Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
Например, одним из важных признаков надлежащего применения поощритель- ных норм права к военнослужащим является то, что оно выражается только в форме положительной юридической деятельности и всегда влечет благоприятные право- вые последствия. «Метод поощрения, – верно указывает Г.М. Петров, – реализуется через юридическую деятельность уполномоченных субъектов, через возникновение и развитие соответствующих правоотношений, включает в себя издание норматив- ных актов и завершается принятием индивидуального акта о назначении конкрет- ной меры поощрения»
59
Своеобразное применение поощрительных норм права определяется природой реализуемых норм, характером действий реализующих их субъектов (военнослужа- щих, их коллективов, командиров, начальников и др.).
Представляется, что применение поощрительных норм права к военнослужащим
–
это осуществляемая в установленных формах регламентированная государственно- властная деятельность государственных органов, воинских должностных лиц, а так- же невластная деятельность общественных организаций по принятию поощритель- ных индивидуально-конкретных правовых предписаний, влекущих фактическое по- лучение той или иной меры поощрения военнослужащими в целях побуждения их к дальнейшему активному поведению.
Отсюда следует, что применение поощрения будет осуществляться в форме объ- явления в приказе (указе, постановлении и др.), перед строем, на совещании военно- служащих, лично.
А уже реализация поощрения
– это исполнение в отношении военнослужащего уполномоченным командиром (начальником) примененного поощрения в предус- мотренном законодательством порядке, т. е., иными словами, регламентированная реализация установленных законодательством поощрительных мер, соответствую- щих поощрительному поступку и выраженных в конкретном виде поощрения, в ре- зультате чего для военнослужащего наступают благоприятные последствия путем получения материальных или нематериальных благ.
Например, в соответствии со ст. 45 ДУ ВС РФ поощрения объявляются перед строем, на собраниях или совещаниях военнослужащих, в приказе или лично.
Объявление приказов о поощрении или награждении отличившихся военнослу- жащих обычно проводится в торжественной обстановке.
Одновременно с объявлением приказа о поощрении военнослужащим, как пра- вило, вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военно- служащих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части, нагрудные зна- ки отличника, а также зачитывается текст сообщения на родину (по месту жительст- ва родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга.
Таким образом, примененное поощрение обязательно должно доводиться до лич- ного состава (перед строем, на собраниях или совещаниях военнослужащих, в при- казе или лично), но обычно в торжественной обстановке, соответственно это будет иметь больший воспитательный эффект для других военнослужащих и в дальней- шем обеспечивать воинскую дисциплину. Тогда поощрение будет считаться реали- зованным. Вместе с тем, поощрение снятием ранее примененного взыскания может производиться не всегда в торжественной обстановке, а лично, в зависимости от ка- тегории личного состава и должностного положения, занимаемого военнослужащим,
к которому применяется такой вид поощрения.
Доведение (реализация) отдельных видов поощрения имеет свою специфику.
Обязательное условие применения и реализации таких видов поощрений, как на- граждение холодным и огнестрельным оружием, награждение ценными подарками или деньгами, присвоение воинского звания ефрейтора, старшего матроса; присвое- ние очередного воинского звания досрочно, но не выше воинского звания, предус- мотренного штатом для занимаемой воинской должности; присвоение воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для за- нимаемой воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана
59
Петров Г.М. Метод поощрения в государственном управлении // Советское государство и право, проблемы развития: межвуз. сб. науч. ст. Самара, 1992. С. 95.
22
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
3 ранга, военнослужащему, имеющему ученую степень и (или) ученое звание, зани- мающему воинскую должность профессорско-преподавательского состава в воен- ном образовательном учреждении профессионального образования, не выше воин- ского звания полковника, капитана 1 ранга, а также снятие дисциплинарных взыс- каний «снижение в должности», «снижение в воинском звании», – объявление их в приказах.
Свои особенности имеет реализация поощрений военнослужащих, увольняемых в запас или отставку. Объявление поощрений производится на торжественных прово- дах военнослужащих, увольняемых в запас или отставку, которые осуществляются:
– командиров воинских частей – перед строем воинской части при Боевом знамени;
– командиров подразделений – офицеров, прапорщиков (мичманов) – перед стро- ем подразделения или на собрании офицеров, прапорщиков (мичманов);
– военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и проходивших службу в управлениях и штабах воинской части, подразделения, – перед строем или на собрании личного состава этих управлений, штабов;
– солдат (матросов) и сержантов (старшин) – перед строем воинской части или подразделения в зависимости от количества военнослужащих, одновременно уво- ленных в запас.
§ 4. Заслуга военнослужащего как основание для применения поощрения.
Юридический состав заслуги
В юридической литературе вопрос об основаниях применения поощрительных норм специальному исследованию не подвергался, хотя это весьма актуальная и зна- чимая проблема. В правоприменительной деятельности у командиров (начальников)
довольно часто складывается непростая ситуация, когда возникает реальная необ- ходимость альтернативного выбора различных вариантов поощрительных мер за заслуженное поведение подчиненного.
Основание – это существенный признак, по которому распределяются явления,
понятия
60
. Определение правового основания поощрения означает установление об- стоятельств, в связи с которыми оно применяется. Также термин «основание» (в од- ном из значений) – причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь
61
Основания применения поощрений несут аксиологический, т. е. оценочный и не конкретизированный характер. Здесь же важно уточнить, что оценочный аспект оснований реализации поощрительных норм не детализирован, что расширяет сфе- ру субъективного усмотрения. Поэтому каждый критерий нуждается в юридическом анализе.
Актуальный вопрос в разработке проблем эффективности действия поощритель- ных норм – выявление содержания объективных критериев для оценки заслуженно- го поведения подчиненных со стороны командиров (начальников), являющихся ос- нованием применения мер поощрений к военнослужащим за совершение поощри- тельного поступка, предусмотренных в действующем законодательстве.
Так, ДУ ВС РФ установлена обязанность командира (начальника)
(выделено мной. –
О. З.
) осуществлять определенного характера поощрение подчиненных военнослу- жащих при достижении ими положительного результата, а именно за особые лич- ные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе. Рассмотрим эти основания для поощрения более подробно и соответственно объективные критерии их применения.
1.
Особые личные заслуги.
Что подразумевается под особыми личными заслуга- ми, в ДУ ВС РФ (ст.ст. 17, 41 и 44) законодатель не определяет. Можно согласиться с мнением С.Н. Бордина, считающего, что указанную неопределенность «невозможно решить без нормативного закрепления понятия заслуги»
62 60
Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. С. 126.
61
Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.,
1986. С. 729.
62
Бордин С.Н. Заслуга как основание стимулирования военнослужащих // Право в Воору- женных Силах. 2008. № 2. С. 46 – 48.
23
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
На наш взгляд, критериями (признаками) заслуженного поведения являются сле- дующие:
– заслуга сопряжена не с бездействием, а с сознательно-активным действием, с осуществлением позитивных обязанностей военнослужащим;
– это добросовестное отношение военнослужащего к своему делу;
– заслуга связана с перевыполнением военнослужащим своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата;
– заслуга военнослужащего является основанием для применения мер правового поощрения.
Таким образом, заслуга военнослужащего
– это добровольный, сознательно-во- левой, добросовестный, правомерный поступок, связанный с перевыполнением им своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результа- та, превосходящего по своим масштабам результаты обычных действий, и выступа- ющий основанием для применения поощрения.
2.
Разумная инициатива.
Инициатива – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость
63
. Разумный – логичный, основанный на разуме, целесообразный. Разум – способность человека логически и творчески мыс- лить, обобщать результаты познания
64
. Думается, что применительно к военнослу- жащим разумная инициатива
– это внутреннее побуждение военнослужащего к твор- ческому, самостоятельному, целесообразному, логическому исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг его должностных обязанностей), от- личающемуся новизной форм, в целях достижения положительных результатов в служебной деятельности. Смелое и разумное дерзание, предприимчивость, смекал- ка, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способ- ность к проявлению самостоятельности при возникновении сложной обстановки играют большую роль. И следовательно, инициатива (разумная) является также ос- нованием для применения поощрительных норм, обладающих стимулирующим по- тенциалом, побуждающих военнослужащих к качественному исполнению военно- служебных обязанностей.
3.
Усердие по службе.
Усердие – большое старание в службе
65
, а также служебное рвение, старательность, прилежание при выполнении своего воинского долга.
4.
Отличие по службе
– исполнение служебных обязанностей, выделяющее воен- нослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды
66
. По- лагаем, что к этому основанию относятся также: достижение высоких результатов,
проявление высоких морально-психологических и боевых качеств при выполнении воинского долга, поставленной задачи на основе высокой выучки, приобретенной в повседневной воинской деятельности и учебе.
Хотелось бы отметить, что определение эффективности поощрительной нормы может быть основано на грамотном выявлении показателей (критериев) особо по- лезного поведения военнослужащего, характеризующих меру удовлетворения пра- вомерных интересов участников регулируемых отношений.
В связи с тем что поощрение включает в себя оценку совершенного деяния и пре- дусматривает распределение определенных благ, оно требует специальной процес- суальной формы для своей реализации.
К сожалению, ныне действующие нормы правового поощрения, указанные в ДУ
ВС РФ, не содержат четко сформулированные показатели (основания, критерии) для применения соответствующими командирами (начальниками) мер поощрения, что негативно сказывается на практике в процессе их реализации (явная несоразмерность меры поощрения ее фактическому основанию, отсутствие заслуги у «поощряемого»,
применение поощрения в порядке очередности или по личным мотивам, не связан- ным со службой, за оказание подчиненным личных услуг командиру) и на качествен- ном исполнении военнослужащими своих должностных обязанностей.
63
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 242.
64
Там же. Указ. соч. С. 64.
65
Там же. Указ. соч. С. 827.
66
Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. С. 63.
24
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
В каждом конкретном случае субъект власти (командир, начальник) должен най- ти наиболее целесообразные, соответствующие основания для поощрения, опираясь на объективные критерии их применения, но для этого содержание поощрительных мер должно толковаться точно, по возможности кратко и понятно. В настоящее вре- мя такое толкование отсутствует, поэтому у правоприменителя при осуществлении поощрительной деятельности имеются большие возможности для усмотрения. При оценке соразмерности затраченных усилий оцениваемым заслугам для соблюдения принципов справедливости, обоснованности и других принципов необходимо юри- дическое закрепление тех или иных заслуг (критериев) на основании расширения видов и мер поощрений.
При этом, вид поощрения
– это закрепленный в ДУ ВС РФ и других нормативных правовых актах объем морально-психологического, материального или статусного воздействия на поведение и отношение к исполнению обязанностей военной службы военнослужащего в связи с его поощрением за заслуженное поведение.
Мера поощрения
– это граница, предел проявления вида поощрения, т. е. мера является составной частью вида поощрения, показывающей предел заслуги. Напри- мер, вид поощрения – награждение деньгами; мера поощрения – денежное вознаг- раждение установленного размера.
Можно согласиться с мнением, что критериями для стимулирования профессио- нального роста и положительного отношения к выполнению своих служебных обя- занностей должны являться: деловые качества, воинское мастерство и личная при- мерность военнослужащего; высокая военно-профессиональная подготовка военно- служащего, образцовость в выполнении служебных обязанностей, самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства (получение высшего обра- зования или второго высшего профессионального образования), овладение одной
(двумя и более) смежными специальностями с подтверждением по ним высокой клас- сной квалификации (2 – 1-й класс или «мастер военного дела»), достижение положи- тельных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств, отличные оценки подразделения, воинской части, корабля по основным видам боевой подго- товки, достижение высоких результатов по итогам периода обучения, учебного года,
на учениях (боевых дежурствах, дальних походах, боевом патрулировании), продол- жительная, безупречная и эффективная военная служба (как одна из мер по профи- лактике коррупции. –
О.
З.
67
), а также способность командиров (начальников) под- держивать воинскую дисциплину и правопорядок во вверенном подразделении, уме- ние сочетать требовательность к личному составу с заботой о нем; умение формиро- вать слаженный воинский коллектив и способность подготовить квалифицирован- ных заместителей – потенциальный кадровый резерв; готовность к включению в ре- зерв для назначения на высшую воинскую должность, отличные оценки военнослу- жащего по командирской подготовке, а также перевыполнение объема поставлен- ных перед военнослужащим задач (работы), достижения в других областях деятель- ности (научной, спортивной и т. д.) и др.
68
Весьма продуктивным предложением в вопросе критериев оценки эффективнос- ти военной службы (результатов служебной деятельности офицеров Вооруженных
Сил Российской Федерации) является методика, предложенная учеными-правоведа- ми А.И. Тюриным и Н.В. Цыганковой. В основе этой методики лежат следующие критерии
69
:
– процент от общего числа подчиненных, добившихся по всем показателям,
подлежащим оценке, отличных и хороших результатов (критерий – требователь- ность, воинское мастерство, личная примерность. Данный критерий – наиболее сложный для подсчета, так как предполагает необходимость изучить оценочные показатели физической, огневой, строевой, боевой и иной подготовки у каждого подчиненного);
67
Пункт 5 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ.
68
Певень Л.В. Проблемы совершенствования состязательности в Вооруженных Силах Рос- сийской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.ru.
69
В качестве примера были взяты должности командиров (начальников), исполнение обя- занностей по которым связано с руководством личным составом.
25
Глава I. Поощрения военнослужащих: понятие, содержание, характеристика
– процент от общего числа подчиненных, не имеющих неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки (критерий – способность поддерживать воинскую дисциплину во вверенном подразделении);
– процент от общего числа подчиненных, не имеющих неснятых дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки, наложенных вышестоящими командира- ми (начальниками) (данный критерий ограничивает возможности потенциального кандидата злоупотреблять своими дисциплинарными полномочиями, чтобы повы- сить свои шансы в конкурсе);
– процент от общего числа поданных на офицера жалоб, удовлетворенных выше- стоящими командирами (начальниками) (критерий – умение сочетать требователь- ность к личному составу с заботой о нем);
– соотношение количества совершенных подчиненными дисциплинарных проступ- ков в период личного руководства офицером своим подразделением и количества совершенных подчиненными дисциплинарных проступков в период, когда офицера замещало другое лицо (критерий – умение сформировать слаженный воинский кол- лектив и способность подготовить квалифицированных заместителей – потенциаль- ный кадровый резерв);
– процент от общего количества среди офицеров данной воинской части частоты случаев исполнения обязанностей (временного замещения отсутствующего) выше- стоящего командира (начальника) (критерий – готовность к включению в резерв для назначения на высшую воинскую должность)
70
Как справедливо заметил Н.В. Витрук, развитие и совершенствование правовых понятий означает их обогащение, уточнение и конкретизацию, замену старых поня- тий новыми, поскольку первые не могут вместить и охватить существенные свойства изменившихся реальных отношений правовой действительности, представляющих область отражения этих понятий, или формирование новых понятий как путем вы- членения из уже существующих, так и посредством образования новых
71
В связи с вышесказанным законодателю следует систематически выявлять те пра- вовые предписания, которые не в полной мере отвечают изменившимся условиям,
отменять устаревшие, вносить изменения и создавать новые правовые поощрения,
а также устанавливать объективные критерии для избежания ошибок при их право- применении.
70
Тюрин А.И., Цыганкова Н.В. Как оценить эффективность военной службы // Право в Во- оруженных Силах. 2010. № 6.
71
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 20.