Файл: Содержательные теории мотивации (достоинства и недостатки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича"

Контрольная работа по предмету

«Организация и управление предприятиями»

На тему: Содержательные теории мотивации (достоинства и недостатки)

Факультет: Институт непрерывного образования (ИНО)

Выполнил студент второго курса, группы ОБ-11з

Павлов Александр Викторович

Зачётная книжка № 2110846

Санкт-Петербург

2023

Для того чтобы раскрыть данную тему необходимо ввести понятие, что из себя представляет, содержательная теория мотивации. Содержательные теории мотивации основное внимание уделяют человеческим потребностям, как факторам, лежащим в основе мотивов, побуждающих человека к деятельности. Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремиться человек.

Одной из самых известных теорий содержательной мотивации является “Пирамида Маслоу”, она так же известна, как теория иерархии потребностей. Была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Свои идеи Маслоу изложил в 1954 году в книге «Мотивация и личность». Наглядной моделью иерархии потребностей в теории Маслоу является широко известная пирамида потребностей. Хотя, что примечательно, в работах самого психолога не встретишь изображение пирамиды! Тем не менее, сегодня общепринято изображать “лестницу” человеческих потребностей именно в виде пирамиды.



Рисунок 1: Семиуровневая пирамида Маслоу

Суть теории иерархии потребностей по Маслоу в следующем. Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности
, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней. Иерархия потребностей по А. Маслоу включает в себя семь уровней, то есть в первую очередь человека заботят проблемы отдыха, утоления голода, жажды, сексуальных потребностей. Затем человек задумается о своей безопасности. И только будучи сытым, отдохнувшим и имеющим крышу над головой, человек почувствует потребность в дружбе и любви. Затем потребность в одобрении, уважении и признании его заслуг.

И только в самую последнюю очередь человека будут занимать духовные потребности: стремление к знаниям, искусство, самореализация. Таким образом, в пирамиде Маслоу семь уровней.

Но часто ее упрощают до пятиуровневой модели:

  1. Физиологические потребности (первичные);



  1. Потребности в безопасности (первичные);



  1. Социальные потребности (вторичные);



  1. Престижные потребности (вторичные);



  1. Духовные потребности (вторичные).



Рисунок 2: Пятиуровневая таблица Маслоу

Основа основ, по Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей. Идеальное общество, считал он, это общество сытых и спокойных людей. Высшей ступени, стадии самореализации (самоактуализации) достигает лишь 2% людей. Справедливости ради надо отметить, что теория и пирамида Маслоу неоднократно подвергалась критике. Она не учитывает индивидуальные особенности человека, не всегда потребности удовлетворяются именно в таком порядке, да и сам Абрахам Маслоу не проводил практических испытаний для подтверждения своей теории.

Отчасти пирамида Маслоу работает и по сей день, ведь не просто так говорят, что “сытый никогда не поймет голодного”. Так что в плане идеального общества сытых и спокойных людей Маслоу был, по моему мнению, прав, однако касательно других потребностей всё становится гораздо сложнее. А всё из-за человеческого фактора, люди могут ради мимолётного удовольствия с радостью рисковать своей безопасностью, или ради крутого имиджа планомерно губить здоровье. При этом гибкости данных уровней не хватает поэтому многие прыгают между ними чуть ли не каждый день своей жизни, так не имеющий близких друзей человек будет окружен вниманием и признанием, как многие актёры. Или же имея все средства мира любящую семью и уважение окружающих, из года в год деградировать, утопая в болоте из драгоценностей вплоть до полной потери осознанности.



Ещё одной из наиболее известных содержательных теорий мотивации, является теория приобретенных потребностей Макклелланда. Суть её такова: основной упор Макклелланд, делает на потребности высших уровней, которые представляют собой успех, власть и причастность. Данная концепция является широко распространенной и связана с исследованием и описанием влияния соучастия, власти и успеха на мотивацию работников (человека).

Теория приобретенных потребностей Макклелланда выделяет потребности, которые оказывают достаточно сильное влияние на поведение людей. Эти потребности заставляют человека прилагать усилия и действовать для достижения удовлетворения данных потребностей. Потребность в успехе, власти и причастности теория приобретенных потребностей Макклелланда рассматривает не в качестве врожденных, а как приобретаемых в течение жизни.

Потребность во власти в теории Макклелланда. речь идет о людях, которые хотят контролировать других сотрудников, хотят больше ответственности, хотят руководить другими людьми.

В этой потребности сотрудники делятся на два типа:

1. те, которым нужна власть ради власти (худший вариант);

2. те, которым власть нужна для достижения более эффективного результата (отличный вариант — лидер команды).

Потребность власти может быть выражена в качестве желания воздействия на других людей. Люди, которые обладают потребностью власти, в большинстве случаев проявляют себя как откровенные и энергичные люди, они не боятся конфронтации и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Чаще всего эти люди являются хорошими ораторами, требуя к себе повышенного внимания со стороны других. Менеджмент как управление в большей мере привлекает индивидов с потребностью во власти, поскольку он дает много возможностей ее реализации. Как правило они требуют к себе повышенного внимания со стороны других, а также часто бывают хорошими ораторами. Процесс управления даёт много возможностей проявить и реализовать власть, что очень часто привлекает людей с данной потребностью,

Люди, которым необходима власть, не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном, наиболее часто употребляемом, значении этого слова. При анализе различных способов удовлетворения потребности власти теория приобретенных потребностей Макклелланда отмечает: «Людей, у которых первоочередной является потребность власти
, и нет склонности к авантюризму, тирании, нужно заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей». Таким людям власть нужна в качестве оказания влияния на людей.

Потребность успеха в теории приобретенных потребностей Макклелланда МакКлелланд выделил основные потребности сотрудников:

Потребность достижения - эту потребность можно назвать потребностью в эффективности. Это означает, что сотрудники стремятся в своей работе к способам выполнения этой работы, которые являются более эффективными, чем были у них раньше. То есть, у сотрудников есть потребность выполнять свою работу проще и быстрее, чем они это делают сейчас или делали раньше.

Потребность в успехе можно обнаружить где-то между потребностью в самовыражении и потребности в уважении. Люди, которым в большой степени присуща потребность успеха, рискуют умеренно, им нравятся ситуации, в которых они смогут брать на себя личную ответственность в процессе поиска решения проблемы.

Если необходима мотивация людей с потребностью успеха, нужно осуществлять следующие действия: давать задачи с умеренной степенью риска, включая возможность неудачи, делегировать соответствующие полномочия с целью развязывания инициативы при решении поставленных задач, осуществлять регулярное и конкретное поощрение в зависимости от достигнутых результатов. При чём не обязательно чтобы поощрение было именно денежным, коллективные активности и подарки, признающие успех, например, грамоты, так же подойдут в качестве поощрения

Потребность соучастия в теории Макклелланда по-другому, потребность в дружеских отношениях с окружающими. Таким сотрудникам важно мнение других о себе, важен их статус. Таких сотрудников опытные руководители отправляют на задачи, связанные со сферой услуг, с общением с клиентами.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда, определяет потребность в соучастии в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими людьми. При этом люди, обладающие высокой потребностью соучастия, будут стараться установить и поддерживать хорошие отношения. Такие люди стремятся получать одобрение и поддержку от окружающих, часто беспокоятся о том, что о них думают другие. Человек с высокой потребностью соучастия предпочтет занять в компании такую позицию и выполнять такую работу, которые позволят ему находиться в активном взаимодействии людьми, включая своих коллег и клиентов.


Для успешной мотивации и организации работы таких сотрудников важно создать условия, которые позволят им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия. Таким сотрудникам необходимо предоставить возможность активного взаимодействия с относительно широким кругом лиц. Их управляющие обязаны сохранять атмосферу не ограничивающую межличностные контакты и отношения.

Макклелланд в своей теории очень подробно прошёлся по довольно простым, но эффективным способам организации рабочего коллектива. Действительно если каждый будет делать, то что ему по душе, то рабочий процесс обязательно наладится. Однако определить, чего хочет каждый человек невероятно сложная задача, ведь зачастую сам человек не совсем понимает зачем всё это, и чего же он хочет, а уж разглядеть это со стороны ещё сложнее. Так что хоть в идеальном мире данная концепция прекрасно работала бы, в наших реалиях переменчивых желаний и неосознанности людей как личностей, довольно тяжело применить теорию Макклелланда на деле, а вот как небольшая шпаргалка для работодателя она пригодится.

На примере двух известных теорий содержательной мотивации, можно сделать вывод, о том, что они из себя представляют. Если говорить конкретно они обе являются продуктами своего времени, отражающего ту действительность что видели авторы и естественно, не затрагивающие наш бескрайний мир, полный разнообразия культур, личностей и идей. Целью же данных теории я считаю является упрощение, взаимоотношений между людьми и их мотивов, путём распределения их по классам, так что относиться к ним следует не слишком серьёзно. Ведь каждый раз пытаясь описать столь сложные структуры, можно упустить из виду множество мелких деталей, заложенных в них и лишь наплодить лжетеорий далёких от реального мира. Хотя использование этих теорий как фундамента для дальнейших исследований или обучающего материала, вполне применимо.