Файл: Механике (Детали машин и основы конструирования) принадлежит ведущая роль среди других отраслей народного хозяйства. На основе развития механики осуществляется механизация и автоматизация производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С учетом дополнительных условий и при отклонении u1 от стандартного не более 4%, предпочтителен вариант 2, для которого u1= 3,26 (стандартное значение – 3,15), u2 = 4,0.
Итог: принимаем в качестве окончательных значений передаточных чисел для ступеней:
Быстроходная (цилиндрическая) | u1 = 3,26 |
Тихоходная (цилиндрическая) | u2 = 4,0 |
Общее | u0 = 13,04 |
2.3 Определение расчетных параметров на валах.
Мощности на валах (КВт):
Р1 = Рд = 3,18 (КВт);
Р2 = Р1 1 = 3,18 0,97 = 3,08 (КВт);
Р3 = Р2 2 = 3,08 0,97 = 3 (КВт) - соответствует заданному значению Р3 зад
Частота вращения валов (об/мин):
n1 = nдв = 1435(об/мин);
n2 = (об/мин);
n3 = (об/мин) - соответствует заданному значению n3 зад
Крутящие моменты на валах (нм):
Т1 = 9550 (нм);
Т2 = Т1 u1 1 = 21,1 3,26 0,97 = 66,7 (нм);
Т3 = Т2 u2 2 = 66,7 4,0 0,97 = 258 (нм).
Результаты расчетов свести в итоговую таблицу 3.6.1
Таблица 3.6.1 – Итоговая таблица
| Р (КВт) | n об/мин | Т(нм) Тихоходная передача u2 = 4,0 |
1 | 3,18 | 1435 | 21,1 |
2 | 3,08 | 440 | 66,7 |
3 | 3,0 | 110 | 258 |
3.РАСЧЕТ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО ПРЯМОЗУБОГО РЕДУКТОРА С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ
3.1 Расчетная схема. Исходные данные
-
Исходные данные для расчета берутся из общего расчета привода: -
вращающий момент на выходном валу Т2 = 258 Н·м; -
передаточное число u = 4,0; -
частота вращения и угловая скорость входного вала: n1 = 440 об/мин, -
ω1 = 46,0 рад/с, -
частота вращения и угловая скорость выходного вала: n2 = 110 об/мин; -
ω2 = 11,5 рад/с; -
ресурс работы t = Lh = 25000 часов.
Рисунок 3.1.1- Расчетная схем цилиндрической прямозубой передачи
3.2 Выбор материала. Термической обработки колес и шестерни.
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем широко применяемые недорогие: для колеса – сталь 45, термообработка – отжиг, твердость поверхности зубьев 230 НВ; для шестерни – сталь 45, термообработка – отжиг, твердость поверхности зубьев 240 НВ.
3.3 Определение допускаемого контактного напряжения и изгибного напряжения.
Допускаемые контактные напряжения определяют отдельно для колеса [σ]H2 и шестерни [σ]H1 по формуле
[σ]H = КHL[σ]HO,
где [σ]HO – допускаемые напряжения, соответствующие базовым числам циклов нагружений, [σ]HO = 1,8 НВср + 67.
КHL – коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжениям. При числе циклов перемены напряжений N больше базового NНО (N ≥ NНО) КHL = 1,0 , при других значениях N рассчитывается по формуле
КHL = ≤ КHLmax,
-
где NHO– базовое число циклов нагружения; -
N–действительное число циклов перемены напряжений;
-
KHLmax– максимальное значение коэффициента долговечности (KHLmax= 1,8 ).
При расчете на контактную прочность базовые числа циклов нагружений определяют по формуле NНО = (НВ)3ср, в зависимости от средней твердости материала колес НВср = 0,5 (НВmin + НВmax).
Действительные числа циклов перемены напряжений:
-
для колеса N2 = 60 · n2 · Lh; -
для шестерни N1 = N2 · u,
где Lh = t – ресурс работы передачи.
Допускаемые контактные напряжения определяют по формулам:
[σ ]Н1 = КHL1[σ]Н01;
[σ ]Н2 = КHL2 [σ ] Н02.
В соответствии с изложенным определяется средняя твердость материала:
-
Колеса и шестерни НВср = 0,5 (240 + 230) = 235; -
Базовые числа циклов нагружений: -
Колеса и шестерни NНО = 2353 = 12977875; -
Действительные числа циклов перемены напряжений: -
колеса N2 = 60· 110·25000 = 165·106; -
шестерни N1 = 165 106·4,0 = 660·106. -
Поскольку N2 = 165·106>NНО2 = 12,2 106 , то КHL2 = 1; -
N1 = 660·106>NНО1 = 13,8·106, то КHL1 =1; -
[σ ]Н0 = 1,8·235+ 67 = 490 Н/мм2
Допускаемые напряжения изгиба определяют отдельно для колеса [σ]F2 и шестерни [σ]F1 по формуле [σ]F = КFL [σ]F0,
где КFL – коэффициент долговечности при расчете на изгиб, КFL = 1,0 при N ≥ 4∙106; при других значениях N рассчитывается по формуле
КFL = ≤ КFLmax,
Где m– показатель степени, при термообработке – улучшение m = 6 и при термообработке – закалка m = 9;
KFLmax – максимальное значение коэффициента при термообработке – закалка KFLmax = 1,63;
[σ]F0 – допускаемые предельные напряжения изгибной выносливости зубьев, соответствующие базовым числам циклов напряжений при расчете на изгиб NF0 = 4·106, выбираются по таблице в зависимости от средней твердости колес НВср.
Для нашего случая [σ]F0 = 1,03 НВср=1,03·235 = 242 Н/мм2.
Допускаемые изгибные напряжения для колеса и шестерни определяются по формулам:
[σ ]F2 = КFL2 [σ ]F02;
[σ ]F1 = КFL1 [σ ]F01.
Так как действительные числа циклов перемены напряжений
-
N2 = 165000000 > 4·106, то КFL2 = 1; -
N1 = 660000000 > 4 106, то КFL1 = 1.
Допускаемые изгибные напряжения будут иметь значения:
[σ]F2 = [σ]F1 = 1·242 = 242 Н/мм2.
3.4 Проектировочный расчет
Межосевое расстояние определяется из условия контактной прочности зубьев,
σН ≤ [σ]Н.
Межосевое расстояние
а ≥ Ка (u +1) ,
-
где а – межосевое расстояние в мм; -
Ка– коэффициент межосевого расстояния (для прямозубых колес Ка = 49,5); -
u – передаточное число; -
ψа – стандартное значение коэффициента ширины колес (при симметричном расположении колес относительно опор ψа = 0,315); -
Т2 – вращающий момент в Н·мм; -
[σ ]Н – допускаемое контактное напряжение в Н/мм2(МПа); -
КНβ – коэффициент концентрации нагрузки (при НВ≤350 КНβ = 1).
Таким образом, межосевое расстояние
а = 49,5 (4,0+1) мм.
Вычисленное межосевое расстояние округляем в большую сторону до стандартного числа
а = 150 мм.
Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр,
d'2= 2а· u /(u + 1) = мм ,
ширина колеса в2 = Ψаа = 0,315 · 150 = 47,25 мм.
Ширину колеса после вычисления округляем в ближайшую сторону до целого числа, т.е. в2 = 48 мм.
Модуль передачи,
Модуль зацепления является важнейшим параметром зубчатой передачи, он должен быть стандартным, одинаковым для колеса и шестерни, по нему нарезают зубья колес с помощью инструментальной рейки и рассчитывают геометрические параметры колес.
Предварительно модуль передачи определяют по формуле,
m' ≥ ,
где Кm – коэффициент модуля для прямозубых колес = 6,8;
[σ]F– допускаемое изгибное напряжение, подставляют меньшее из [σ]F1 и [σ]F2, т.е. [σ]F = [σ]F2 = 242 Н/мм2 ( МПа).
Значение модуля передачи m в мм, полученное расчетом, округляют в большую сторону до стандартного (ГОСТ 9563-80) из ряда чисел (таблица 19 [Р. 10]).
При выборе модуля 1-й ряд следует предпочитать 2-му.
В результате расчета получим модуль передачи косозубого зацепления
m' = мм.
Принимаем стандартное значение m = 1,25 мм.
Числа зубьев прямозубых колес
В результате вычислений получаем:
суммарное число зубьев прямозубых колес
zΣ = , принимаем zΣ =240.
Число зубьев для шестерни и колеса:
z1 = = 40; z2 = 240 – 48 = 192.
Фактическое передаточное число
uф = = .
Допускаемое отклонение [∆u] ≤ 4%.
Отклонение от заданного передаточного числа
Δu = %;
действительно Δu = %.
Размеры колес прямозубой передачи
Делительные диаметры шестерни d1 и колеса d2 определяются с точностью расчета до первого знака после запятой:
-
d1 = , -
d2 = 2a – d1.