновения игр. Подвижные игры 1 Возникновение игры.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и в особенности теории и методики игр. В своих основных положениях его идеи не потеряли своего значения и в наши дни.
В последующие годы эти идеи продолжали развивать многие ученые. И. М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» показал прямую зависимость между игровыми движениями младенца и формированием процесса мышления, познанием внешнего мира. Е. А. Покровский подчеркивал, что игры содействуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума». Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьника, а врачи должны специально изучать их как «отдельную отрасль педиатрии».
Особенно интенсивно вопросы научного обоснования теории и методики игр разрабатывали ученые, и в первую очередь В. В. Гориневский, В. Г. Марц, Л. В. Былеева, В. Г. Яковлев, М. В. Лейкина. Благодаря их работам подвижные игры получили полное признание как средство всестороннего физического воспитания детей, наиболее доступное и соответствующее особенностям их анатомо-физиологического и психологического развития.
Воспитательное значение игр нашло свое полное раскрытие в идеях Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Главная ценность игры и ее специфическое отличие состоят в том, что она представляет собой коллективную деятельность и, следовательно, учит общественным отношениям.
«...Школа,- по мнению Н. К. Крупской,—отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры».
Чтобы воспитать детей высокодисциплинированными, инициативными, настоящими коллективистами, нужно шире использовать игры.
Качества, приобретенные в игре, легко и незаметно переходят в привычку, если игры детей постоянно чередуются с посильным трудом. Подтвержденная практическим опытом работы плодотворность такого направления позволила А. С. Макаренко заключить, что «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
С помощью игр решается широкий круг задач. Использование игр в дошкольных и школьных учреждениях помогает решить массово-оздоровительные и образовательные задачи. Кроме того, с успехом решаются задачи агитационно-пропагандистские.
Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем больше значение игры.
В дошкольном возрасте игровая деятельность - это основной вид .деятельности ребенка. Важнейшие задачи воспитания детей в таком возрасте решаются с помощью широкого круга подвижных игр. В дополнение к ним используют общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег и простейшие метания.
В младшем школьном возрасте игры по-прежнему занимают основное место среди физических упражнений. Особенно велик их удельный вес в 1-2-х классах. С помощью игр преподаватели физического воспитания успешно проводят обучение новым движениям и закрепляют изученные ранее.
В 3 - 4-х классах игры дополняют всевозможными общеразвивающими упражнениями и специальными упражнениями из легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта и плавания. При обучении этим упражнениям подвижным играм отводится важная роль активного средства закрепления и совершенствования изучаемых движений. [4]
Наряду с простыми некомандными играми в этот период начинают использовать и несложные командные. Многие из них являются подводящими к спортивным играм.
В физическом воспитании учащихся средней школы (5- 10-е классы) подвижные игры используют уже меньше. Здесь ведущее значение приобретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяют для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популярными именно в этот период.
Несмотря на все богатство содержания, одни игры не могут решать весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому обязательным условием эффективного применения игр становится их сочетание с другими видами физических упражнений.
В детских садах, школах и учебных заведениях, домах отдыха и спортивных секциях — везде играм принадлежит свое, вполне определенное место. Игры включают в специальные занятия и уроки для решения основных задач. В этом случае они проводятся под руководством педагога, приобретая организованную форму. Игры могут проводиться как самостоятельные мероприятия на переменах, пионерских сборах, вечерах и праздниках. В этом случае активная роль принадлежит обычно самим ребятам и игры приобретают самодеятельную (внеурочную) форму.
2. Педагогическая характеристика подвижных игр
2.1 Подвижные игры как средство физического воспитания
подвижный игра педагогический урок
Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности.
Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламентирующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.
Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы — некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр — переходных.
Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих и игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.
Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками и другими предметами, с сопротивлением, с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).
Проявление двигательных качеств становится все более полным и разнообразным.
Двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.
Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Условия соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объем работы. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.
Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т. д.— это ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.
Глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера строителей коммунистического общества. [5]
2.2 Развитие теории и методики игр
В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли .свой крупный вклад такие выдающиеся мыслители, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности. Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой.
Эту мысль в дальнейшем развил и оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П. Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).
Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки; они довольно сложны для проведения.
В последнее время все большую популярность приобретают разнообразные подготовительные игры, упрощенное содержание которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др.
Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обязательно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влиянием игровых условий превращаются в умения, значительно расширяющие возможности их применения в самых различных целях и сочетаниях.
Под влиянием присущего игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.
Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества, очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию. [6]
Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигательной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при активном сотрудничестве играющих. Суть игры — борьба с препятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. Поэтому она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведением играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость.
В последующие годы эти идеи продолжали развивать многие ученые. И. М. Сеченов в своем труде «Рефлексы головного мозга» показал прямую зависимость между игровыми движениями младенца и формированием процесса мышления, познанием внешнего мира. Е. А. Покровский подчеркивал, что игры содействуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума». Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьника, а врачи должны специально изучать их как «отдельную отрасль педиатрии».
Особенно интенсивно вопросы научного обоснования теории и методики игр разрабатывали ученые, и в первую очередь В. В. Гориневский, В. Г. Марц, Л. В. Былеева, В. Г. Яковлев, М. В. Лейкина. Благодаря их работам подвижные игры получили полное признание как средство всестороннего физического воспитания детей, наиболее доступное и соответствующее особенностям их анатомо-физиологического и психологического развития.
Воспитательное значение игр нашло свое полное раскрытие в идеях Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Главная ценность игры и ее специфическое отличие состоят в том, что она представляет собой коллективную деятельность и, следовательно, учит общественным отношениям.
«...Школа,- по мнению Н. К. Крупской,—отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры».
Чтобы воспитать детей высокодисциплинированными, инициативными, настоящими коллективистами, нужно шире использовать игры.
Качества, приобретенные в игре, легко и незаметно переходят в привычку, если игры детей постоянно чередуются с посильным трудом. Подтвержденная практическим опытом работы плодотворность такого направления позволила А. С. Макаренко заключить, что «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
С помощью игр решается широкий круг задач. Использование игр в дошкольных и школьных учреждениях помогает решить массово-оздоровительные и образовательные задачи. Кроме того, с успехом решаются задачи агитационно-пропагандистские.
Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем больше значение игры.
В дошкольном возрасте игровая деятельность - это основной вид .деятельности ребенка. Важнейшие задачи воспитания детей в таком возрасте решаются с помощью широкого круга подвижных игр. В дополнение к ним используют общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег и простейшие метания.
В младшем школьном возрасте игры по-прежнему занимают основное место среди физических упражнений. Особенно велик их удельный вес в 1-2-х классах. С помощью игр преподаватели физического воспитания успешно проводят обучение новым движениям и закрепляют изученные ранее.
В 3 - 4-х классах игры дополняют всевозможными общеразвивающими упражнениями и специальными упражнениями из легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта и плавания. При обучении этим упражнениям подвижным играм отводится важная роль активного средства закрепления и совершенствования изучаемых движений. [4]
Наряду с простыми некомандными играми в этот период начинают использовать и несложные командные. Многие из них являются подводящими к спортивным играм.
В физическом воспитании учащихся средней школы (5- 10-е классы) подвижные игры используют уже меньше. Здесь ведущее значение приобретает обучение другим физическим упражнениям. Игры применяют для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных навыков, а также в качестве подготовительных при обучении технике и тактике спортивных игр, которые становятся особенно популярными именно в этот период.
Несмотря на все богатство содержания, одни игры не могут решать весь круг воспитательных и образовательных задач. Поэтому обязательным условием эффективного применения игр становится их сочетание с другими видами физических упражнений.
В детских садах, школах и учебных заведениях, домах отдыха и спортивных секциях — везде играм принадлежит свое, вполне определенное место. Игры включают в специальные занятия и уроки для решения основных задач. В этом случае они проводятся под руководством педагога, приобретая организованную форму. Игры могут проводиться как самостоятельные мероприятия на переменах, пионерских сборах, вечерах и праздниках. В этом случае активная роль принадлежит обычно самим ребятам и игры приобретают самодеятельную (внеурочную) форму.
2. Педагогическая характеристика подвижных игр
2.1 Подвижные игры как средство физического воспитания
подвижный игра педагогический урок
Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности.
Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламентирующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.
Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы — некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр — переходных.
Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих и игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.
Еще более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры имитационные (с подражательными движениями), с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками и другими предметами, с сопротивлением, с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).
Проявление двигательных качеств становится все более полным и разнообразным.
Двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.
Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Условия соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объем работы. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.
Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т. д.— это ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.
Глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера строителей коммунистического общества. [5]
2.2 Развитие теории и методики игр
В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли .свой крупный вклад такие выдающиеся мыслители, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности. Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой.
Эту мысль в дальнейшем развил и оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П. Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).
Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки; они довольно сложны для проведения.
В последнее время все большую популярность приобретают разнообразные подготовительные игры, упрощенное содержание которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др.
Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обязательно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влиянием игровых условий превращаются в умения, значительно расширяющие возможности их применения в самых различных целях и сочетаниях.
Под влиянием присущего игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.
Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества, очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию. [6]
Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигательной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при активном сотрудничестве играющих. Суть игры — борьба с препятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. Поэтому она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведением играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость.