Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

96
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Воору- женных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны
Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1177, в Вооруженных Силах Россий- ской Федерации удостоверения, в частности, выдаются военнослужащим, в том чис- ле уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы,
работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны
Российской Федерации, направленным в другие государства органами государст- венной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (при- ложение к Федеральному закону «О ветеранах»).
В разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации указано – выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона:
с августа 1999 г.
Также в указанном выше Порядке предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оформлении удостоверения ветерана бое- вых действий. Подчеркнем, что эти документы должны подтверждать непосредст- венное участие в боевых действиях. К таким документам относятся: выписки из при- казов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредст- венное участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал, под- тверждающий тот же факт. Если на основании указанных документов будет доказа- но, что гражданин непосредственно участвовал в боевых действиях, то должно быть оформлено соответствующее удостоверение.

97
Глава III. Практика применения командирами (начальниками) поощрений к военнослужащим
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   25

Глава III. Практика применения
командирами (начальниками) поощрений
к военнослужащим
§ 1. Производство по делам о поощрениях военнослужащих
Порядок применения видов поощрения представляет собой правила, определен- ные ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами, а также алгоритм дейст- вий
1
, устанавливающий определенную последовательность мероприятий, выполняе- мых компетентными органами (командирами, начальниками, государством, общест- венными организациями) по применению и реализации поощрений к военнослужа- щим. Как верно заметил А.С. Налбандян: «Без использования адекватных процессу- альных начал правильное применение поощрительных норм права невозможно»
2
Соответственно необходимо отметить недостаточную процессуальную упорядо- ченность применения командирами (начальниками) видов поощрения, что ведет к увеличению влияния субъективного фактора в их использовании и, как следствие, к недостаточной эффективности поощрения как средства воспитания и укрепления воинской дисциплины.
Поощрительное производство процессуальных действий воинскими должностны- ми лицами (должностными лицами, органами) можно систематизировать, сгруппи- ровать и представить в виде последовательных этапов
3
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что поощрительное про- изводство представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последователь- ных действий-стадий (см. приведенную на с. 98 схему):
– 1-я стадия – установление фактической основы, фактических обстоятельств дела,
т. е. установление командиром (начальником) основания применения поощрения за заслуженное поведение;
– 2-я стадия – юридическая квалификация, т. е. юридическая оценка всей совокупности элементов состава заслуги (поощрительного поступка), включающей: объект поощритель- ного поступка (общественные отношения, касающиеся поощрения военнослужащих); объ- ективную сторону (характер поощрительного поступка, его последствия, причинная связь между поступком и последствиями, способ, время, обстановка совершения и т. д.); субъект
(вменяемость военнослужащего и др.); субъективную сторону поощрительного поступка
(психическое отношение военнослужащего к совершенному поступку, его последствиям,
мотивы, цели, эмоции), путем отнесения данных позитивных действий военнослужащего
(воинского коллектива) к определенной поощрительной норме


4
;
1
Точного определения понятия «алгоритм» не существует. Обычно под алгоритмом понима- ют набор правил (последовательных шагов, действий, базовых операций), определяющих про- цесс преобразования исходных данных задачи в искомый результат. См. об этом:
Зайцева Л.В.
Алгоритмические языки и программирование. М., 1996. С. 13;
Зубов В.С. Справочник програм- миста. М., 1999. С. 34 – 35 и др.
2
Налбандян А.С. Применение поощрительных норм российского права. Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. С. 47.
3
В теории юридического процесса процессуальные действия объединяются в самостоятель- ные группы, стадии либо этапы.
4
Применяя аналогию, можно согласиться с мнением ряда ученых, что для поощрительного поступка будут характерны все обязательные элементы состава правонарушения, но эти поло- жения требуют дальнейшего изучения в рамках научных исследований, обсуждений. См., напр.:
Караваев А.Н. Поощрения в системе правоохранительной службы: учеб. пособие. Саратов, 2004;
Типикина Е.В. Заслуга как основание для правового поощрения: дис. … канд. юрид. наук. Са- ратов, 2008;
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Сара- тов, 1978;
Сизый А.Ф. Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права как средство формирования правомерного поведения осужденных: проблемы теории и практики: автореф.
дис. … докт. юрид. наук. М., 1995 и др.

98
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
– 3-я стадия – принятие поощрительного правоприменительного акта (указ, при- каз и др.), т. е. выработка проекта правоприменительного акта, обсуждение проек- та, оформление и принятие, доведение до сведения заинтересованных лиц. Указан- ные действия относятся непосредственно к этой стадии и составляют ее содержание.
Они хотя и отличаются друг от друга, но в то же время образуют единое целое –
стадию вынесения индивидуального поощрительного правового акта;
– 4-я стадия – исполнение принятого индивидуального поощрительного акта, т. е.
совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного поощри- тельного правоприменительного акта и поощрительного правоотношения в целом.
Практика показывает, что в зависимости от вида поощрения поощрительное про- изводство может быть простым, усложненным или полным.
Простое поощрительное производство будет иметь место, когда применение и исполнение поощрения производится одним лицом. Например, объявление коман- диром (начальником) благодарности военнослужащему в устной форме перед стро- ем, на совещании или лично и внесение соответствующей записи в карточку поощре- ний и взысканий.
Усложненное поощрительное производство предполагает издание соответствую- щего правового документа, в частности приказа. Решение о поощрении принимает- ся на основании, например, ходатайства непосредственного начальника перед пря- мым начальником без дополнительного согласования с вышестоящим командова- нием. Это, как правило, поощрения, применяемые внутри воинского коллектива.
Полное поощрительное производство протекает по всем стадиям. В данной форме налицо элементы выработки ходатайства о поощрении, например, при награждении военнослужащих государственными наградами, согласование и подготовка документа о поощрении, форма которого утверждена указом Президента Российской Федерации.
§ 2. Полномочия командиров (начальников) в сфере применения поощрений
к военнослужащим
Для органа власти (его должностных лиц) право и обязанность образуют полно- мочие, т. е. они должны быть связаны неразрывно, что должно находить свое норма- тивное закрепление в нормативном правовом акте. Однако разделение прав и обя- занностей в нормативных формулах создает иллюзию того, что в определенных слу- чаях можно использовать полномочие как право (т. е. не осуществлять его или осу- ществлять, но при определенных условиях). Такое право приобретает качество воз- можности, которая не носит обязательного характера, т. е. на законных основа- ниях должностное лицо может применять избирательный подход при реализации своих полномочий.
??????
??????? ?????????? ????????? ? ??????????????
??????
??????????? ????????????
?????????????? ????????
?????? ??????????
????????? ???????????????
?????????????? ????
?????? ????????
??????????????
???????????????????? ????
?????? ????????????
??????????? ?????????????
?????????????? ????????


99
Глава III. Практика применения командирами (начальниками) поощрений к военнослужащим
В результате этого использование обязанностей субъектом правоприменения ста- новится произвольным, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованно- сти может привести к коррупционным проявлениям, в том числе при поощрительной деятельности. Об этом более подробно будет сказано в § 7 гл. IV.
В соответствии со ст. 17 ДУ ВС РФ командир (начальник) в пределах прав, оп- ределенных данным Уставом, обязан поощрять подчиненных военнослужащих за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.
В том случае, когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужа- щих властью вышестоящего командира (начальника).
Согласно ст. 11 ДУ ВС РФ: «Командиры (начальники), должности которых не упомянуты в настоящем Уставе (приложение № 1), в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным штатом для занимаемой воинской должности:
а) младший сержант, сержант, старшина 2 статьи и старшина 1 статьи – властью командира отделения;
б) старший сержант и главный старшина – властью заместителя командира взвода;
в) старшина и главный корабельный старшина, прапорщик и мичман, старший прапорщик и старший мичман – властью старшины роты (команды);
г) младший лейтенант, лейтенант и старший лейтенант – властью командира взвода
(группы);
д) капитан и капитан-лейтенант – властью командира роты (боевого катера, ко- рабля 4 ранга);
е) майор, подполковник, капитан 3 ранга и капитан 2 ранга – властью командира батальона;
ж) полковник и капитан 1 ранга – властью командира полка (корабля 1 ранга),
бригады;
з) генерал-майор и контр-адмирал – властью командира дивизии;
и) генерал-лейтенант и вице-адмирал – властью командира корпуса (эскадры);
к) генерал-полковник и адмирал – властью командующего армией (флотилией);
л) генерал армии, адмирал флота и маршал Российской Федерации – властью ко- мандующего войсками военного округа, фронта, флотом.
При временном исполнении обязанностей (должности) по службе командиры (на- чальники) пользуются дисциплинарной властью по воинской должности, объявлен- ной в приказе».
Из вышесказанного следует, что объем дисциплинарной власти командиров (на- чальников), их полномочия по применению поощрений и дисциплинарных взыска- ний определены ДУ ВС РФ для типовых должностей либо изложены в правилах опре- деления объема дисциплинарной власти согласно ст. 11 ДУ ВС РФ и приложению 2
к настоящему изданию.
Дисциплинарные полномочия военнослужащих, занимающих типовые должнос- ти (командира отделения, заместителя командира взвода, старшины роты, команди- ра взвода, командира роты, командира батальона, командира полка, командира дивизии и т. д.), изложены ниже.
Для военнослужащих же, занимающих другие типовые должности, предусмот- ренные штатами для подразделений, частей и соединений видов Вооруженных Сил
Российской Федерации и родов войск, а также других войск и воинских формирова- ний (ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», опре- деляющая понятие военной службы), в ДУ ВС РФ дисциплинарные полномочия не предусмотрены. Для данной категории военнослужащих дисциплинарная власть определяется по сравнительной таблице дисциплинарных прав по типовым должно- стям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение 2 к настоящему изданию).
В связи с тем что положения ДУ ВС РФ также распространяются на военнослужа- щих Военно-Морского Флота, с помощью указанной таблицы можно определить типовую должность, равную интересующей должности, а по ней и конкретные дис- циплинарные полномочия.


100
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Например, чтобы определить дисциплинарную власть командира корабля 3 ран- га или дивизиона кораблей 4 ранга, необходимо по сравнительной таблице в графе,
где указаны войсковые должности, найти те, которые соответствуют корабельным.
Им будут соответствовать войсковые должности командира батальона, дивизиона,
авиаэскадрильи, отдельной роты (батареи). Значит, дисциплинарная власть коман- дира корабля 3 ранга или дивизиона кораблей 4 ранга равна дисциплинарной влас- ти командира батальона, объем которой определен соответствующей статьей
ДУ ВС РФ.
Командиры (начальники), должности которых в ДУ ВС РФ (приложении № 1 к названному Уставу) не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предус- мотренным по занимаемой должности.
Из вышеизложенного следует: чтобы определить дисциплинарную власть коман- диров (начальников), должности которых в ДУ ВС РФ не упомянуты, вначале необхо- димо установить, какое звание соответствует занимаемой по штату должности. После чего, сравнив его с положением, указанным в ст. 11 ДУ ВС РФ, определить необходи- мый объем власти. Например, штатом военного учебного заведения профессиональ- ного образования предусмотрена должность преподавателя. Для этой должности ус- тановлено воинское звание «майор». Следовательно, преподаватель в отношении сво- их подчиненных будет пользоваться дисциплинарной властью, равной власти, предо- ставленной командиру батальона. В данном случае ДУ ВС РФ предписывает прини- мать во внимание то, что при определении объема власти должностного лица учиты- вается не фактическое звание, которое имеет военнослужащий, а звание, соответству- ющее занимаемой штатной должности. Такое положение означает, что преподаватель военного учебного заведения, имея воинское звание «капитан», в ходе проведения за- нятий будет пользоваться дисциплинарной властью командира батальона, так как его штатной должности соответствует воинское звание «майор».
Также, например, для должностей начальников (арсенала, испытательного цент- ра, базы хранения и снабжения) предусмотрено воинское звание «полковник», соот- ветственно офицеры, занимающие эти должности, пользуются дисциплинарными правами командира полка
5
Очень часто военнослужащим приходится исполнять обязанности по службе за других должностных лиц. При таких обстоятельствах возникает проблема в определе- нии властных полномочий по отношению к подчиненным. Чтобы исключить наруше- ния методики определения объема власти, установленной в ДУ ВС РФ, следует по- мнить, что при временном исполнении обязанностей по службе командиры (началь- ники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.
Порядок возложения временного исполнения обязанностей по воинской должно- сти определен ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответ- ствии с которой в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или выс- шей воинской должности, которую он не занимает:
а) вакантной (незанятой) воинской должности – с его согласия (временное испол- нение должности – врид);
б) невакантной (занятой) воинской должности – в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужа- щего от должности (временное исполнение обязанностей – врио).
5
Следует отметить, что в современных условиях формирования «нового облика Вооружен- ных Сил Российской Федерации» произошло кардинальное переустройство военной организа- ции государства, в том числе реорганизация руководящих органов. Например, создание вместо пятизвенной системы управления Сухопутных войск трехзвенной: оперативное командование –
бригада – батальон; организация новой системы военного управления ВВС: оперативное ко- мандование – авиабаза – эскадрилья и др. В то же время на основании данных нововведений объем дисциплинарной власти (полномочий) в отношении некоторых должностных лиц (ко- мандиров, начальников) указанных структур не определен ДУ ВС РФ, т. е. в него не внесены соответствующие изменения. Представляется, что в сфере военно-дисциплинарных отноше- ний вышеназванным руководителям следует придерживаться положений, предусмотренных
ДУ ВС РФ (ст. 11).