ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Назначение и область применения

2 Нормативные ссылки

3 Срок действия

4 Термины, определения и сокращения

5 Основные положения

5.2 Требования к структуре и содержанию ВКР 5.2.1 Общие требованияК ВКР предъявляются следующие требования:– соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;– логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на глубоких теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;– корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;– достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;– научный стиль написания;– оформление работы в соответствии с требованиями раздела 5.3 настоящего стандарта.Любая из ВКР состоит из двух обязательных частей: пояснительной записки (ПЗ) и графического (иллюстративного) материала. Примечание. Для технических специальностей пояснительная записка обязательно должна включать расчётную часть. 5.2.1.1 ПЗ должна включать структурные элементы в указанной ниже последовательности:– титульный лист;– задание (техническое задание);– отзыв руководителя (пример оформления приведён в п.5.5.5 и приложении 18 стандарта ДВГУПС СТ 02 - 13), подшивается к согласованной ВКР;– аннотация на английском языке;– реферат на русском и английском языках (для магистерских диссертаций);– содержание;– введение;– основную часть;– заключение;– список используемых источников;– определения, обозначения и сокращения (данный раздел включается в состав ПЗ при необходимости, либо определения, сокращения и обозначения могут включаться непосредственно в текст ПЗ);– приложения (данный раздел включается в состав ПЗ при необходимости). ВКР представляется на подпись заведующему кафедрой в сроки, определённые решением кафедры (но не позднее даты, установленной приказом ректора), в отпечатанном варианте, в сшитом виде, с приложением диска (дискеты) с текстом работы, приложениями и компьютерной презентацией (при наличии). Диск вкладывается в конверт, подклеенный в конце ВКР.К подписанной, согласованной и сшитой ВКР прикладывается внешняя рецензия. По решению кафедры или в случае необходимости к ВКР прикладывается внутренняя рецензия, а также дополнительная рецензия (при наличии). Пример оформления рецензии приведён в п.5.5.7 и приложениях 19 и 20 стандарта ДВГУПС СТ 02 - 13).5.2.1.1.1 На титульном листе последовательно сверху вниз помещаются следующие реквизиты: – полное наименование ведомства, в структуру которого входит вуз и полное название учебного заведения; – наименование кафедры (ПЦК); – на титульном листе помещается гриф допуска к защите, который подписывается заведующим кафедрой (деканом ФСПО);– тема выпускной квалификационной работы (слово "тема" не пишется); – сведения об исполнителе; – сведения о руководителе (с указанием научного звания и научной степени); – сведения о консультантах (с указанием научного звания, научной степени и раздела консультирования);– город, в котором располагается учебное заведение; – год написания работы. Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 2.5.2.1.1.2 Задание оформляется в соответствии со стандартом ДВГУПС СТ 02-13.5.2.1.1.3 Аннотация на английском языке представляет собой краткую характеристику ВКР с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы.5.2.1.1.4 Реферат (для ВКР магистра) должен содержать: – название работы, сведения о ее объеме (количестве страниц), количестве иллюстраций и таблиц, количестве использованных источников, количестве приложений; – перечень ключевых слов; – текст реферата;- сведения о наиболее значимых публикациях и докладах. Примечание. К наиболее значимым публикациям относят публикации в центральных российских изданиях, включенных в перечень ВАК, в зарубежных изданиях на иностранном языке, в изданиях, включенных в информационно-аналитические системы Scopus и Web of Science». Ключевые слова в совокупности должны давать представление о содержании. Таковыми являются слова или словосочетания из текста работы, которые несут смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска. Перечень включает от 5 до 15 ключевых слов (словосочетаний) в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами. Текст реферата должен содержать: – описание объекта исследования; – цели работы;– актуальность и практическую значимость работы;– методы исследования; – полученные результаты и их новизна; – области применения и рекомендаций по использованию. Содержание реферата должно иметь последовательное, логически выстроенное, грамотное изложение в повествовательной форме. Объем реферата определяется характером работы и должен составлять от одной до двух страниц.5.2.1.1.5 В содержании ВКР указываются точные названия всех разделов и подразделов работы с номерами страниц, с которых они начинаются. Образец оформления содержания представлен в Приложении 3.5.2.1.1.6 Во введении к ВКР автор обосновывает тему исследования, ее актуальность, новизну и практическую значимость, кратко характеризуя современное состояние научной проблемы (вопроса), которой посвящена работа, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из исследовательских целей и предмета, формулируется рабочая гипотеза. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования, определяются методы их решения. Обязательно указывается новизна и актуальность работы, обосновывается необходимость ее проведения, определяется возможность и формы использования полученного материала. Желательно кратко раскрыть содержательную структуру ВКР, т.е. прокомментировать обозначенные в ее оглавлении разделы.5.2.1.1.7 Основная часть ВКР состоит из двух-трех разделов и зависит от характера работы. В них раскрывается содержание выполненного исследования; основное внимание уделяется мыслям и разработкам автора ВКР. Характер ВКР зависит от выбранной темы, цели, объекта, предмета исследования, использованного фактического материала. Центральной задачей любого исследования является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, их обработка, обобщение, объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.Заголовки, приведенные в содержании, должны в точности (без сокращений и изменений формулировки) повторять заголовки разделов и подразделов. 5.2.1.1.8 Заключение ВКР представляет собой краткое последовательное, логически стройное изложение полученных и описанных в основной части результатов, выводов исследования, построенных на анализе соотношения полученных результатов с общей целью и конкретными задачами исследования. Число выводов не должно быть большим, обычно оно определяется количеством поставленных задач, так как каждая задача должна быть определенным образом отражена в выводах.Заключительная часть ВКР предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключался главный смысл работы, достигнуты ли цели, решены ли поставленные задачи, какие новые научные задачи встают в связи с проведенным исследованием и его результатами, обозначить перспективы дальнейшей работы. В заключение уместно включить практические предложения и рекомендации, которые выходят за рамки основного текста ВКР.5.2.1.1.9 Список используемых при работе над ВКР источников размещается после текста работы и предшествует приложениям. Он является обязательной составной частью выпускной квалификационной работы. В список включаются библиографические сведения об используемых при подготовке работы источниках. При подготовке магистерских диссертаций обязательны ссылки на собственные публикации, все источники, помещенные в списке, должны быть упомянуты в тексте работы посредством ссылок. Оформление библиографического списка определяется ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.80-2000.При выборе информационных источников необходимо учитывать степень их новизны и актуальность для собственных исследований___________________Примечание. Степень устареваемости источников информации определена Приказом Минобразования РФ №1623 от 11.04.01: для математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин – 10 лет, для общегуманитарных, социально-экономических, специальных дисциплин – 5 лет.На дополнительные литературные источники, рекомендуемые для углубленного, фундаментального изучения проблемы критерий новизны не распространяется.5.2.1.3.10 ВКР может содержать приложения, которые оформляются как продолжение основного текста работы на последующих ее страницах (в конце работы). Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" и иметь содержательный заголовок. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последовательно прописными буквами. Текст каждого приложения может быть разбит на разделы и подразделы, пронумерованные арабскими цифрами. В приложение выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.5.2.1.2 К графическому (иллюстративному) материалу следует относить:– демонстрационные листы (плакаты);– чертежи, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.;– компьютерные презентации.Во время защиты ВКР доклад можно иллюстрировать чертежами, графиками, схемами, таблицами, эскизами, подготовленными заблаговременно и согласованными с научным руководителем. Основные иллюстративные материалы могут быть представлены в виде раздаточного материала членам аттестационной комиссии, представлены в форме плакатов или компьютерной презентации.Защиту ВКР можно сопровождать плакатной иллюстрацией. Плакаты должны отражать основную суть исследуемого материала и подтверждать доказательную базу ВКР и ее выводы, содержать графики, таблицы, и иметь минимальное количество текста. Плакаты должны быть выполнены эстетично, грамотно, лаконично, подчеркивая ключевые моменты ВКР, и должны легко читаться членами ГЭК с их рабочих мест.Одним из способов представления доклада является компьютерная презентация, которая позволяет члену ГЭК одновременно изучать ВКР и контролировать выступление студента-выпускника.В состав ВКР могут входить изделия, изготовленные студентом в соответствии с заданием. Все демонстрационные графические материалы должны быть оформлены так, чтобы студент мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в аудитории. В среднем насыщенность одного плаката (слайда) информацией должна быть эквивалентна 10-15 строкам текста, не более. Плакаты (слайды) нумеруются в левом верхнем углу. Весь плакат (слайд) или его части должны иметь заголовок-название: Постановка задачи, Структурная схема системы и т.д. Обычно плакаты (слайды) соответствуют разделам или подразделам работы.5.2.1.3 Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите.5.2.2 Требования к ВКР бакалавраВКР выполняется на завершающем этапе теоретического обучения, на последнем курсе. Время, отводимое на подготовку работы, определяется по календарному учебному графику. Рекомендуемый объем ВКР (без приложений) - 50 – 60 страниц.5.2.2.1 ВКР может быть как прикладного, так и аналитического характера. Квалификационная работа бакалавра, как правило, должна включать в себя:– постановку задачи;– обзор состояния вопроса и обоснование актуальности темы работы;– краткое описание, исследование, расчет, проектирование, а также анализ исследовательских и/или проектно-расчетных результатов;– формулировку выводов по выполненной работе.5.2.2.2 В качестве ВКР могут быть приняты статьи, научные доклады, опубликованные и подготовленные студентом к защите. Допустимость означенного эквивалента определяется выпускающей кафедрой. Решение кафедры оформляется протоколом. Заведующий кафедрой несёт ответственность за принятое решение.5.2.3 Требования к ВКР специалистаВКР выполняется в течение последнего учебного года в соответствии с календарным учебным графиком.ВКР специалиста может быть выполнена в виде дипломного проекта или дипломной работы.5.2.3.1 Дипломный проект (ДП) должен включать в себя:– постановку задачи;– обзор современного состояния рассматриваемого вопроса и обоснование актуальности темы проекта;– краткое описание, расчёт и исследование проектируемого объекта, а также разработку элементов технологии его производства;– технико-экономическое обоснование проекта и описание мер по безопасности жизнедеятельности и охране окружающей среды (необходимо, чтобы эти вопросы были органически связаны с основными разработками разделов проекта).Исходя из соотношений основных частей содержания дипломного проекта, допустимо подразделение их на:– конструкторский ДП (расчётная и конструкторская часть 50...60% от общего объёма; исследовательская часть 10%; технологическая часть 15...20%, организационно-экономическая часть 10...15%, раздел по безопасности жизнедеятельности и экологии 5%);– технологический ДП (технологическая часть 50...60% от общего объёма; конструкторская часть изготовления и сборки изделия, а также создания технологической оснастки 20%, исследовательская часть 10%, организационно-экономическая 10…15%, раздел по безопасности жизнедеятельности и экологии 5%);– поисковый (исследовательский) ДП (исследовательская часть с расчётным её обоснованием 50...65%, конструкторская часть 10...15%, технологическая часть 10...15%, организационно-экономическая 10…15%, раздел по безопасности жизнедеятельности и экологии

6 Порядок согласования, утверждения, хранения, актуализации и отмены стандарта




Приложение ___
Раздел _______________

Номер раздела
________________________________________

Заголовок раздела

Студент гр.__________ ________ (И.О.Фамилия)

Номер группы (подпись)

________

(дата)

Консультант кафедры* ___________________

(название кафедры)
____________________________ ________ (И.О.Фамилия)

(должность.ученая степень,звание) (подпись)

________

(дата)
*указывается консультант-лингвист или преподаватель кафедры иностранных языков, назначенный консультантом

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Терминологический словарь

Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера, некоторые из которых с пояснениями приводятся ниже:

Актуальность темы – степень ее важности в настоящий момент и в данной ситуации для решения выбранной проблемы (задачи, вопроса), приоритетность среди других тем и событий, ее злободневность.

Анализ – 1) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ применяется с целью выявления сущности закономерностей, тенденций социальных, экономических процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, на предприятии) и в разных сферах (социальной, производственной); 2) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясна выступала его структура.

Анализ результатов – один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты учебно-профессиональной деятельности: письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы.

Аналитический обзор – обзор, в котором дается аналитическая оценка состояния вопроса за определенный промежуток времени. Содержит аргументированную характеристику анализируемого материала, дает обоснованные практические рекомендации. Рассматривается как часть научно-исследовательской работы.

Аналогия – 1) сходство, подобие в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями в целом различными; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. Аналогия не является строгим методом доказательства, так как заключение делается на основании частичного сходства между изучаемыми объектами, процессами, явлениями.


Аннотация – краткая характеристика издания с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Аннотация включает также сведения об авторе, носит, как правило, рекомендательных характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.

Априори (из предшествующего) – логико-философское понятие, которое означает знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом; априорные положения – это исходные постулаты науки.

Аргумент – тот элемент доказательства, который в значительной степени определяет его надежность; логический довод, служащий основанием доказательства. Наиболее часто встречаемые (типичные) виды аргументов, рассматриваемые в качестве оснований доказательства: а) ранее доказанные положения; б) суждения об удостоверенных (непосредственно воспринятых, зафиксированных путем наблюдения в эксперименте) фактах; в) аксиомы; г) определения.

Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.

Бакалавр – в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования. Присваиваемая по завершении 4-летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи экзаменов, и, как правило, защиты выпускной работы (бакалавр наук, бакалавр экономики, бакалавр техники и технологии).

Бакалавриат – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе высшего профессионального образования.

Библиография – 1) полный или выборочный список литературы по теме; специальные издания (указатели, каталоги, обзоры), содержащие такие списки; отдел; 2) отдел в периодических изданиях, посвященный краткому обзору вновь выходящих книг.

Выпускная квалификационная работа – самостоятельная письменная работа, предоставляемая при окончании университетов и некоторых других образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования; выполняется студентом на последнем году обучения и служит одной из форм проверки его подготовленности к самостоятельной работе по специальности.



Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному, выведение частного из общего; движение знания от более общего к менее общему, частному; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция, или дедуктивный метод применяется только в естественных науках, особенно в математике. Противоположностью дедукции является индукция.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному; метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий, – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

- обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

- релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

-  реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

- сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

- справочная – вторичная информация/представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) – устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.


Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Квалиметрия – область науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.

Магистратура – система подготовки специалистов с законченным высшим профессиональным образованием (со степенью бакалавра) в течение 1-2 лет, с защитой дипломной работы или магистерской диссертации.

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету; при этом универсального метода не существует, и более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода. Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Метод – совокупность приемов. Метод состоит из научного подхода, принципов, методики и техники исследования.

Методика – совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. Это последовательность действий исследователя.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм человеческого сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Составляющие предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические.


Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная проблема – вопрос, требующий разрешения, ответа на который не содержится в существующем фонде научных знаний.