Файл: Разработка химической картотеки с применением домашнего химического эксперимента для обучающихся 8х классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2.2. Разработка химической картотеки с применением домашнего химического эксперимента для обучающихся 8-х классов.

Для организации проведения химического эксперимента в домашних условиях был выбран ряд тем, представленных в таблице 1. Выбор тем был обусловлен как тематическим планированием и учебным материалом, так и возрастом и интересами самих учащихся.

Таблица 1. Темы для проведения домашнего химического эксперимента.



Опыты по изучению неорганической химии

Опыты, связанные с «экологическим взглядом на вещества, которые находятся вокруг нас»

1

Обнаружение воздуха в воде

1. Обнаружение воздуха в кусочке льда.

2. Обнаружение воздуха в воде находящейся в сосуде.

3. Обнаружение воздуха в кипящей воде.

4. Обнаружение воздуха в взбалтываемой воде.

5. Обнаружение воздуха в воде находящейся в аквариуме.

2

Выращиваем кристаллы сахара

1. Выращиваем кристаллы сахара термическим путем.

2. Выращиваем кристаллы сахара в насыщенном растворе.

3. Выращиваем кристаллы сахара на блюдце покрытым фольгой.

4. Выращиваем кристаллы сахара на ватном жгуте.

5. Выращиваем кристаллы сахара путем постепенного удаления воды из насыщенного раствора

3

Получение углекислого газа

1. Получение углекислого газа из выдоха человека.
2. Получение углекислого газа в результате химической реакции соды и уксуса.

3. Доказать наличие углекислого газа в результате химической реакции соды и уксуса с помощь лучинки.

4. Доказать наличие углекислого газа в результате химической реакции соды и мела с помощь лучинки.

5. Получение углекислого газа в результате химической реакции нерафинированного сахара, теплой воды, соды и дрожжей.




  1. Обнаружение воздуха в воде

Эксперимент 1. Обнаружение воздуха в куске льда

Оборудование: Формы для льда, вода, морозильная камера.

Цель: Доказать, что вода в твердом состоянии содержит воздух.

Описание:
Налейте воду в формочки и поставьте их в морозильную камеру, чтобы заморозить лед. После замерзания на поверхности льда появятся пузырьки, что доказывает, что в воде есть воздух.

Вывод: О наличии воздуха в воде свидетельствуют пузырьки воздуха, образовавшиеся на поверхности льда. Количество воздуха зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Воздух не замерзает.

Эксперимент 2. Обнаружение воздуха в воде в сосуде

Оборудование: Любой прозрачный сосуд, ложка.

Цель: Доказать, что вода в сосуде содержит воздух.

Описание: Налейте в любой прозрачный сосуд холодную воду и поставьте в теплое место, например, на подоконник.

Вывод: Через определенное время на стенках сосуда появятся пузырьки воздуха, особенно быстро они появятся, если в сосуд поставить металлический предмет, ложку к примеру. При медленном нагреве воды также можно увидеть выделение воздуха.
Эксперимент 3. Обнаружение воздуха в кипящей воде.

Оборудование: Емкость для кипятка, вода.

Цель: Доказать, что в кипящей воде есть воздух.

Описание: Используем емкость для кипятка, в которую наливаем воду и ставим на огонь.

Вывод: При закипании воды можно наблюдать появление пузырьков воздуха на стенках емкости и на поверхности воды.

Первая стадия кипения характеризуется сползанием мелких пузырьков воздуха со дна емкости и появлением множества пузырьков на поверхности воды у стенок емкости.

Вторая стадия характеризуется увеличением объема пузырьков, а затем они начинают постепенно уменьшаться и исчезать.

Эксперимент 4. Обнаружение воздуха в взбалтываемой воде.

Оборудование: Пластиковая бутылка, вода.

Цель: Доказать наличие воздуха в воде, которую взбалтываем в бутылке.

Описание: Использовать пластиковую бутылку и налить в нее воду. Затем встряхнуть бутылку и наблюдать за образованием пузырьков воздуха в воде.

Вывод: Таким образом, можно быть уверенными, что вода, которую используем в повседневной жизни, содержит воздух.

Эксперимент 5. Обнаружение воздуха в воде находящейся в аквариуме.

Оборудование: Аквариум с рыбками в воде.

Цель: Показать, что рыбки в аквариуме живут за счет наличия в воде воздуха.

Описание: Используем аквариум с рыбками. Самый простой способ убедиться в том, что в воде есть воздух наблюдать, как рыба дышит через жабры. Жабры

фильтруют растворенный в воздухе кислород, позволяя рыбе дышать. Если бы в воде не было кислорода, рыба бы погибла.

Вывод: Таким образом мы можем убедиться, что вода, которую мы используем для содержания рыб в аквариуме, содержит воздух.

Темой обсуждения является наличие воздуха в воде и его значение для жизни рыб и других водных организмов. Наличие воздуха в воде снабжает кислородом жаберно-дышащих рыб и других водных организмов.

Это важно для понимания того, как работают водные экосистемы и как мы можем сохранить их биоразнообразие.

  1. Выращиваем кристаллы сахара

Эксперимент 1. Выращиваем кристаллы сахара термическим путем.

Оборудование: Кастрюля, 5 стаканов сахара, 2 стакана воды, плотная бумага, длинная шпажка, чистые стаканчики, пищевой краситель.

Цель: Вырастить кристаллы сахара термическим путем в домашних условиях.

Описание: Смешать в кастрюле 2 ст. ложки сахара и ¼ стакана воды. Поставить кастрюлю на слабый огонь и помешивать, пока сахар полностью не растворится. Обмакнуть палочки в полученный сироп, а затем обвалять их в сахаре. Сахар должен прилипать к палочкам равномерно со всех сторон и не падать с них. Дать палочкам как следует высохнуть. Палочку обратной стороной вставить в плотную бумагу. Приготовить еще один сироп. Налить в кастрюлю 2 стакана воды и добавьте 2,5 стакана сахара. Нагреть сироп на медленном огне до полного растворения сахара. Добавить еще 2,5 стакана сахара и снова прокипятить до полного растворения. Оставить сироп в кастрюле на 15 минут, затем разлить остывший сироп по стаканам. Если в стаканы добавить пищевой краситель, кристаллы окрасятся. Подождать пока сироп остынет (иначе кристаллы не вырастут), поставить в стаканы палочки так, чтобы они не касались стенок. Набраться терпения и оставить палочки в емкостях на неделю. Не забывать смотреть, как растут кристаллы!

Через 1,5 недели можно вынимать палочки с удивительными кристаллами.

Вывод: Кристаллы сахара имеют различную форму, цвет и количество граней. Кристаллы сахара представляют собой вещества, находящиеся в твердом состоянии. На процесс кристаллообразования влияет множество факторов (качество сахара, комнатная температура, степень насыщения раствора, скорость охлаждения, состояние покоя исследуемого участка и др.)


По результатам опыта видно, что кристаллы сахара вырастут примерно на 0,4 - 0,8 см за 11 дней.

Таким образом, из простых материалов, таких как сахар и вода, с помощью тепла, наблюдения и терпения можно вырастить сладкие и красивые кристаллы.

Эксперимент 2. Выращиваем кристаллы сахара в насыщенном растворе.

Оборудование: Емкость (стеклянная банка), вода, сахар, палочка для замешивания раствора, бусины, нитки.

Цель: Получить кристаллы из насыщенного раствора сахара.

Описание: Перелить в стеклянную банку объемом 500 мл. холодную чистую воду. Добавить 100 гр. небольшими порциями сахар и перемешать. Приготовить насыщенный раствор.

Насыщенный раствор – это раствор, в котором растворенного вещества так много, что оно больше не растворяется.

Нагреть раствор на паровой бане. Привязать бусину на нитку и поместите ее в банку. Емкость с раствором поставить на верхнюю полку шкафа, накрыть полотенцем, чтобы в раствор не попала пыль и грязь.

Температура окружающей среды составляет около 23 °C.

Через три дня можно заметить, что количество воды в банке уменьшилось и кристаллы начали расти быстрее.

Вывод: Получился сахарный кристалл. Сахар состоит из кристаллов. Кристаллы сахара растворяются при контакте с водой. Когда вода испаряется, сахар все еще остается кристаллом.

Эксперимент 3. Выращиваем кристаллы сахара на блюдце покрытым фольгой.

Оборудование: Полстакана горячей воды, сахар, пищевой краситель (можно взять из пасхального набора и разбавить водой 1 к 4), блюдце покрытое фольгой.

Цель: Вырастить кристаллы сахара на блюдце покрытым фольгой.

Описание: Всыпать в воду 2 столовые ложки сахара и хорошо перемешать, если сахар полностью растворился, добавить еще немного. Когда на дне стакана останется нерастворимый осадок, раствор готов. Аккуратно 2 столовые ложки раствора налить на блюдце. Можно капнуть пищевой краситель, чтобы у кристаллов был цвет. Через несколько дней начнут появляться кристаллы. Ждем еще несколько дней, и любуемся полученными кристаллами! Осталось аккуратно снять их с фольги и наслаждаться результатами опыта.

Вывод: Получили кристаллы сахара, которые выращивали на блюдце покрытым фольгой.

Эксперимент 4. Выращиваем кристаллы сахара на ватном жгуте.

Оборудование: Стакан из прозрачного термостойкого стекла или мерный стакан объемом не менее одного литра, тонкий ватный хгут (длина в 1,5 раза больше высоты стакана), карандаш или палочка, грузик для подвешивания на леске (например, гайка), 750 гр. сахарного песка, 500 мл. горячей воды.


Цель: Получить кристаллы из сахара на ватном жгуте.

Описание: 750 гр. сахара насыпать в стакан. Налить 250 мл. горячей воды. Размешать сахар до тех пор, пока вода не станет прозрачной (это означает, что сахар растворился). Примечание: можно вскипятить воду, чтобы растворить сахар. Окунуть ватный жгут в стакан, затем достать и дать высохнуть на тарелке не менее десяти минут. Чем дольше сохнет жгут, тем лучше. На нем уже будут кристаллы сахара, которые помогут образоваться новым, что ускорит кристаллизацию после погружения жгутов в сахарный раствор.

Необходимо привязать один конец жгута к карандашу, а другой вертикально опустить в сахарный раствор. Можно прикрепить гайку к жгуту, чтобы держать его прямо. Следить за ростом кристаллов и записывать свои наблюдения.

Вывод: На ватном жгуте появились кристаллы сахара.

Эксперимент 5. Вырастить кристаллы сахара, постепенно удаляя воду из насыщенного раствора.

Оборудование: Насыщенный сахарный раствор.

Цель: Получить кристаллы из сахара путем постепенного удаления воды из насыщенного раствора.

Описание: Чем медленнее удаляется вода, тем лучше будут кристаллы. Открытую емкость с раствором можно оставить при комнатной температуре на длительное время – вода будет медленно испаряться (особенно если положить сверху лист бумаги или накрыть марлей). Растущий кристалл можно подвесить в насыщенном растворе на тонкой прочной нити или положить на дно чашки. В последнем случае кристалл необходимо периодически переворачивать на другую сторону. По мере испарения воды в емкость следует добавлять свежий раствор.

Вывод: Мы получили кристалл сахара путем постепенного удаления воды из насыщенного раствора.

  1. Получение углекислого газа

Эксперимент 1. Получение углекислого газа из выдоха человека.

Оборудование: Негашеная известь, полиэтиленовый пакет, молоток, стеклянная банка, вода, трубочка для коктейля.

Цель: Получение углекислого газа из выдыхаемого человеком воздуха.

Описание: Взять небольшой кусочек извести и раздавить его. Это очень твердое вещество, поэтому рекомендуется положить небольшой кусочек извести в полиэтиленовый пакет и ударить по нему молотком. Полученные небольшие кусочки сложить в банку и добавить немного воды.

Осторожно! В зависимости от того, насколько мало или много примесей в извести и насколько она чистая, может начаться активное бурление и разбрызгивание. Не наклоняться над банкой!