Файл: Фердинанд Де Соссюр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литературоведение – область приоритетного интереса Р. Барта на протяжении всей жизни. Именно здесь он формулирует многие основные положения и категории постструктуралистской стратегии работы с текстом: «писатель/пишущие», «письмо», «нулевая степень письма», «знакоборчество», «смерть автора», «эффект реальности», «интертекстуальность» и т.д. Согласно Р. Барту, литература, или шире – «производство текста», не может быть независима от политических трансформаций. Правдоподобие, на которое опирается «читабельная» (реалистическая) литература, является тиранией вырабатываемой в себе самой и замкнутой истиной, которая, по существу, отделена от реальности и от реальных проблем. В отличие от текста, который сам производит условия своих возможностей, такая литература, через систему жанров, стремится опереться на что-то внешнее, в частности на «доксу» – общественное Мнение, Дух большинства, мелкобуржуазный «голос естества». Подосновой системы жанров выступает наррация – повествование, рассказ, сказ. Дезавуировать единство и цельность наррации, якобы обладающей некоторой устойчивой и в себе самой замкнутой структурой, разложить нарротивное произведение на составляющие подвижные и разнородные сегменты, показать, как взрывается и рассеивается межтекстовое пространство – цель «текстовых анализов». «S/Z» – самый яркий пример такой работы. В современной семиотике Р. Барт выделяет два уровня: денотативный и коннотативный. Денотативное значение – это типовое представление о предмете, а коннотативное значение – это любое дополнительное значение, которое присоединяется к денотату, это привнесение новых смыслов. Например, французская фирма производит макароны с итальянским названием «Пандзани». В самом названии эксплуатируется итальянское слово, благодаря которому создается некий образ истинно итальянского продукта. То есть в рекламе к макаронам как таковым добавляется новый смысл: рекламируются не макароны как средство утоления голода, но макароны, как образ чего-то итальянского, нового, экзотического для французов. В этом дополнительном смысле и заключается коннотат.

По жанру «S/Z» – систематические комментарии к новелле О. Бальзака «Саразин», по существу – демонстрация эффективной техники, которую можно использовать при реконструкции культурного контекста того или иного исторического периода. Например, в бальзаковском произведении SARRASIN – признак «мужескости», а SARRAZIN – признак «женскости». Согласно Р. Барту, смысл рождается каждый раз заново на пересечении денотата и коннотата, в процессе формирования коннотативного механизма. Поэтому Р. Барта интересует вопрос, как рождается коннотат, а не денотат. Необходимым пунктом для объяснения культуры служит текст.


Что же такое текст? Текст – это не устойчивый «знак», а условия рождения этого знака, это пространство без центра, это пространство без начала и конца, это пространство с огромным количеством входов и выходов, причем ни один вход, равно как и выход, не является главным, это «ткань», сотканная из множества равноправных кодов. Поэтому появление смысла в культуре – это случайность. Смысл не является чем-то исходно данным, нерушимым, он каждый раз рождается заново, а поэтому культура – это галактика мерцающих смыслов, возникающих и исчезающих. Таков вывод, к которому приходит Р. Барт в заключение своего «семиологического путешествия».

В общем смысле суть методики Р. Барта можно свести к следующему положению: любое произведение – это соединение разных «голосов», своего рода «полифоническая партитура», которая, опираясь на систему кодов (их переплетение, комбинацию, взаимодействие), апеллирующих к контексту эпохи, порождает бесконечные цепочки коннотаций и денотаций. Р. Барт выделяет пять таких кодов:

1) культурный код и его многочисленные вариации (научный, риторический, социологический, исторический, хронологический и пр.);

2) код коммуникации;

3) символический код, или «символическое поле»;

4) код действия, или акциональный код;

5) «код загадки».

Идеи, стиль письма, сюжеты и темы произведений Р. Барта оказали и продолжают оказывать огромное влияние на философов, культурантропологов, филологов, гуманитариев самого различного профиля, во многом определив атмосферу культурологических исследований конца ХХ столетия.
Наследие творчества Соссюра

Когда упомянутые студенты опубликовали книгу, последствия не были слишком важны. Потребовалось несколько лет, чтобы эта работа стала важной вехой в изучении языка..
С 40-х годов двадцатого века структурализм начал преобладать как доминирующее течение в лингвистике.
В Европе, с одной стороны, Соссюр стал основным ориентиром, со специальным мониторингом во Франции и Испании. В Соединенных Штатах, со своей стороны, главной ссылкой был Bloomfield, наряду с другими авторами, которые следили за работой швейцарцев.
Дипломные и другие работы

Как уже было сказано, Соссюр не очень любил публиковать свои мысли. Поэтому кроме самого важного (составленного его последователями) есть несколько примеров его работ. Среди его первых работ Память о примитивной системе гласных в индоевропейских языках, опубликовано до окончания его докторской. В этой статье он объяснил, как можно восстановить гласные индоевропейского корня.


Помимо этой работы и его докторской диссертации, некоторые рукописи хранятся в женевской библиотеке. Его потомки пожертвовали этому учреждению другие документы в 1996 и 2008 годах. Наконец, были найдены некоторые стихи и рассказы, написанные лингвистом в юности..