Файл: Курсовая работа Воспитание быстроты движений у младших школьников с применением подвижных игр.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 512
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное Агентство по образованию
Образовательное учреждение профессионального образования
Астраханский Государственный Университет
Курсовая работа
«Воспитание быстроты движений у младших школьников с применением подвижных игр»
Выполнил: студент ЗФК -51 группы
факультета физической
культуры
Кучерова М.В.
Научный руководитель: кандидат
педагогических наук
Морозова О. В.
Астрахань - 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Развитие двигательной активности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….....5
-
Значение достаточной двигательной активности
для развития физических качеств младших школьников………….....5
Глава II. Особенности методики воспитания быстроты движений в
младшем школьном возрасте………………………………………………...11
2.1 Характеристика быстроты как физического качества личности….11
2.2 Методика воспитания быстроты в младшем школьном возрасте...12
Глава III. Применение подвижных игр в воспитании быстроты
движений у младших школьников………………………………………….17
3.1 Значение, характеристика подвижных игр…………………………....17
3.2 Подвижные игры, направленные на развитие быстроты…………….21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………..29
Введение
Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств. Известно, что уже в детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от которых зависит успешная трудовая деятельность, крепкое здоровья и работоспособность.
В решении этих задач используется все многообразие средств системы физического воспитания. Среди них видное место в оздоровлении и всестороннем развитии занимают подвижные игры.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человека открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей младшего школьного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. У детей младшего школьного возраста имеется низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-школьника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в школьных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Объект исследования: подвижная игра как средство развития быстроты у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: быстрота движений у младших школьников.
Цель курсовой работы – исследовать возможность развития быстроты с помощью подвижных игр в младшем школьном возрасте.
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы задачи исследования:
-
определить значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников; -
исследовать особенности методики воспитания быстроты в младшем школьном возрасте; -
изучить подвижные игры как средство воспитания быстроты в младшем школьном возрасте;
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Развитие двигательной активности у детей младшего школьного возраста
1.1 Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников
Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6—7-м классе меньше, чем в 2—3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные[2, стр.55].
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.
Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечнососудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, — это активная и определенным образом организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.
Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если основная половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.
Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких, улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.
Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.
Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.
Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.
У младших школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.
Рассмотрим физические качества младшего школьника, которые развиваются в процессе занятий физкультурой.
Быстрота – это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью[7, стр.25] . Различают быстроту движений (например, в беге, особенно на короткие дистанции) и быстроту двигательных реакций (например, реагирование на внезапный сигнал – старт в беге). Для развития качества быстроты применяют: различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускоренными прыжками в длину с разбега, прыжки с длинной и короткой скакалкой, игры, требующие реакции и быстрых действий и др.
Ловкость – это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться с одних движений на другие, в зависимости от требований изменяющейся обстановки [7, стр.28]. Наиболее ярко ловкость проявляется при выполнении гимнастических упражнений в играх, прыжках в длину и высоту, в метаниях, передвижении, спусках с гор на лыжах и др. Для развития ловкости используют любые физические упражнения и подвижные игры в различных сочетаниях, представляющие для занимающихся элемент координационной трудности.
Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление посредством многочисленных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях. Для развития качества силы эффективны упражнения с предметами различного веса, допустимого в этом возрасте, например, набивные мячи, упражнения в весах, упорах, метание и толкание мячей (в том числе на дальность), прыжки, игры с перетягиванием, лазание по канату и др.
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени: длительная ходьба, бег, передвижение на лыжах, подвижные игры, спортивные игры. Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности. В подвижных играх, например, может быть скрытая выносливость, в которой сочетаются качества быстроты и выносливости (например, в беге на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (например, многократное приседание, подтягивание на руках). Средствами для развития выносливости могут служить различные физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время (ходьба, чередование бега, бег, передвижение на лыжах, прыжки со скакалкой, подвижные игры и др.).