Файл: Механике (Детали машин и основы конструирования) принадлежит ведущая роль среди других отраслей народного хозяйства. На основе развития механики осуществляется механизация и автоматизация производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С учетом дополнительных условий и при отклонении u1 от стандартного не более 4%, предпочтителен вариант 2, для которого u1= 3,26 (стандартное значение – 3,15), u2 = 4,0.

Итог: принимаем в качестве окончательных значений передаточных чисел для ступеней:

Быстроходная (цилиндрическая)

u1 = 3,26

Тихоходная (цилиндрическая)

u2 = 4,0

Общее

u0 = 13,04



2.3 Определение расчетных параметров на валах.
Мощности на валах (КВт):

Р1 = Рд = 3,18 (КВт);

Р2 = Р1  1 = 3,18 0,97 = 3,08 (КВт);

Р3 = Р2  2 = 3,08  0,97 = 3 (КВт) - соответствует заданному значению Р3 зад
Частота вращения валов (об/мин):

n1 = nдв = 1435(об/мин);

n2 = (об/мин);

n3 = (об/мин) - соответствует заданному значению n3 зад
Крутящие моменты на валах (нм):

Т1 = 9550 (нм);

Т2 = Т1 u1  1 = 21,1  3,26  0,97 = 66,7 (нм);

Т3 = Т2 u2  2 = 66,7  4,0  0,97 = 258 (нм).

Результаты расчетов свести в итоговую таблицу 3.6.1

Таблица 3.6.1 – Итоговая таблица


Быстроход-

ная передача

u1 = 3,26
Номер вала


Р

(КВт)

n

об/мин

Т(нм)

Тихоходная передача

u2 = 4,0




1

3,18

1435

21,1

2

3,08

440

66,7

3

3,0

110

258


3.РАСЧЕТ ОДНОСТУПЕНЧАТОГО ПРЯМОЗУБОГО РЕДУКТОРА С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ
3.1 Расчетная схема. Исходные данные

  • Исходные данные для расчета берутся из общего расчета привода:

  • вращающий момент на выходном валу Т2 = 258 Н·м;

  • передаточное число u = 4,0;

  • частота вращения и угловая скорость входного вала: n1 = 440 об/мин,

  • ω1 = 46,0 рад/с,

  • частота вращения и угловая скорость выходного вала: n2 = 110 об/мин;

  • ω2 = 11,5 рад/с;

  • ресурс работы t = Lh = 25000 часов.



Рисунок 3.1.1- Расчетная схем цилиндрической прямозубой передачи



3.2 Выбор материала. Термической обработки колес и шестерни.
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем широко применяемые недорогие: для колеса – сталь 45, термообработка – отжиг, твердость поверхности зубьев 230 НВ; для шестерни – сталь 45, термообработка – отжиг, твердость поверхности зубьев 240 НВ.
3.3 Определение допускаемого контактного напряжения и изгибного напряжения.

Допускаемые контактные напряжения определяют отдельно для колеса [σ]H2 и шестерни [σ]H1 по формуле

[σ]H = КHL[σ]HO,

где [σ]HO – допускаемые напряжения, соответствующие базовым числам циклов нагружений, [σ]HO = 1,8 НВср + 67.

КHL – коэффициент долговечности при расчете по контактным напряжениям. При числе циклов перемены напряжений N больше базового NНО (N ≥ NНО) КHL = 1,0 , при других значениях N рассчитывается по формуле

КHL = ≤ КHLmax,

  • где NHO– базовое число циклов нагружения;

  • N–действительное число циклов перемены напряжений;

  • KHLmax– максимальное значение коэффициента долговечности (KHLmax= 1,8 ).

При расчете на контактную прочность базовые числа циклов нагружений определяют по формуле NНО = (НВ)3ср, в зависимости от средней твердости материала колес НВср = 0,5 (НВmin + НВmax).

Действительные числа циклов перемены напряжений:

        • для колеса N2 = 60 · n2 · Lh;

        • для шестерни N1 = N2 · u,

где Lh = t – ресурс работы передачи.

Допускаемые контактные напряжения определяют по формулам:

[σ ]Н1 = КHL1[σ]Н01;

[σ ]Н2 = КHL2 [σ ] Н02.

В соответствии с изложенным определяется средняя твердость материала:

  • Колеса и шестерни НВср = 0,5 (240 + 230) = 235;

  • Базовые числа циклов нагружений:

  • Колеса и шестерни NНО = 2353 = 12977875;

  • Действительные числа циклов перемены напряжений:

  • колеса N2 = 60· 110·25000 = 165·106;

  • шестерни N1 = 165 106·4,0 = 660·106.

  • Поскольку N2 = 165·106>NНО2 = 12,2 106 , то КHL2 = 1;

  • N1 = 660·106>NНО1 = 13,8·106, то КHL1 =1;

  • [σ ]Н0 = 1,8·235+ 67 = 490 Н/мм2


Допускаемые напряжения изгиба определяют отдельно для колеса [σ]F2 и шестерни [σ]F1 по формуле [σ]F = КFL [σ]F0,

где КFL – коэффициент долговечности при расчете на изгиб, КFL = 1,0 при N ≥ 4∙106; при других значениях N рассчитывается по формуле

КFL = ≤ КFLmax,

Где m– показатель степени, при термообработке – улучшение m = 6 и при термообработке – закалка m = 9;

KFLmax – максимальное значение коэффициента при термообработке – закалка KFLmax = 1,63;

[σ]F0 – допускаемые предельные напряжения изгибной выносливости зубьев, соответствующие базовым числам циклов напряжений при расчете на изгиб NF0 = 4·106, выбираются по таблице в зависимости от средней твердости колес НВср.
Для нашего случая [σ]F0 = 1,03 НВср=1,03·235 = 242 Н/мм2.

Допускаемые изгибные напряжения для колеса и шестерни определяются по формулам:

[σ ]F2 = КFL2 [σ ]F02;

[σ ]F1 = КFL1 [σ ]F01.

Так как действительные числа циклов перемены напряжений

  • N2 = 165000000 > 4·106, то КFL2 = 1;

  • N1 = 660000000 > 4 106, то КFL1 = 1.

Допускаемые изгибные напряжения будут иметь значения:

[σ]F2 = [σ]F1 = 1·242 = 242 Н/мм2.
3.4 Проектировочный расчет

Межосевое расстояние определяется из условия контактной прочности зубьев,

σН ≤ [σ]Н.

Межосевое расстояние

а ≥ Ка (u +1) ,

  • где а – межосевое расстояние в мм;

  • Ка– коэффициент межосевого расстояния (для прямозубых колес Ка = 49,5);

  • u – передаточное число;

  • ψа – стандартное значение коэффициента ширины колес (при симметричном расположении колес относительно опор ψа = 0,315);

  • Т2 – вращающий момент в Н·мм;

  • [σ ]Н – допускаемое контактное напряжение в Н/мм2(МПа);

  • КНβ – коэффициент концентрации нагрузки (при НВ≤350 КНβ = 1).

Таким образом, межосевое расстояние

а = 49,5 (4,0+1) мм.

Вычисленное межосевое расстояние округляем в большую сторону до стандартного числа
а = 150 мм.

Предварительные основные размеры колеса

Делительный диаметр,

d'2= 2а· u /(u + 1) = мм ,

ширина колеса в2 = Ψаа = 0,315 · 150 = 47,25 мм.

Ширину колеса после вычисления округляем в ближайшую сторону до целого числа, т.е. в2 = 48 мм.

Модуль передачи,

Модуль зацепления является важнейшим параметром зубчатой передачи, он должен быть стандартным, одинаковым для колеса и шестерни, по нему нарезают зубья колес с помощью инструментальной рейки и рассчитывают геометрические параметры колес.

Предварительно модуль передачи определяют по формуле,

m' ≥ ,

где Кm – коэффициент модуля для прямозубых колес = 6,8;

[σ]F– допускаемое изгибное напряжение, подставляют меньшее из [σ]F1 и [σ]F2, т.е. [σ]F = [σ]F2 = 242 Н/мм2 ( МПа).

Значение модуля передачи m в мм, полученное расчетом, округляют в большую сторону до стандартного (ГОСТ 9563-80) из ряда чисел (таблица 19 [Р. 10]).

При выборе модуля 1-й ряд следует предпочитать 2-му.

В результате расчета получим модуль передачи косозубого зацепления

m' = мм.

Принимаем стандартное значение m = 1,25 мм.

Числа зубьев прямозубых колес

В результате вычислений получаем:

суммарное число зубьев прямозубых колес

zΣ = , принимаем zΣ =240.

Число зубьев для шестерни и колеса:

z1 = = 40; z2 = 240 – 48 = 192.

Фактическое передаточное число

uф = = .

Допускаемое отклонение [∆u] ≤ 4%.

Отклонение от заданного передаточного числа

Δu = %;

действительно Δu = %.

Размеры колес прямозубой передачи

Делительные диаметры шестерни d1 и колеса d2 определяются с точностью расчета до первого знака после запятой:

  • d1 = ,

  • d2 = 2a – d1.