Файл: История развития автомобильного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Остается лишь сожалеть, что ситуация, существовавшая в российском автомобилестроении в начале века, когда русские автомобили - несмотря на их ограниченное количество - по своим ходовым качествам и качеству отделки не уступали импортным образцам, не сохранилась до наших дней.

В мае 1918 года В.И. Лениным был подписан декрет "О реорганизации и централизации автомобильного хозяйства Республики". В ночь на 1 ноября 1924 г. на АМО был собран первый грузовик модели Ф15, созданный на основе ФИАТ-15 Тер. Поэтому Днем рождения Российской автомобильной промышленности считается 7 ноября 1924 г., когда в колоннах демонстрантов, шедших по Красной площади, двигались первые полуторатонные автомобили АМО-Ф15, собранные в Москве на заводе АМО, в последствии переименованного в Московский завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ) в память его директора, многие годы проработавшего на этом заводе. С тех пор завод пережил реконструкции, смену директоров, а в последнее десятилетие даже владельцев. В 1922 г. на одном из московских заводов был построен первый советский легковой автомобиль. Он представлял собой усовершенствованный вариант автомобиля модели «С24/40». Легковые автомобили начала века имели кузова, состоящие из каркаса, собранного из деревянных брусков и обшитого стальными панелями или древесиной. Такие конструкции были очень трудоемки в изготовлении и не пригодны для крупномасштабного производства.

В конце 20-х гг. в Научном автомобильно-моторном институте (НАМИ) был создан первый отечественный автомобиль для массового производства -- «НАМИ-1» -- оригинальной конструкции. Однако производство этих машин по ряду причин практически так и не началось.

В результате выполнения первого пятилетнего плана в Советском Союзе была создана автомобильная промышленность. Построен гигантский по тем масштабам завод в Нижнем Новгороде, получивший затем название «ГАЗ», рассчитанный на ежегодный выпуск 100 тыс. грузовых и легковых автомобилей. Первый легковой автомобиль этого завода «ГАЗ-А» -- копия автомобиля «Форд-А».

Были реконструированы небольшой автомобильный завод в Москве (АМО), получивший вскоре название ЗИС, и еще около 40 предприятий, поставлявших материалы, комплектующие детали и узлы. На ЗИСе началась подготовка к выпуску легковых автомобилей высшего класса.

В апреле 1935 г. ГАЗ выпустил 100-тысячный автомобиль модели «А», обогнав такие известные автомобильные предприятия, как «ФИАТ» и «Опель». В 1936 г. на ГАЗе началось производство новых комфортабельных легковых машин модели «М 1», а в 1937 г. на ЗИСе -- производство автомобилей «ЗИС-101» с кузовом «лимузин» (с перегородкой за передним сиденьем). В 1940 г. в Москве на заводе им. Коммунистического интернационала молодежи началось производство малолитражных легковых автомобилей «КИМ-10». Характерными чертами довоенных автомобилей были кузова ненесущего типа с металлической обшивкой, зависимые, рессорные подвески колес,
нижнеклапанные двигатели, механический привод тормозов, отсутствие системы обогрева салона и др.

После завершения Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, началась подготовка к выпуску новых легковых автомобилей: «ЗИС-ПО», «Победа» и «Москвич». Представительский (для чиновников высокого ранга) лимузин модели 110 обладал большим числом новшеств: независимая подвеска передних колес, гипоидная передача ведущего моста, гидравлические толкатели клапанов двигателя, гидравлические стеклоподъемники и т. д. Выпуск этих машин начался в 1946 г.

Особого внимания заслуживает автомобиль «Победа» Горьковского автозавода. Его отличала новая, «бескрылая» форма кузова, обеспечивающая малое аэродинамическое сопротивление. Это был первый отечественный, автомобиль с несущим цельнометаллическим кузовом.

Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1947 г. начал выпускать автомобиль «Москвич-400», прототипом которого был германский «Опель» довоенного образца. Позже появились модели «401» (1954 г.), «402» (1956 г.) и др.

В 1950 г. ГАЗ начал производство большого легкового автомобиля «ЗИМ», на котором впервые в СССР были установлены гидромуфта в трансмиссии, индивидуальные тормозные цилиндры для каждой колодки, капот, открывающийся в любую сторону, и т. д.

Послевоенный период развития автомобилестроения в разоренной войной стране был нелегким, поскольку автомобильная промышленность тесно связана со многими отраслями, которые были почти полностью уничтожены во время войны. Таким образом, для восстановления автомобилестроения требовалось возродить всю промышленность СССР. И тем не менее уже к 1949 г. был превзойден довоенный уровень выпуска автомобилей, а к середине 50-х гг. в СССР уже действовали 12 автомобильных заводов, выпускающих автомобили 43 моделей и модификаций в количестве, превышающем 400 тыс. шт. в год.

Далее следует период создания в отрасли специализированных заводов, когда с крупных автозаводов, выпускавших различные виды продукции, один из видов производства выделялся в отдельное предприятие, например появление Ульяновского автозавода (УАЗ) связано с переводом с ГАЗа в Ульяновск производства легковых вездеходов.

На новые автомобили «ГАЗ-13» («Чайка») и «ЗИЛ-111» стали устанавливать V-образные восьмицилиндровые двигатели и автоматические коробки передач (с 1959 г.). Вместо «Победы» стал выпускаться автомобиль «ГАЗ-21» («Волга») с так называемым трехобъемным кузовом (с 1957 г.), а затем «ГАЗ-24» (с 1968 г.). Новый автозавод в г. Запорожье в 1960 г. начал выпускать микролитражку «ЗАЗ-965» с двигателем воздушного охлаждения, которую затем сменила модель «ЗАЗ-966». Завод малолитражных автомобилей выпустил целый ряд новых моделей: «410» (вездеход), «407», «403», «408» и «412»,

отличающихся новыми двигателями, кузовами и другими элементами. В 1967 г. появился «ЗИЛ-114» с новым кузовом.

Новыми конструктивными решениями периода 50--60-х гг. были верхнеклапанные двигатели, гнутые лобовые стекла кузовов, телескопические амортизаторы подвесок, алюминиевые блоки цилиндров, реечный рулевой механизм, дисковые тормоза и многое другое. Интересной новинкой было также создание в МВТУ им. Н.Э. Баумана опытного образца маленького легкового автомобиля с пластмассовым кузовом каркасно-панельного типа.

Этот период был отмечен не только ростом технического совершенства выпускаемых автомобилей, но и повышением их качества, что способствовало и увеличению спроса на них. Поэтому в конце 60-х гг. была проведена реконструкция автозавода им. Ленинского комсомола (АЗЛК), рассчитанная на повышение выпуска до 200 тыс. машин в год. Одновременно началось строительство завода по производству «Москвичей» в Ижевске.

Другим важным шагом в направлении увеличения объема производства легковых автомобилей было начало строительства в 1967 г. гигантского завода в Тольятти (ВАЗ). В сентябре 1970 г. с главного конвейера ВАЗа сошел первый автомобиль марки «Жигули», прототипом которого был «Фиат-124» модели 1966 г.

Период 70-х гг. отмечен значительным ростом объема производства автомобилей, и если в 1970 г. было выпущено всего 344 тыс. легковых автомобилей, то в 1980 г.-- 1327 тыс. шт.

АЗЛК в первой половине 80-х гг. выпускал в год около 180 тыс. автомобилей, основной продукцией завода был «Москвич-2140». Годовой выпуск ВАЗа достиг уровня более 700 тыс. машин (модели «2105», «21051», «21053», «2107» и др.). Новинкой ГАЗа был легковой автомобиль модели «3103», а Запорожского завода -- автомобиль модели «969М».

Легковые автомобили, выпускавшиеся автозаводами во второй половине 80-х гг. и в настоящее время встречаются на дорогах нашей страны.



Схема 2 Общее устройство автомобиля

Каждой модели базового грузово­го автомобиля присваивается классификационный индекс, состоящий из четырех цифр.



Первая цифра классификационного индекса означает класс грузового ав­томобиля по полной массе
 (см. табл. 1).
Таблица 1. Классификация грузовых автомобилей по полной массе.

Полная мас­са, т

до 1,2

21,2

82

8 ÷ 14

2014

20 ÷ 40

свыше 40

Класс

1

2

3

4

5

6

7

Вторая цифра классификации означает вид автомобиля (Табл. 2).

Таблица 2. Классификация автомобилей по виду.

Вид автомобиля

Вторая цифра

классификационного индекса

легковой

1

автобус

2

бортовой

3

тягач

4

самосвал

5

цис­терна

6

фургон

7

резерв (пока не используется)

8

специальный

9

Третья и четвертая цифры классификационного индекса оз­начают номер модели автомобиля (от 01 до 99).

Пятая цифра классификационного индекса оз­начает порядковый номер модифика­ции.

Перед цифровым индексом ста­вится буквенное обозначение заво­да-изготовителя.

Пример: маркировка ЗИЛ-4331 озна­чает, что этот автомобиль изготовлен на заводе имени Лихачева, полной массой от 8 до 14 т, бортовой с грузовой платформой, 31 — номер базовой модели.

Система обозначений прицепного состава также состоит из четырех­значного числа.

При этом каждому виду (модели) прицепа и полуприцепа даются строго-опреде­ленные первые индексы (две пер­вые цифры из четырех). Например:

Легковой прицеп……… 81 (полуприцеп 91)

Грузовой прицеп……… 83 (полуприцеп 93)

Самосвальный прицеп… 85 (полуприцеп 95)

Фургон ………………… 87 (полуприцеп 97)

Легковые автомобили выпуска­ются двух видов: дорожной и повы­шенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости использу­ются в основном для сельского хо­зяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей до­рожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригиналь­ных конструкций, например для гео­логоразведочных работ, и т. д.


Наибольшее распространение по­лучила классификация легковых ав­томобилей по массе неснаряженного автомобиля и рабочему объему дви­гателя (табл. 4).

В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ, «Москвич» и ГАЗ с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, -2106, -2107; «Москвич-2140», Иж-2126; ГАЗ-3102, -3110 «Волга» и др.), а также переднеприводные автомобили ЗАЗ-1102 «Тав­рия», ВАЗ-2108, -21099 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич».

В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа озна­чают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя.

Таблица 3. Классификация легковых автомобилей в зависимости от рабочего объема двигателя

Класс автомобиля

Груп­па

Ин­декс

Предельные значения

Назначение (сфера исполь­зования) автомобиля

рабочего объема двигателя, (литры)

массы снаряжен­ного автомобиля, (килограммы)

1. Особо

малый

1

2

11

До 0,849

0,850 ÷ 1,099

До 649

650 ÷ 799

Индивидуальный

То же

2. Малый

1

2

3

21

1,100 ÷ 1,799

800 ÷ 1149

Индивидуальный

Индивидуальный и служебный

То же

3. Средний

1

2

31

1,800 ÷ 3,499

1150 ÷ 1499

Служебный - такси

Индивидуальный и служебный

4. Большой

1

2

41

3,500 ÷ 4,999

Более 5,0

1500 ÷ 1900

Не регламентированы

Служебный

То же

5. Высший

-

41

Не регламентированы

-