Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Основы противодействия коррупции.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине « Основы противодействия коррупции »
Организация борьбы с коррупционной преступностью
_____________________________________________________
(тема практического задания)
ФИО студента | Лейман Максим Алексеевич |
Направление подготовки | Педагогическое образование |
Группа | ПОФ-Б-03.01-3-2022-1 |
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….….………………...3
-
Факторы, влияющие на формирование и развитие коррупционной преступности …………………………………………………………………….......5 -
Нормативные меры противодействия коррупционным преступлениям в российском законодательстве и их практическая реализация………………...………………………………………………….......…10
Заключение…………………………………………..…………….……….…22
Список использованной литературы……………………….…………….…23
ВВЕДЕНИЕ
Коррупционные преступления продолжают оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозить социально-экономические и политические преобразования в России, подрывать ее международный авторитет. Коррупционная преступность в России приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. среди основных источников угроз национальной безопасности называется сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против государственной власти (к которым относятся коррупционные преступления), и определяется, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности на долгосрочную перспективу будет исходить из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию указанных преступлений.
Судя по данным официальной статистики, государством коррупция признается вполне контролируемым явлением небольшого масштаба. Коррупционных преступлений меньше, чем убийств. Следственный Комитет Российской Федерации, где расследуется подавляющее большинство преступлений коррупционной направленности, а работа в сфере противодействия коррупции рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности, приводит следующую статистику.
Однако криминологи оценивают официальную статистику как «порочную и мошенническую», указывают на высокий уровень невыявленных или укрытых от регистрации преступлений и пишут о коррупционной преступности как достигшей уровня самовоспроизводства, при котором она порождает сама себя. На недостоверность официальных статистических данных указывают и представители государственной власти в Российской Федерации. Подтверждением роста угрозы коррупционных преступлений является образованный при Президенте РФ Совет по противодействию коррупции, а также обширная нормативная база, созданная в Российской Федерации с целью противодействия коррупции.
Факторы, влияющие на формирование и развитие коррупционной преступности
Термин «коррупция» в Федеральном законе "О противодействии коррупции" определяется как:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Несмотря на многочисленные попытки анализа феномена коррупции, выявления ее природы, на сегодняшний день отсутствуют адекватные и объективные объяснения факта существования данного социального явления. Ряд исследователей рассматривают коррупцию как отражение извечных человеческих пороков, другие видят причину коррупции в неэффективных законах. Еще большее число ученых считают главной причиной коррупции существование государства, с его многочисленным корпусом чиновничества, способствующего бюрократизации общественной жизни.
Однако изучение причин коррупции сопряжено с рядом серьезных трудностей, главная из которых – очень высокая латентность коррупционных проявлений. Кроме того, оценка степени коррумпированности общества значительно затруднена в связи с крайней ограниченностью показателей, которые могут быть использованы для их характеристики. Помимо этого, «облик» коррупции определяется не каким-то отдельным фактором, а является следствием сложного комплекса причин. Помимо этого, ряд факторов, влияющих на коррупцию в той или иной степени, является ее последствием. Например, низкий уровень экономического развития в определенной степени способствует увеличению коррупции, которая, в свою очередь, является серьезным барьером для нормального экономического роста; политическая нестабильность, как правило, провоцирует коррупцию, однако коррупция сама может стать причиной нарушения общественной стабильности. Другими словами, в отношении ряда факторов далеко не очевидной является причинно-следственная связь, что также затрудняет исследования в этой области.
Причины, обусловливающие коррупцию, крайне разнообразны по своей природе, формам проявлений, направленности воздействия.
Наиболее статичными являются природные (природно-ресурсные) и социокультурные факторы, которые определяют общую предрасположенность (или непредрасположенность) общества к проявлениям коррупции.
1. Природно-ресурсные факторы. К числу природных факторов, в той или иной степени оказывающих влияние на уровень коррумпированности общества, может быть отнесена степень обеспеченности страны природными ресурсами (минеральными, лесными, водными, агроклиматическими и др.). Влияние данного фактора может быть расценено двояко. С одной стороны, наличие значительных природных ресурсов является базой для экономического развития страны, что, в свою очередь, может способствовать снижению коррупции. Но при этом природные богатства являются мощным стимулом, своего рода провокационным фактором для «ренто-ориентированного» поведения. Кроме того, в обществе, изначально обладающем естественным богатством, складывается особый «потребительский», «нехозяйский» тип взаимоотношений, что является благоприятной средой для развития коррупции.
2. Социокультурные факторы. Оценка воздействия на коррупцию социокультурных факторов является наиболее сложной задачей ввиду «нематериальности», «эфемерности» этой сферы. Однако именно культурную предрасположенность социума следует рассматривать как основную причину коррупции. Бесспорным является тот факт, что широкомасштабному распространению коррупции в России в немалой степени способствует несформированность гражданского общества с его нравственными ценностными приоритетами. Кроме того, проникновению коррупции во все сферы жизни общества способствует пропаганда средствами массовой информации насилия и бездуховности, пренебрежительного отношения к нравственным принципам и традиционным российским ценностям - бескорыстному служению Отечеству, совести и справедливости, взаимопомощи и коллективизму.
Сложившуюся ситуацию в обществе подтверждают данные социологического исследования. Так, по сравнению с 2014 г. возросла доля россиян, кто считает, что материальное вознаграждение (в том числе подарки) за ту работу, которую люди различных профессий (врачи, учителя и т. д.) должны делать бесплатно, не имеет ничего общего с поощрением коррупции (с 29 % до 37 %).
Следовательно, население привыкает к коррупции, не воспринимает ее однозначно как зло и даже принимает как норму поведения в современном обществе.
3. Социально-экономические факторы. Основной закономерностью пространственных особенностей коррупции является зависимость степени коррумпированности страны от уровня ее экономического развития. Коррупция понижает экономический рост путем сокращения потока инвестиций, вовлечения талантливых людей в непродуктивную деятельность, неэффективного управления богатыми естественными ресурсами; кроме того, коррупция является фактором отсрочки структурных реформ, направленных на повышение экономического роста.
В России каждая новая вспышка экономического кризиса неизменно активизировала коррупционные механизмы перераспределения имущества и экономических выгод в пользу тех, кто лучше других умел пользоваться этим механизмом. В итоге господствующее положение в российской экономике заняли не те, кто исповедовал идеологию честного и ответственного бизнеса, а те, кто научился взаимодействовать с коррумпированным чиновничеством.
Большая часть государственных служащих, как показывают результаты социологических исследований, далеко не удовлетворены своим материальным положением.
Покупка государственных должностей как вид кадровой коррупции является одной из составляющих социально-экономического коррупциогенного фактора.
4. Политические факторы.
Административно-территориальное устройство страны также может оказывать влияние на степень коррумпированности общества. Этот факт признается многими исследователями, однако единого мнения на этот счет нет.
5. Правовой фактор. Правовой фактор, с одной стороны, отражает то, что главная проблема в сфере правового обеспечения противодействия коррупции - это отсутствие целенаправленного антикоррупционного законодательства, которое полностью определило бы порядок взаимодействий представителей власти и носителей экономических интересов, власти и гражданского общества, власти и граждан. С другой стороны, органы законодательной власти также являются объектами коррупционных интересов, а часть представляющих их законодателей различного уровня - активными участниками коррупционных действий. Такое положение тормозит развитие правового обеспечения противодействия распространению коррупции, создает условия для ее расширенного воспроизводства. Кроме того, сами государственные служащие отмечают недостаточность правовой регламентации их деятельности, что тоже объективно способствует распространению коррупции в органах власти.
Наличие в законах и подзаконных нормативных правовых актах недостатков и пробелов, создающих предпосылки для различных коррупционных злоупотреблений, то есть существование так называемых «коррупционных ниш», является одним из условий живучести и дальнейшего распространения коррупции.
Таким образом, основные выводы касаются современного состояния коррупции и комплекса причин, вызывающих предрасположенность общества к коррупционной манере поведения. К их числу можно отнести наличие природных ресурсов, уровень экономического развития, степень монополии государства, политическую нестабильность. Однако неразрешимые трудности представляет комплексность воздействия этих факторов, их внутренняя взаимосвязь и взаимозависимость, что практически исключает возможность оценки степени влияния каждого из них в отдельности.
Нормативные меры противодействия коррупционным преступлениям в российском законодательстве и их практическая реализация
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти Российской Федерации, в частности Россией ратифицировано ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, в частности:
- Федеральный закон от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»;
- Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»
В настоящее время в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции и преступлениям коррупционной направленности.
Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.