Файл: Тенденции и перспективы развития торгового законодательства 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Требует уточнения норма ч. 4 ст. 9 Закона о торговле в части определения круга субъектов, подпадающих под ее действие. Формулировка «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность» может быть заменена словами «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, посредством организации торговой сети». Данное изменение обусловлено тем, что действующая норма ч. 4 ст. 9 Закона о торговле позволяет распространить ее действие не только на договор поставки продовольственной продукции, но и иные виды договоров, например, дистрибьюторский договор, а также дистанционную торговлю. Неопределенность правового регулирования в отношении совокупного вознаграждения и его предельного значения, выплачиваемого поставщиком торговой сети, создает препятствия для развития торговых сетей. В настоящее время ст. 9 Закона о торговле ограничивает выплату по вознаграждениям и услугам пятью процентами от оборота для торговых сетей, дистрибьюторов и онлайн-магазинов. Запрет на включение в цену договора поставки продовольственных товаров «иных видов вознаграждения», не предусмотренных Законом о торговле распространяется только на торговые сети (ч. 6. ст. 9). В то же время, содержание данного понятия неопределенно, что с одной стороны создает проблему соответствия предъявляемым требованиям, а с другой проблему доказывания нарушения контролирующим органом.

Таким образом, на дистрибьютора, и субъекта дистанционной торговли, не распространяется запрет на органический рост, закрепленный в ст. 14 Закона о торговле, который связан с ограничениями по ст. 9 Закона о торговле.

Необходимость исключения из-под действия ч. 4 ст. 9 дистрибьюторских договоров поддержана Федеральной антимонопольной службой в Докладе о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2015 год6.

От установления предельного значения совокупного размера вознаграждения в пять процентов, прежде всего, страдают интересы покупателей и крупных поставщиков, внедряющих инновации на рынок, поскольку проводить промоакции с большими скидками невозможно. Совокупный размер вознаграждения до введения ограничений являлся компенсацией поставщиком потери торговой наценки торговой сетью в целях продвижения товара поставщика. Превышение размера совокупного вознаграждения влечет административный штраф. Кроме того, отсутствие в Законе о торговле определения «логистическая услуга», стоимость которой учитывается для целей определения совокупного вознаграждения поставщика, ведет к отказу торговых сетей от оказания услуг перевозки, что влечет увеличение транспортных расходов для малого и среднего бизнеса в среднем на двадцать процентов. В связи с этим в
Закон о торговле необходимо внести изменения, исключающие услуги перевозки из-под действия ст. 9 Закона о торговле.

Заключение



Закон о торговле (ч. 12. ст. 9) содержит запрет на понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг. Навязывание условий, навязывание заключения договора в любом случае противоречит принципу свободы договора и не допускается в соответствии с гражданским законодательством п. 1 ст. 421 ГК РФ. Кроме того, заключение смешанных и непоименованных договоров разрешено ГК РФ (п. 2 и 3 ст. 421). Данная норма создает избыточное регулирование, вводящее необоснованное правовое ограничение, дублируя гражданско-правовые механизмы.

Отмена ограничения совокупного вознаграждения в отношениях между крупными поставщиками и торговыми сетями позволит справедливо распределить при помощи рыночных механизмов издержки и доходы, а также позволит в интересах потребителя продвигать новые продукты и проводить промоакции с большими скидками.

Законом о торговле (ч. 7 ст. 9) предусмотрены сроки оплаты товара. Регулирование этих сроков также несет в себе негативные эффекты, увеличивая стоимость оборотных средств (за счет малых партий товара и привлечения кредитных средств), создавая искусственные препятствия взаимовыгодному сотрудничеству поставщиков и торговых сетей. Необоснованное вмешательство в договорные отношения негативно отражается на договорной практике. В конечном счете, уменьшение объемов партий закупок у поставщика, вызванное сокращением срока оплаты поставленного товара, также приводит к увеличению стоимости товара для потребителя.

Ограничения для торговой сети по срокам оплаты поставленного товара приводят к ограничению ассортимента и количества товара, что в конечном счете нарушает интересы самих поставщиков. Ограничение размера партии приводит к необходимости более частых отгрузок товара, растут расходы на перевозку товара, также возрастает количество затрачиваемого на оформление документации времени в связи с необходимостью чаще оформлять документы на поставку.

В связи с установлением предельных сроков оплаты торговыми организациями продовольственной продукции поставщику в зависимости от сроков годности указанной продукции возникла проблема определения срока оплаты для «смешанных» партий, когда в одной и той же партии продукции, на которую оформляется договор и выставляется счет, могут быть представлены товары с разными сроками годности.



Установление жестких сроков оплаты также приводит к тому, что территориально более удаленные от торговой сети поставщики лишаются дополнительного канала сбыта. В отдаленных местностях сокращение сроков оплаты приводит к невозможности осуществления поставки.

На территориях, сообщение с которыми осуществляется только в период навигации и только определенными видами транспорта, оборачиваемость продукции может достигать 180 дней. Ввиду установленных в ч. 7 ст. 9 Закона о торговле сроков оплаты поставки товаров предприятия торговли вынуждены осуществлять поставки продукции малыми партиями, сокращать ассортимент и объемы завоза в навигацию поскольку предоставление отсрочки может повлечь наложение административного штрафа. Это уже привело к существенному удорожанию стоимости продукции, так как недопоставленный объем продовольствия завозится в межнавигационный период авиатранспортом. Внесение соответствующих изменений в Закон о торговле позволит исключить действие ч. 7 ст. 9 этого закона во взаимоотношениях крупных поставщиков и торговых сетей, что позволит предоставлять отсрочки по оплате поставки, обеспечить ассортимент, доступную цену за счет большей партии товара, а также объем завоза в труднодоступные районы.

Список используемых источников





  1. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733 Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (Текст приказа официально опубликован не был) [Электронный ресурс] СПС “Гарант” (дата обращения 20.01.2021)

  2. Доклад ФАС России о состоянии конкуренции за 2015 год [Электронный ресурс] https://fas.gov.ru/documents/589902 (дата обращения 20.04.2021)

  3. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях / Будникова Ю.Е., Булгакова Л.И., Габов А.В., Занковский С.С., Клеандров М.И., Лалетина А.С., Лаптев В.А., Лизикова М.С., Мотуренко С.М., Нетесова М.С., Сазонова Е.С., Никитин В.В., Овчинникова Ю.С., Пушкарев М.С., Смолина О.С., Соловяненко Н.И., Шапсугова М.Д. - М.: ИГП РАН, 2019. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.m/item.asp?id=41556856 (дата обращения 20.01.2021)

  4. ТПП просит обязать торговые сети выставлять 40% одежды и обуви российского производства. [Электронный ресурс] https://tass.ru/ekonomika/8360191 (Дата обращения 29.04.2020)

  5. ФАС России поддержала продажу компанией Х5 Ритейл Г рупп ряда социально значимых товаров без наценки [Электронный ресурс] https://fas.gov.ru/news/29628 (дата обращения 20.01.2021)

  6. Trends and strategies of the European retail [Электронный ресурс] https://clck.ru/Nm48k (дата обращения 04.05.2020)




1 Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733 Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года (Текст приказа официально опубликован не был) [Электронный ресурс] СПС “Гарант” (дата обращения 20.01.2021)

2 Trends and strategies of the European retail [Электронный ресурс] https://clck.ru/Nm48k (дата обращения 04.05.2020)

3 ФАС России поддержала продажу компанией Х5 Ритейл Г рупп ряда социально значимых товаров без наценки [Электронный ресурс] https://fas.gov.ru/news/29628 (дата обращения 20.01.2021)

4 Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях / Будникова Ю.Е., Булгакова Л.И., Габов А.В., Занковский С.С., Клеандров М.И., Лалетина А.С., Лаптев В.А., Лизикова М.С., Мотуренко С.М., Нетесова М.С., Сазонова Е.С., Никитин В.В., Овчинникова Ю.С., Пушкарев М.С., Смолина О.С., Соловяненко Н.И., Шапсугова М.Д. - М.: ИГП РАН, 2019. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.m/item.asp?id=41556856 (дата обращения 20.01.2021)

  1. 5 ТПП просит обязать торговые сети выставлять 40% одежды и обуви российского производства. [Электронный ресурс] https://tass.ru/ekonomika/8360191 (Дата обращения 20.01.2021)

6 Доклад ФАС России о состоянии конкуренции за 2015 год [Электронный ресурс] https://fas.gov.ru/documents/589902 (дата обращения 20.01.2021)