Файл: Основные направления развития корпоративного права Европейского Союза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные направления развития корпоративного права Европейского Союза.

Корпоративное право ЕС — совокупность правовых норм, содержащихся в учредительных договорах ЕС, актах вторичного права ЕС, принятых институтами ЕС в целях реализации основных свобод ЕС и регулирующих отдельные аспекты финансово-правовых, административно-правовых, трудовых, гражданско-правовых и информационных отношений в организации, основанной на объединении лиц и капиталов. Корпоративное право в широком смысле — система правил поведения, разработанных в организации, представляющей собой автономное образование, объединение лиц и капиталов, выражающих волю ее коллектива и регулирующих различные стороны её деятельности.

Основную роль в выработке и осуществлении политики ЕС в области корпоративного права играют политические институты: Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия.

Современные тенденции корпоративного права ЕС можно определить следующим образом:

1. Законодательное регулирование деятельности корпораций осуществляется на двух уровнях: национальном (каждого из государств-членов ЕС) и наднациональном (общеевропейском).

2. Унификация европейского законодательства открывает компаниям возможность осуществлять деятельность на всей территории ЕС, создавать наднациональные европейские формы (например, Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания — о которых речь пойдет ниже);

3. Параллельно унификации осуществляется также процесс гармонизации внутреннего законодательства государств - членов ЕС.

Однако все эти процессы осложнены рядом проблем. К примеру, существенным препятствием для европейского законодателя стало то, что в состав ЕС входят государства, принадлежащие к разным правовым семьям: континентальной и англо-саксонской (т. н. прецедентной). Каждая из них имеет свои традиции, отказ или пересмотр которых в пользу общеевропейского интереса проходит весьма болезненно. Многие страны пока не готовы идти на уступки
, считая это ущемлением национального интереса.

Несмотря на имеющиеся сложности, ЕС методично осуществляет «приведение к общему знаменателю» законодательств государств и разработку наднациональных актов в области корпоративного права.

Континентальное же право традиционно не признавало иных оснований отмены решений директоров, кроме тех, которые приняты с отступлением от установленной процедуры либо с превышением полномочий.

Принятие Евросоюзом директив по гармонизации акционерного права способно привести к изменениям концепций английского акционерного права, поскольку в Директивах ЕС нет специальных упоминаний об использовании критерия интересов компании для оценки решений ее должностных лиц.

Законодательство ЕС в области корпоративного права обращено к коммерческим юридическим лицам, подпадающим под юрисдикцию одного из государств-членов. Проблема состоит в том, что понятие и признаки юридического лица, равно как и круг субъектов, охватываемых этим понятием, разнятся в зависимости от конкретного национального законодательства. 

Правовое регулирование юридических лиц в праве Европейского Союза в настоящее время носит частичный и вспомогательный характер: оно дополняет по определенным вопросам сложившееся регулирование на национальном уровне. Данная отрасль права Европейского Союза развивается медленно и сталкивается с большим сопротивлением, вызванным, в первую очередь, серьезными расхождениями во внутреннем законодательстве различных государств-членов.

Совершенно новым явлением в правовой истории становятся юридические лица, основанные непосредственно на праве Европейского Союза. В основе их легитимации лежат потребности реализации принципов внутреннего рынка, они основываются на специальном регламенте, и в их случае соотношение наднациональных и внутригосударственных норм прямо противоположное. Основное значение здесь получают положения регламентов ЕС, тогда как национальное право регулирует такие новые виды юридических лиц только субсидиарно, в случае прямого указания на такую возможность в регламенте. Принимаемые в рамках, унификации законодательства регламенты ЕС основываются не на каком-либо специальном положении учредительного договора о торговых товариществах или свободе учреждения, а на обшей норме ст. 308 Договора о ЕС.