Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Основы противодействия коррупции.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- упорядочение системы, структуры, функций органов исполнительной и судебной власти;
- контроль за имущественным положением государственных и муниципальных служащих, ротация кадров;
- укрепление судебной власти и прокурорского надзора;
- взаимодействие государственной власти со структурами гражданского общества;
- антикоррупционное просвещение и формирование антикоррупционного мировоззрения (антикоррупционное образование и воспитание);
- стимулирование регионов, осуществляющих достоверный антикоррупционный мониторинг;
- разработка и реализация федеральных, региональных, местных, локальных антикоррупционных программ, решение проблемы с их финансированием;
- проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
- определение и внедрение антикоррупционных стандартов;
- своевременное реагирование правоохранительных органов на поступающую информацию о коррупционных проявлениях;
- предупреждение, выявление, пресечение и документирование коррупционно опасного поведения, минимизация общественно опасных последствий и т.п.
Сложившаяся криминологическая ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.
Предупреждение коррупционных преступлений на общесоциальном уровне предполагает решение ряда крупных вопросов в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. К ним, прежде всего, относятся снижение уровня криминализации экономики,сокращение и сведение к минимуму ее теневого сектора, переход на цивилизованные нормы рыночного хозяйствования. Выраженная в последнее время политическая воляк бескомпромиссному противостоянию коррупции должна быть подкреплена конкретными действиями. В частности, руководство страны должно решительно отказаться от услуг людей, которые запятнали себя причастностью к коррупционным скандалам, имевшим место в 1990-х годах, и до сих пор входят в политическую и управленческую элиту.
Следует сказать, что в последние годы государство обратило особое внимание на важность борьбы с коррупцией и коррупционными преступлениями, а также на необходимость уделять самое пристальное внимание вопросам их предупреждения. Для этого, всем министерствам и ведомствам страны было предложено разработать Административные регламенты работы с обращениями граждан с указанием времени, отводящегося на решение того или иного конкретного вопроса, а также государством разрабатываются программы борьбы с коррупцией в России.
Необходимо наладить эффективный парламентский контрольза высшими должностными лицами государства. Деятельность госаппарата на всех уровнях, муниципальных учреждений, всех служащих, уполномоченных осуществлять публичные функции, должна стать, за редкими исключениями, прямо оговоренными в законе (например, обеспечение сохранности государственной или коммерческой тайны), открытой прозрачнойдля гражданского общества, для общественного контроля.
Эффективным средством антикоррупционной защиты экономических отношений, ограничения произвола чиновников является проведение закупок товаров, предоставления услугпо государственным заказам через подлинно открытые конкурсы.
Ограничению коррупции способствует снижение административного давленияна предпринимателей, сокращение в экономике, финансах, сфере услуг разрешительногопринципа с заменой его на уведомительный.
Значимы в плане предупреждения коррупционных преступлений и такие меры, как сокращение аппарата управления,уменьшение численности государственных и муниципальных служащих, сочетаемые с улучшением оплаты труда и усилением ответственности.
Интересы предупреждения коррупционных преступлений требуют осуществления ряда мер правовогохарактера. Это, прежде всего, безотлагательное принятие комплексного, междисциплинарного закона о противодействии коррупции. Он не зря именуется иногда криминологическим, поскольку судя по имеющимся законопроектам, острие этого закона направлено в первую очередь на выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) правовыми средствами и методами причин и условийкоррупционных преступлений, их недопущение путем разрешения коррупционно опасных ситуаций, воздействия на лиц, склонных к коррупционным правонарушениям.
Необходимо, в первую очередь применительно к сферам, наиболее пораженным коррупцией, разработать, законодательно закрепить и внедрить в повседневную практику антикоррупционные стандартыв которых предусмотреть соответствующие гарантии ограничения и запреты для должностных лиц и всех служащих, выполняющих публичные функции.
Должна стать обязательной антикоррупционная экспертизанамечаемых к принятию законов (как разновидность криминологической экспертизы).
Полномочия, компетенция, права и обязанности государственных и муниципальных служащих необходимо прописывать,как правило, в законах прямого действияс необходимой полнотой и четкостью, с тем, чтобы исключалась возможность двусмысленного толкования правовых норм и не оставалось простора для чиновничьего произвола.
Большое предупредительное значение имеют оперативно-профилактические меры, а также тщательный ведомственный и подведомственный контроль, прокурорский надзор за точным соблюдением норм и правил, регламентирующих все виды государственной и муниципальной службы.
Многого в предупреждении коррупционных преступлений можно добиться путем своевременного, полного и адекватного реагирования на коррупционные правонарушения непреступного характера(административные, дисциплинарные проступки и т.д.).
В предупреждении коррупции в правоохранительных органах заметную роль играют имеющиеся в них службы собственной безопасности.
Используя возможности правового воспитания и просвещения, необходимо решительно отвергнуть попытки легализовать коррупцию,представить ее как нормальное явление, своего рода атрибут рыночных отношений; показывать несостоятельность взглядов о моральной допустимостиподкупа служащих в целях решения стоящих перед людьми проблем.
В целях совершенствования антикоррупционного законодательства Российской Федерации предлагаем:
1. Внести изменения в ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», изложив ее в следующей редакции: «Лица, замещающие государственные должности в Российской Федерации и иные должности, указанные данным Федеральным законом, обязаны предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др., если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за 1 (один) год, предшествующий совершению сделки. Указывать источники получения средств, за счет которых совершена сделка».
2. Применительно ко всем составам коррупционных преступлений предусмотреть конфискацию имущества как меру уголовно-правового характера, обеспечивающую реализацию принципов справедливости и неотвратимости наказания. Разработать алгоритм действий по блокировке финансовых счетов коррупционера, аресту его имущества на ранних стадиях расследования уголовного дела.
3. В целях повышения профессионально-нравственной и морально-психологической составляющей в деятельности органов внутренних дел необходима скорейшая разработка и принятие Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД Российской Федерации, определяющего профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника МВД России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коррупция превратилась в важный элемент социально-экономической системы современной России, стала привычной для работников и руководителей самых различных сфер, для населения страны. Люди привыкли, что чиновнику надо приплачивать просто за исполнение им своих прямых обязанностей.
Предупреждение коррупционных преступлений на общесоциальном уровне предполагает решение ряда крупных вопросов в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. К ним, прежде всего, относятся снижение уровня криминализации экономики,сокращение и сведение к минимуму ее теневого сектора, переход на цивилизованные нормы рыночного хозяйствования. Выраженная в последнее время политическая воляк бескомпромиссному противостоянию коррупции должна быть подкреплена конкретными действиями. В частности, руководство страны должно решительно отказаться от услуг людей, которые запятнали себя причастностью к коррупционным скандалам, имевшим место в 1990-х годах, и до сих пор входят в политическую и управленческую элиту.
Сегодня имеется множество нормативно-правовых актов, которые определяют стратегию противодействия коррупции. Хотя значительное количество положений правовых документов в области противодействия коррупционной преступности и имплементированы в российское законодательство, однако их апробация усложнена по причине особенностей российских правовых традиций, а также непосредственным содержанием понятия «коррупция».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. -
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 20. - Ст. 2394. -
О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228. -
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 29. - Ст. 3609. -
Алимпиев С. А. Проблемы совершенствования закона «О противодействии коррупции» // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 4. – С. 12-20. -
Ишаков С. С. Факторы коррупционной преступности и перспективы противодействия ей // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 12. - С. 21-26. -
Савенко И. М. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупционной преступностью // Общество и право. – 2012. - № 3. – С. 20-26. -
Шлагин А. Е. Приоритетные направления предупреждения коррупционной преступности на современном этапе // Общество и право. - 2015. - № 2. – С. 45-50.