Файл: Руководитель в системе управления предприятием ао Ополье.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1 Понятия и цели управления персоналом
2.2 Субъекты, объекты, функции и методы управления персоналом
Глава 3. ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА
3.1 Роль и функции руководителя
3.2 Характеристики и личные качества руководителя
17. Правовое регулирование отношений.
18. Налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал.
19. Обеспечение безопасности, охраны труда и здоровью сотрудников.
20. Социальное обеспечение сотрудников.
21. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей интериоризацию (усвоение) сотрудниками эстетических норма, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, сотрудничества и поддержки.
22. Обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятияклиентами, общественностью институтами власти.
23. Консультирование линейных руководителей в вопросах персонала. Эту функцию выполняют сотрудники службы персонала.
24. Участие в разработке стратегии компании и, в частности, в стратегическом планировании. В передовых компаниях персонал рассматривают как главное богатство, важнейший ресурс предприятия. Поэтому представляющие управление персоналом руководители непосредственно участвуют в определении наиболее важных, перспективных целей и задач компании.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки управления персоналом.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с помощью разных методов, т.е. способов воздействия на сотрудников.
Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществление координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Для эффективного управления организацией, и, в частности, персоналом предприятия, в научном и практическом плане выработаны три группы методов:
А. Административные.
Б. Экономические.
В. Социально-психологические.
1.Для административных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. В систему административных методов входят:
• Организационно-стабилизирующие методы (федеральныезаконы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), т.е. правовые нормы и акты, утвержденные государственными органами для обязательного выполнения.
• Методы организационного воздействия (регламенты, инструкции, организационные схемы, нормирование труда) действующие внутри организации. Эти документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации.
• Распорядительные методы (приказы, распоряжения) используемые в процессе оперативного руководства;
• Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности).
2.С помощью экономических методов управление осуществляется путем материального стимулирования коллектива и отдельных работников. Эти методы являются элементами экономического механизма с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации. Экономические методы делятся на две группы:
• Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и регионов), для стимулирования населения страны к эффективному труду (с 2001 г в России действует самая низкая в мире ставка НДФЛ – 13%).
• Методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования организации, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале)
3.Социально-психологические методы связаны с социальными отношениями в коллективе, с моральным и психологическим воздействием на работников. С их помощью ценностные ориентации людей регулируются через мотивацию, нормы поведения, социально-психологический климат, моральное стимулирование, а также определяется социальная политика ворганизации. Данные методы включают в себя:
• Формирование коллективов с учетом типологии личности и характера, творческого атмосферы. Особое внимание руководители должны обращать внимание на такие параметры личности, как интроверсия и экстраверсия (характеристика индивидуально-психологических особенностей личности в зависимости от ее направленности - либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира).
• Личный пример руководителя своим подчиненным. Во-первых, это имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе в организации с эффективным руководителем. Кроме этого, на личном примере часто основывается власть руководителя, необходимая для осуществления других функций по управлению персоналом.
• Ориентирующие условия – т.е. цели, стоящие перед организацией, и ее миссия. • Участие работников в управлении – участие в акционерном капитале
, в прибылях и убытках или участие представителей трудового коллектива в управлении на разных уровнях.
• Удовлетворение культурных и духовных потребностей работников – это представление им возможности социального общения (корпоративные мероприятия, организация досуга своих сотрудников и членов их семей и т.п.).
• Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Любой работник придерживается определенных этических норм поведения.
• Удовлетворение моральных санкций и поощрений – т.е. разумное сочетание позитивных и негативных стимулов.
• Социальная профилактика и социальная защита работников – это бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации за проезд и другие виды не денежного стимулирования.
Глава 3. ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА
3.1 Роль и функции руководителя
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации.
В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием.
Американский ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя:
1. Роль лидера. В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.
4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.
Более детальную и близкую к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».
1. «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
3. «организатор» - координация работы сотрудников;
4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7. «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
9. «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
10.«дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями. Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях.
Можно выделить следующие функции руководителя: • Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
• Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
• Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
• Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
• Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
• Информирование сотрудников.
• Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
• Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
• Делегирование задач, компетенций, ответственности.
• Предотвращение и разрешение конфликтов.
• Распространение специфических для организации ценностей и норм.
• Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
• Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
• Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее руководство.
Руководитель АО “Ополье” Владимир Михайлович как раз занимает 2 роли. Роль лидера, благодаря авторитету среди своих подчиненных и роль администратора, контролируя положение дел, координируя действия и следя за порядком. Так же Владимир Михайлович обладает такими функциями как: контролер, мыслитель, организатор, инноватор и снабженец.
3.2 Характеристики и личные качества руководителя
В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы:
1. биологические и социально-экономические характеристики;
2. личностные качества.
Первую групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу прирожденных или передаваемых по наследству.
В первую очередь это такие демографические параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и здоровье; к социально-экономическим факторам относится его статус в обществе и полученное образование.
Ко второй группе – личные качества руководителя относятся:
-Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик руководителя.
-Доминантность, т.е. стремление влиять на других людей.
-Уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить.
-Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
-Креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддержать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться.
-Предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать и стремясь при этом максимально предвидеть последствия.
-Надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством руководитель быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле.