Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ
Факультет начального образования (Заочное отделение)
Допускается к защите Начальник заочного (специального заочного) отделения ____________ Н.Н.Талипов “_____”______________2023 г. |
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента 3 курса БТ 308 S/5R группы направления 5111700 – Начальное образование
Камиловой Наргизы Закировной
на тему:
«Составные задачи и методика работы с ними »
Научный руководитель: Преподаватель кафедры «Дисциплины начального образования __________________Р.М.Садыков |
Зарегистрировано Заочное(специальное заочное)отделение “_____”______________2023 г. №__________________________ |
Ташкент – 2023
Факультет начального образования (Заочное отделение)
ФИО студента: Камилова Наргиза Закировна
Направление: 5111700 – Начальное образование
Курс 3 группа 308 БТ S/5R
Предмет: Методика преподавания математики
Тема курсовой работы: Составные задачи и методика работы с ними
Курсовые работы оцениваются по 100-бальной системе. При оценивании курсовых работ студент, получивший оценку ниже 60 баллов, считается академическим задолжником.
№ | Критерии оценки | Максимальная оценка по критериям | Оценка по критериям |
1 | Структура курсовой работы | 10 | |
2 | Обоснование актуальности темы | 10 | |
3 | Соответствие поставленной цели и результатов работы | 10 | |
4 | Анализ литературы, использованной при раскрытии темы | 10 | |
5 | Обоснование применения методов раскрытия темы | 10 | |
6 | Обоснование и применение на практике теоретических материалов | 10 | |
7 | Соответствие применения педагогических технологий при подготовке разработок уроков | 10 | |
8 | Презентация | 10 | |
9 | Соответствие полученных выводов поставленным целям | 10 | |
10 | Изложение целей, значимости, полученных результатов и заключения | 10 | |
| Оценка | Сумма оценок по критериям | |
Заключение комиссии по защите курсовой работы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата защиты ____________ _____________ Оценка_________________ | Председатель комиссии: _________ ______________________ Члены комиссии: 1. ________________ 2. ____________________ 3. ____________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....................... | 4 |
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СОСТАВНОЙ ЗАДАЧИ………………………………………………………………………… | 6 |
1.1. Общие вопросы методики: изучение учащимися составной задачи…… | 6 |
1.2. Особенности работы над составной задачей…………………………….. | 8 |
Выводы по 1 главе………………………………………………………………. | 12 |
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ………. | 13 |
2.1 Учебные действия как средство решения учебных задач. Виды учебных действий………………………………………………………………………… | 13 |
2.2 Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности……………………………………………………………………... | 16 |
2.3 Роль задач в формировании учебной деятельности младших Школьников……………………………………………………………………... | 23 |
Выводы по 2 главе………………………………………………………………. | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. | 27 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Образование растущего поколения самое главное и решающее звено в развитии общества и государства. Об этом не раз утверждал и наш Президент Шавкат Мирзиёев. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 28 января провёл видеоселекторное совещание по вопросам развития школьного образования. Выступая на совещании, глава государства подчеркнул, что развитие школ является «вопросом жизни и смерти».
«Мы не имеем права затягивать реформы в этой сфере. Как бы ни было сложно, с сегодняшнего дня нам необходимо заложить прочный фундамент школьного образования. Направим всё своё внимание и ресурсы. Этот путь будет сложным, но только он может решить все проблемы», — сказал он.
Президент подчеркнул, что улучшение деятельности школ должно быть задачей не только Министерства народного образования, но и всех министерств и ведомств, хокимиятов, научных организаций, интеллигенции и широкой общественности в целом.1
Необходимо усовершенствовать все 10130 школ по всей стране. «От этого зависит будущее более 6 миллионов учащихся и свыше 500 тысяч учителей, представителей всех слоев нашего общества, каждой семьи», — заявил президент.
В курсе математики начальных классов текстовые задачи выступают, с одной стороны, как объект изучения, усвоения, формирования определенных умений, с другой стороны, текстовые задачи являются одним из средств формирования математических понятий. Задачи выполняют функцию связующего звена между теорией и практикой обучения, способствуют развитию мышления учащихся, вырабатывают практические навыки применения математики, являются основным средством развития пространственного воображения, а также эвристического и творческого начал.
Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой, также формирует практические умения и вычислительные навыки, необходимые человеку в повседневной жизни.
Учащиеся нередко не умеют выделить искомые и данные, установить связь между величинами, входящими в составную задачу; составить план решения; выполнить проверку полученного результата. Необоснованно много внимания и не оправданных затрат времени идет на оформление краткой записи и решения задачи. При этом основное внимание направлено на реализацию единственной цели - получение ответа на вопрос задачи. Так же в курсе математики в начальной школе масса времени посвящается вычислению уже по готовым математическим моделям, то есть по знакомому описанию, какого-либо явления с помощью математической символики. Все это отрицательно сказывается на формировании общих умений решать задачу, и не оказывают необходимое влияние на развитие мышления учащихся.
Проблема обучения составным задачам в начальных классах рассматривалась в трудах таких ученых и методистов, как М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой. Большое внимание составным задачам (особенно задачам, решаемых арифметическим методом) уделяли советские педагоги-математики, и методисты Е.С. Березанская, А.С. Пчелко, Я.С. Чекмарев и др.
В связи с вышесказанным нами была выбрана тема исследования: «Составные задачи и методика работы с ними».
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и из списка использованной литературы.
Цель курсовой работы: рассмотреть, методику работы над составными задачами на уроках математики в начальной школе.
Объект курсовой работы: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет работы: изучение составных задач на уроках математики в начальных классах.
Задачи курсовой работы:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
-рассмотреть особенности работы над составными задачами на уроках математики в начальной школе;
-проанализировать учебники и программы с точки зрения методических подходов разных авторов;
-выяснить роль составных задач в процессе обучения младших школьников математике.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СОСТАВНОЙ ЗАДАЧИ
-
Общие вопросы методики: изучение учащимися составной задачи
Серей Иванович Ожегов в своем словаре дал следующее толкование «задачи»:
1- то, что требует исполнения, разъяснения;
2- упражнение, которое выполняется, решается посредствам умозаключения, вычисления и т. п.
«Задача – это сформулированный вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.». Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
Текстовая задaча - это сфoрмулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.
Решить задачу – это значит объяснить (рассказать), какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычислений получить число, которое в ней нужно узнать.
Зaписать рeшение задачи – знaчит с помoщью цифр и знaков дeйствий покaзать, что нужно сдeлать, чтобы нaйти нeизвестное числo, выпoлнить вычислeния и дать ответ на вопрос задaчи.
Oбучение решeнию задач – это спeциально оргaнизованное взaимодействиe учителя и учaщихся, цель котoрого – формирование у учaщихся умeния решать задaчи.2
Любoе умениe – это качество челoвека, а именно: его готовность и возможность успешно oсуществлять определенные действия. В метoдической литературе принятo выдeлять два основных типa умения рeшать задaчи:
Общее умeние решать задачи (ОУРЗ) прoявляется при рeшении человеком незнакомой задачи, т.е. задачи такого вида, способ решения которой неизвестен решающему. ОУРЗ складывается из:
- знаний о задачах, структуре задач, процессе решения и этапах решения, методах, способах и приемах решения;
- умений выполнять каждый из этапов решения любым из методов и способов решения, используя любой из приемов, помогающих решению.
Обучeние общeму умению решать зaдачи – это фoрмирoвание знaний о задачах, методах и способах решения, приeмах, помогающих решению, о процессе решeния задачи, этaпах этого прoцесса, назначении и содержании каждого этапа; выработка умения расчленять задачи на составные части, использовать рaзличные методы решения, адeкватно применять приемы, помогающие понять задачу, составить план решения, выполнить его, проверить решение, умeния выполнять каждый из этaпов решения.
Обучeние умению рeшать задачи определенных видов включает в себя усвоение детьми сведений о видах задач, способах решения задач каждого вида (данного вида) и выработку умения выдeлять задачи соответствующих видов, выбирать способы решения, адeкватные виду задачи, применять эти способы к решению конкретных задач.3
Этапы обучения младших школьников решению текстовых задач: 1) Подготовительный период; 2) Знакомство с текстовой задачей и ее структурой; 3) Решение простых задач на сложение и вычитание; 4) Решение составных задач на сложение и вычитание; 5) Решение простых задач на умножение и деление; 6) Решение составных задач на сложение, вычитание, умножение и деление.
1.2. Особенности работы над составной задачей