Файл: Курсовая работа Воспитание быстроты движений у младших школьников с применением подвижных игр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 515

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гибкость – это свойство организма человека, характеризующее его подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости является амплитуда движений, которая влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости полезны упражнения с увеличенной амплитудой. Это, прежде всего, упражнения для рук, ног, головы, туловища, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди, глубокие приседания по всей ступне, упражнения у гимнастической стенки лицом к ней или спиной, наклоны вперед, назад, в сторону.

Физические качеств человека всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, ловкости и выносливости требует соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, а часто и смелости.

У общеобразовательной школы широкие возможности для воспитания человека образованного, гармонично развитого. Немалую роль в этом играет отношение ребенка к системе физического воспитания, к умению определить и осознать ценности физической культуры, суметь принять их должным образом в своей жизни, в различных видах своей деятельности, с пониманием цели – подготовить себя к труду, развить умственные и духовные силы, укрепить здоровье и закаливать организм.

Итак, уроки физической культуры должны способствовать развитию двигательных качеств младшего школьника. Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость необходимы каждому человеку.

Быстрота является одним из важных физических качеств ребенка. Рассмотрим особенности воспитания быстроты у младшего школьника.

Глава II. Особенности методики воспитания быстроты движений в младшем школьном возрасте




2.1 Характеристика быстроты как физического качества личности



Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.


При оценке проявлений быстроты различают:

  1. латентное время двигательной реакции;

  2. скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

  3. частоту движений.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов, а не элементарные проявления быстроты.

Однако скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:

1) фазу увеличения скорости (фазу разгона);

2) фазу относительной стабилизации скорости.

Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй — дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью — относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.

Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно - сходных движениях. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных детей.

Быстрота относится к числу консервативных, т.е. трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

2.2 Методика воспитания быстроты в младшем школьном возрасте



В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить ребенок в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов—уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.



В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:

1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения, основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления[10,стр.255].

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой у младших школьников не превышает 15 сек.

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятии свою максимальную скорость.

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости центрально-нервной системы, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.

Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и, в особенности, соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия — это довольно часто ведет к улучшению результата.

Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения.

Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. Основная задача воспитания быстроты состоит в том, чтобы, не специализируя ребенка в каком-либо одном упражнении, а, применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатов.

Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах.


В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его.

В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы младший школьник мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

Задачи учителя, работающего с этим возрастом будут следующие:

  • развитие мышечно-двигательных ощущений;

  • работа над совершенствованием зрительного и кинестатического контроля за выполнением движений;

  • совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений;

  • развитие физических качеств: гибкости, быстроты, выносливости, ловкости, силы.

Основное направление в работе с этой возрастной группой рекомендуется проводить с уклоном общей физической подготовки без приоритетного выделения развития какого-нибудь одного физического качества. Желательно уроки проводить на свежем воздухе и обязательно строго дозировать физическую нагрузку.

При воспитании быстроты у младших школьников ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в действиях, связанных с перемещением всего тела в пространстве.

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). В дошкольном возрасте используют и разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

При развитии быстроты у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.


Игры, направленные на развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект, поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.

Глава III. Применение подвижных игр в воспитании быстроты движений у младших школьников

3.1 Значение, характеристика подвижных игр
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание[3,стр.165].

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

Во время игр у школьников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловушки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.