Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Основы противодействия коррупции.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Поэтому разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью.
В этой связи в мае 2008 года был принят Указ Президента РФ № 815 «О мерах по противодействию коррупции» принят в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих. На основании Указа образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.
В дальнейшем в целях развития системы противодействия коррупции в обществе был принят Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 года, № Пр-1568).
Планом предусмотрены комплексные меры по профилактике коррупции, включающие в себя:
- введение специальных требований к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами страны, предусматривающие, в том числе и контроль над доходами и имуществом указанных лиц;
- развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ;
- совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ;
- возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;
- определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:
- совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;
- разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;
- сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции в стране;
- обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;
- развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.
Национальным планом разработаны основные направления по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции:
1. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих в себя:
а) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
б) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений;
в) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ;
г) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества;
д) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой из таких функций и системы оценки качества их выполнения.
2. Реализация системы мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:
а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий;
б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации;
в) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;
г) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;
д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;
ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим деятельность различных субъектов страны по противодействию коррупции, явился Федеральный закон Российской Федерации № 273 «О противодействии коррупции».
В феврале 2010 г. было принято Постановление Правительства РФ № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», где определены следующие коррупционные факторы:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления (широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, принятие нормативного правового акта сверх компетенции и др.);
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов (отсутствие административных процедур, отказ от конкурсных (аукционных) процедур; отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти и др.);
в) факторы системного характера - нормативные коллизии.
К основному антикоррупционному нормативному акту следует отнести также Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Согласно положениям Закона № 172-ФЗ основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Основные принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Перечисленные в законе принципы являются основополагающими при разработке мер борьбы с коррупцией. К сожалению, законом перечисленные принципы лишь декларируются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по противодействию коррупции может основываться и на иных принципах в зависимости от субъектов и видов воздействия; а также интерпретации уже имеющихся.
Необходимо целенаправленно и системно проводить антикоррупционную политику, учитывая постоянно меняющиеся условия.
Антикоррупционная политика - это разработка и внедрение разносторонних и последовательных государственных и общественных мер, направленных на устранение (минимизацию) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни. Другими словами, антикоррупционная политика - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными, муниципальными и иными органами, направленная на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений коррупционной направленности.
Приоритетные направления предупреждения коррупции и коррупционных правонарушений:
- совершенствование антикоррупционного законодательства (своевременное внесение изменений и дополнений);