ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Охарактеризуйте основные черты административного процесса
Административный процесс – это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также участвующих в ней органов и лиц, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и производимая в целях объективного разрешения дела в полном соответствии с законом.
Наиболее характерными чертами являются следующие:
1. Оно основано на нормах объективного права.
2. Сторона, обладающая таким правом, имеет реальную возможность совершать определенные действия (подать заявление, жалобу, потребовать возмещения причинённого ущерба, приобщения к материалам дела новых доказательств и т.п.).
3. Наличие субъективного процессуального права предполагает процессуальную обязанность других лиц (например, государственных органов) совершать или, наоборот, не совершать какие-либо конкретные действия. Важным признаком субъективного права является защита его в судебном или административном порядке в тех случаях, когда это право оспаривается либо нарушается.
Назовите основные принципы административного процесса.
Совпадают ли принципы процесса как вида деятельности с принципами административного процесса, как отрасли права?
Всегда ли может быть реализован принцип непосредственности процесса?
Административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. К основным принципам административного процесса, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся:
Принцип законности – основан на требованиях Конституции Республики Казахстан. Его сущность состоит в том, что применение норм права во всех случаях должно быть законным. Он предполагает охрану прав и законных интересов всех участников административного процесса. Незаконные действия могут быть обжалованы гражданином в суде.
Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. Обязывает правоприменителя при рассмотрении конкретного дела, использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, правильно их оценивать. Полностью исключает односторонний, а также предвзятый подход к оценке фактов.
Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело. Каждый гражданин независимо от его социального или служебного положения и других достоинств равен перед законом и органом, разрешающим дело. Орган же в свою очередь должен следить за тем, чтобы участники административного процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности.
Принцип гласности. Процесс ведется, как правило, открыто. Участники процесса имеют возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела, документами, принятыми по делу решениями. К участию в административном процессе часто привлекаются представители общественности.
Принцип ведения дела на национальном языке. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства, обжалования и т.п. на родном языке через переводчика.
Принцип экономичности и эффективности. Этот принцип направлен на такое обеспечение процесса, которое не требует больших материальных затрат и в месте с тем не нарушает установленных сроков процесса, не затягивает принятия по делу решения.
Принцип безвозмездности процесса – предполагает отсутствие какой-либо платы или пошлины за ведение процесса и оформление материалов, обеспечивает большую доступность процесса его участникам.
Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт. Должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или в принятии незаконного акта, несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
Административный процесс (юрисдикционный подход) – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения.
Проанализируйте обновленную точку зрения профессора
Н.Г. Салищевой на комплексное понимание административного процесса.
«Объективная реальность в сфере общественных отношений, – пишет она, – позволяет обосновать существование и развитие трех видов административного процесса… административные процедуры, административная юрисдикция, административное судопроизводство… Каждый вид административного процесса имеет свои особенности, связанные, в частности, со сферой деятельности органов, осуществляющих правоприменение. Административные процедуры – сфера деятельности органов исполнительной власти; административная юрисдикция – сфера деятельности как органов исполнительной власти, так и судов (судей); административное судопроизводство – сфера деятельности органов правосудия».
По каким критериям объединены данные виды юридического процесса?
Является ли видом административного процесса административное судопроизводство (административный судебный процесс)?
Приведите примеры в поддержку, либо, напротив, опровергающие представленную точку зрения
Подход Салищевой можно назвать комплексным, основанный на основе юрисдикционного подхода. Однако, на это обновленное мнение Н. Г. Салищевой, а именно на отнесение к административному процессу административного судопроизводства, отреагировал В. Д. Сорокин - автор «управленческого» подхода к пониманию административного процесса, отметил, что «административное судопроизводство... по определению не может быть процессом административным, поскольку осуществляется не органом исполнительной власти, а судом! Это уже процесс судебный, а не административный».
Несмотря на мнение патриархов отечественной теории административного процесса, количество сторонников «судебного», или «юстиционного» , подхода к пониманию административного процесса из числа ученых-административистов стало расти.
В 2013 г. в статье А. Б. Зеленцова, П. И. Кононова, А. И. Стахова, был представлен названный самими авторами «интегративный» подход, согласно которому административный процесс рассматривается как «урегулированная нормами процессуального права и структурно формализованная деятельность органов публичной власти, которая связана с принятием административно-правовых актов, их исполнением либо разрешением споров, возникающих по поводу неправомерности этих актов и/или нарушения ими субъективных публичных прав частных лиц.
Аналогичная позиция была высказана сторонниками «управленческого» подхода, которые считают, что административный процесс следует рассматривать не только как деятельность по разрешению индивидуальных конкретных дел, осуществляемую субъектом государственного управления, но и как деятельность суда (судей) по обеспечению законности деятельности субъекта государственного управления.
В настоящее время есть основание говорить о следующих основных подходах к пониманию административного процесса, сложившихся в Российской Федерации после крушения в 1991 г. СССР: судебном (Ю. Н. Старилов), комплексном на основе юрисдикционного (Н. Г. Са-лищева), интегративном (А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов и А. И. Стахов) и комплексном на основе управленческого (А. И. Каплунов).
Современные подходы к пониманию административного процесса
регламентируется одним или несколькими законодательными и подзаконными актами. В административно-процессуальной теории, по мнению данного исследователя, термин «административная процедура» стоит воспринимать как производную категории «административный процесс», который отображает порядок, а точнее, стадии и этапы решения дела . При таком подходе термин «административная процедура» рассматривается как составной элемент административно-процессуальной деятельности, отражающий ее динамико-времен-ную содержательную характеристику (а именно: стадии и этапы). Однако он не дает ответа на вопрос о разграничении процессуального и процедурного порядка как самостоятельных форм реализации материальных норм права.
Завершая обзор современных подходов к пониманию административного процесса, отметим, что подавляющее большинство ученых-административистов рассматривают его как канал реализации именно административно-правового типа единого метода правового регулирования. При этом наиболее точным по терминологии и сбалансированным по содержанию, как нам представляется, является комплексный на основе управленческого подход, опирающийся на определенное предметное единство разрешаемых административных дел в рамках соответствующих административных производств и административного судопроизводства.
Как соотносятся понятия «административное право» и
«административно-процессуальное право»?
Административно-процессуальное право неразрывно связано и взаимодействует с административным правом, имеет сходные и отличительные признаки, характеризующие соотношение данных отраслей права.
К наиболее общим сходным признакам административно-процессуального и административного права можно отнести следующее:
Во-первых, названные отрасли права имеют одинаковую целевую направленности. В частности, как административное, так и административно-процессуальное право нацелено на достижение баланса публичных и частных прав, законных интересов в сфере административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности Российского государства. Следовательно, обе отрасли права призваны выполнять как регулятивную, так и охранительную функции.
Во-вторых, нормы административно-процессуального права и нормы административного права устанавливаются как Российской Федерацией, так субъектами РФ. Законы и иные правовые акты, содержащие данные нормы, образуют соответственно административное и административно-процессуальное законодательство, формируемое Российской Федерацией и субъектами РФ совместно в соответствии со ст. 72 Конституции РФ.
В-третъих, большая часть норм административно-процессуального и административного права до настоящего времени не систематизирована. Данные нормы главным образом содержатся в подзаконных НПА. Кодифицированные законы, определяющие исходные начала административного и административно-процессуального регулирования в Российской Федерации, отсутствуют.
В-четвертых, охрана и защита административно-процессуальных норм и норм административного права обеспечиваются как в судебном, так и в досудебном (несудебном) порядке.
Какие основные виды административных производств Вы знаете?
1.Юрисдикционное ( дисциплинарные производства, производства по жалобам, по делам об административных правонарушениях, производства по разрешению споров в сфере управления)
2. процедурное ( производство в сфере правотворчества, регистрации, лицинзионно-разрешительных, и иных сферах).
Виды административных производств по В.Д. Сорокину:
-
производство по принятию нормативных актов государственного управления; -
производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления; -
производство по административно-правовым жалобам и спорам; -
производство по делам о поощрениях; -
производство по делам об административных правонарушениях; -
производство по дисциплинарным делам; -
регистрационное производство; -
лицензионное производство; -
исполнительное производство.
Административный процесс (управленческий подход) – это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е. во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу) ;
Административный процесс (судебный подход) – это деятельность, связанная в расследованием административных правонарушений, а также их рассмотрением как в административных, так и в судебных органах
Административный процесс (комплексный подход) –
это деятельность органов публичного управления по разрешению подведомственных им всех категорий индивидуальных юридических дел, как связанных, так и не связанных с разрешением споров и конфликтов