Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра социальной и педагогической психологии
Реферат
«Психологические идеи И.Канта»
Выполнила студентка Суворова И.И
Группы ПС-13
Проверил Мельникова О.Н.
Содержание
1. Введение................................................................................................................3
2. Психологические идеи И.Канта..........................................................................4
3. Заключение............................................................................................................7
4. Список использованных источников..................................................................8
Введение
Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant, 1724—1804) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Иммануил Кант (рис. 6.5) родился в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника Иоганна Георга Кан га и был четвертым из девяти детей. По совету и на деньги пастора местного прихода, рано заметившего одаренность мальчика,
Иммануила отдали в гимназию «Фридрихс-Коллегиум». После ее окончания в 1740 г. Кант поступает в Кенигсбергский университет, но закончить ему его не удается из-за финансовых трудностей, постигших семью после смерти отца. С этого времени в течение 10 лет он работает домашним учителем в окрестностях Кенигсберга. В 1755 г. он заканчивает обучение в университете и защищает сразу несколько диссертаций, что позволяет ему преподавать в Кенигсбергском университете. Следует отметить, что лекции Канта пользовались большой популярностью. В течение сорока лет он читал в университете различные дисциплины, но научной деятельностью продолжал заниматься до 1803 г.
Кант известен педантичностью и строгим распорядком дня, что позволило ему при слабом здоровье дожить до преклонных лет.
Основные труды: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Новая теория движения и покоя» (1758), «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1762), «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764), «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» (1770), «О различных человеческих расах» (1775), «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798).
Философское учение. Научное творчество Канта можно описать его выражением: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Первая половина его творчества (докритический период) посвящена проблемам космологии, математики, биологии. Кант — автор теории происхождения Солнечной системы из газовой туманности, которая до сих пор не опровергнута. В докритический период Канта также занимали вопросы приливов и отливов на Земле, естественного происхождения рас и классификации биологических организмов. С 1770 г. Кант пересмотрел свои научные взгляды и обратился к проблемам онтологии гносеологии, морали и эстетики. Именно с изменением направления научной мысли связывается начало критического периода в его творчестве, когда появились его три известные «Критики». Следует отметить, что термин «критика» употреблялся Кантом в значении «анализ, всестороннее рассмотрение». Исходя из теории способностей души, предложенной Вольфом, способности к познанию и способности желания, Кант пишет первые две критики — «Критику чистого разума», посвященную проблемам познания, и «Критику практического разума» о проблеме воли и морального выбора.
Теория познания исходит из положения, что мир как ноумен (вещь в себе или вещь для себя) не познаваем, поскольку человеческому разуму не дано проникнуть в сущность вещей, при этом мир как феномен (вещь, данная для познания), явленный человеку, возможен для познания. Так Кант решает проблему противостояния рационалистического и эмпирического способов познания. Кант утверждал возможности как априорного (доопыт- ного), так и апостериорного (опытного) познания. Причем для априорного познания характерны аналитические суждения, а синтетические суждения соответствуют как априорному (математика, естествознание), так и апостериорному знанию. Под опытом Кант понимает соединение феноменологии мира с активным сознанием познающего. В восприятии мир предстает нам в двух априорных формах — времени и пространстве, иных измерений для явлений в мире не существует. Чувственный опыт на уровне рассудка синтезируется априорными категориями, упорядочивающими его и раскрывающими связи и отношения между явлениями опыта. Кант выделяет четыре группы категорий по три в каждой группе: количества (единство, множество, цельность); качества (реальность, отрицание, ограничение); отношения (субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие) и модальности (возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность). Разум же является управляющей рассудком инстанцией, критериально определяющей адекватность полученного знания.
Психологические идеи И.Канта
В психологии получили развитие следующие идеи И. Канта. Его считают основателем трихотомии души (до него немецкий философ И. Тетенс (1736 - 1807) впервые сделал это, но открытие осталось за Кантом). Уже во введении к «Критике способности суждения» (1790) он отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание и от желательной силы. Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798).
Понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает в своей «Антропологии». Но в других местах касается отношения желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания. Классификация Канта перешла в XIX в. и стала господствующей.
Априоризм Канта в учении о познании, особенно учении об априорности пространства и времени как форм восприятия, оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Согласно Канту, познание начинается с воздействия предметов на нас, т. е. носит эмпирический характер. Из воздействий внешних вещей получаем содержание познания. Необходимой предпосылкой познания, условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы созерцания (восприятия) и априорные формы мышления. Формами восприятия являются пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас самих существуют во времени: время есть форма внутреннего чувства (но косвенным образом оно является условием и внешнего восприятия). Пространство и время как формы чувственности обладают трансцендентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпирической реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях. Априорные формы мышления присоединяются к содержанию, полученному эмпирическим путем, и устанавливают отношения, связи между многообразными содержаниями для получения из них знания. Их две группы: категории рассудка (их 12) и идеи чистого разума (их 3). В связи с исследованием априорных форм рассудка Кант развивает учение об апперцепции. Апперцепция - это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Она имеет две формы: первоначальное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: для познания необходимо единство самосознания и трансцендентальное единство апперцепции, или объективная апперцепция, т. е. направленная на объект, она синтезирует отдельные впечатления от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект.
Психологически важные положения содержатся в учении Канта о трансцендентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности данной человеку в восприятии. Схемы — новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности, в силу этого Кант называет схемы также чувственными понятиями. Они являются продуктом деятельности воображения. Представления Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии. Так, встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за словесной формулировкой какого-либо правила, закона, стоящую за ним реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям.
Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия «Я», которое невозможно вывести только из данных рефлексии. Спонтанная активность души, также не постигаемая чувством, не только позволяет понять многие вещи, но и структурирует, упорядочивает тот опыт, который человек получает благодаря ощущениям. Так в теории Канта появляется понятие трансцендентальной апперцепции, т. е. психической активности, благодаря которой человек осознает мир и себя постоянными и целостными. Понятие трансцендентальной апперцепции в несколько модифицированном варианте заняло в дальнейшем достойное место во многих психологических концепциях. Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не только признает аморальным любое манипулирование людьми, их стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком задачу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, которому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими.
Заключение
Идеи И.Канта оставили в истории мировой философии глубокий след. Его труд положил начало замечательной традиции – каждый шаг дальнейший шаг вперед в духовном развитии рассматривался как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится.
Гегель считал, что в учении Канта произошел главный переход к новейшей философии. И.Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания, разработал нравственный закон для человечества, именуемый категорическим императивом. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании.
Философия Канта полна противоречий. Он признавал объективный мир вещей и отстаивал права научного познания, но изолировал науку от этого мира, мечтал добиться в метафизике абсолютной научной полноты, но сумел лишь разрушить прежнюю метафизику. Кант фактически не ответил на вопрос – как возможна метафизика в качестве науки.
Так же невозможно оставить без внимания то, что во главу угла И. Кант поставил вопрос о человеке, его свободе и воле, его нравственности и морали. Одной из главных целей в своей жизни Кант ставил поиск «механизма» реализации нравственного закона. Мыслитель утверждал что «категорический императив» должен быть реализован на этой земле, что его глубокое содержание должно стать жизненным кредо всего человечества. Главная суть императива, по мнению Канта заключается в том, что человек должен всегда поступать так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими. И. Кант своими трудами, силой разума и величием души внес неоценимый вклад в развитие психологической науки. Его взгляды повлияли на дальнейшие поколения западноевропейских философов и мыслителей.
В целом система взглядов Канта отвечала и соответствовала развитию наук его времени, но многие выводы были сделаны им благодаря гениальности и намного опередили его время.
Список использованной литературы:
1. Иммануил Кант I. Основы метафизики нравственности. 1785. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности // Основы метафизики нравственности / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 207 с.
2. Иммануил Кант. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. -- М.: Эксмо, 2007.
3. https://studme.org/148337/psihologiya/immanuil_kant
4. https://studopedia.ru/13_88834_psihologicheskie-idei-ikanta.html
Гомель 2022