Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
Тема: Стадии построения модели
информационной системы
Выполнил:
Студент 4 курса
БИН-б-о-19-2
Полещук Анжелика Дмитриевна
Фамилия,имя,отчество
Направление подготовки ИЭИУ
Профиль Бизнес-информатика
Руководитель: Буценко Людмила Сергеевна
Ставрополь, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. СТРУКТУРА И КЛАСИФФИКАЦИЯ.…………………………………………………………….4
1.1 Понятие информационных систем……………………………………4
1.2 Этапы развития информационных систем……………………………5
1.3 Структура и классификация ИС………………………………………6
ГЛАВА 2. СТАДИИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.……………………………………………………………………..…8
2.1 Виды моделей. Информационная модель…………………………….8
2.2 Стадии построения модели ИС………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…15
ВВЕДЕНИЕ
В прошлом информация считалась областью бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информация считается одним из основных ресурсов социального развития, а информационные системы рассматриваются как средство повышения производительности труда людей.
Программное обеспечение претерпело огромные изменения за полвека своего существования, пройдя путь от программ, способных выполнять лишь простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления предприятием. Хотя изначально компьютеры предназначались в основном для выполнения сложных математических вычислений, в настоящее время доминирующим является накопление и обработка информации. Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компьютеры уже давно прочно обосновались в таких областях, как бухгалтерский учет, управление ассортиментом и закупки.
Итак, целью данной работы является изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем, изучить стадии построения модели информационной системы.
Цель диктует задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Рассмотреть понятие информационной системы;
3. Изучить структуры и классификации информационных систем;
4. Изучить стадии построения модели информационной системы;
После написания своей работы, я хочу подробнее узнать об информационных системах.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
СТРУКТУРА И КЛАСИФФИКАЦИЯ.
1.1 Понятие информационных систем
Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для ведения информационной модели, чаще всего – какой-либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов:
-
передача -
хранение -
Преобразование информации
Информационной системой называют, также, совокупность взаимосвязанных средств, которые осуществляют хранение и обработку информации, также называют информационно-вычислительными системами. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.
Под системой понимается объект, который одновременно рассматривается как единое целое, так и как совокупность разрозненных элементов, объединенных в интересах достижения поставленных целей. Системы существенно отличаются друг от друга как по составу, так и по основным задачам.
Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию.
1.2 Структура и классификация ИС
Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема- это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Структура ИС включает в себя:
-
Информационное обеспечение -
Техническое обеспечение -
Математическое обеспечение -
Программное обеспечение -
Организационное обеспечение -
Программное обеспечение
Информационное обеспечение- совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Техническое обеспечение- комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение- совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение- совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение- совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по разным признаками, что вызвало существование нескольких различных классификаций ИС.
Согласно общепринятой классификации ИС - информационные системы - подразделяются:
-
по масштабам применения - настольные и офисные -
по признаку структурированности задач - структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные). Экспертные в свою очередь делятся на:-
централизованные, децентрализованные и коллективного использования; -
с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д.
-
-
по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые; -
по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов); -
по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений; -
по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные; -
по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные; -
по характеру использования информации - на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.; -
по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования; -
по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные; -
по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов; -
по классу реализуемых технологических операций - на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом; -
по месту в процессе управления предприятия – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций; -
по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, ХД; -
по режиму работы - на пакетные, диалоговые и смешанные.
ГЛАВА 2. СТАДИИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.
2.1 Виды моделей. Информационная модель.
Модель - общенаучное понятие, означающее как идеальный, так и физический объект анализа. Важным классом идеальных моделей является математическая модель - в ней изучаемое явление или процесс представлены в виде абстрактных объектов или наиболее общих математических закономерностей, выражающих либо законы природы, либо внутренние свойства самих математических объектов, либо правила логических рассуждений.
аще всего условны. Наиболее распространенные признаки, по которым классифицируются модели:
- цель использования;
- область знаний;
- фактор времени;
- способ представления.
По целям использования выделяются модели учебные, опытные, имитационные, игровые, научно-технические.
По области знаний выделяются модели биологические, экономические, исторические, социологические и т.д.
Любая модель имеет конкретный вид, форму или способ представления, она всегда из чего-то и как-то сделана или представлена и описана. В этом классе, прежде всего, модели рассматриваются как материальные и нематериальные.
Информационная модель - это совокупность информации об объекте, описывающая свойства и состояние объекта, процесса или явления, а также связи и отношения с окружающим миром. Информационные модели представляют объекты в виде, словесных описаний, текстов, рисунков, таблиц, схем, чертежей, формул и т.д. Информационную модель нельзя потрогать, у нее нет материального воплощения, она строится только на информации. Ее можно выразить на языке описания (знаковая модель) или языке представления (наглядная модель).Одна и та же модель одновременно относится к разным классам деления. Например, программы, имитирующие движение тел. Такие программы используются на уроках физики (область знания) с целями обучения (цель использования). В то же время они являются динамическими, так как учитывают положение тела в разные моменты времени, и алгоритмическими по способу реализации.
2.2 Стадии построения модели ИС.
Методологически важно наряду с рассмотренными моделями среды ИС предложить модель создания ИС, которая имела бы те же аспекты функциональных групп компонентов (пользователи, функции, данные, коммуникации). Такой подход обеспечит сквозной процесс проектирования и сопровождения на всех стадиях эксплуатации ИС, а также возможность обоснованного выбора стандартов на разработку систем и документирование проектов.
В основе модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, полностью определяющие состав всех базовых компонентов модели:
-
бизнес-функции, описывающие, ЧТО делает бизнес; -
основные, вспомогательные и управленческие процессы, описывающие, КАК предприятие выполняет свои бизнес-функции; -
организационно-функциональную структуру, определяющую, ГДЕ исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы; -
фазы, определяющие, КОГДА (и в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции; -
роли, определяющие, КТО исполняет бизнес-функции и КТО является "хозяином" бизнес-процессов; -
правила, определяющие связь и взаимодействие между всеми ЧТО, КАК, ГДЕ, КОГДА и КТО.
После построения бизнес-модели (или параллельно с этим) можно приступать к формированию модели проектирования, реализации и внедрения самой ИС
На стадии анализа требований к проектируемой системе вводятся:
-
- классы пользователей и соответствующие диаграммы бизнес-транзакций; -
- модели (диаграммы) процессов прикладной деятельности и соответствующие перечни функциональных задач ИС; -
- классы объектов предметной области и соответствующие диаграммы "сущность-связь", отражающие информационную модель этой предметной области; -
- топология расположения подразделений и пользователей, обслуживаемых данной ИС; -
- параметры защиты данных, информации и самой системы.
Основным документом, отражающим результаты работ первого этапа создания ИС, является техническое задание на проект (разработку), содержащее, кроме вышеперечисленных определений и спецификаций, также сведения об очередности создания системы, сведения о выделяемых ресурсах, директивных сроках проведения отдельных этапов работы, организационных процедурах и мероприятиях по приемке этапов, защите проектной информации и т.д.
Следующий этап - проектирование. В реальных условиях проектирование -это поиск, моделирование способа разработки, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных начальных условий и ограничений. Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить: