ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 711
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Меры по обеспечению современного содержания образования
Меры по повышению качества преподавания
Меры по повышению результативности работы с одаренными детьми.
Меры по решению социальных проблем обучающихся в условиях школы
Меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы
Меры по организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы
Меры по совершенствованию системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы
А.В. Золотарева
«Управление переходом школ в эффективный режим работы» Методическое пособие
Введение
Нормативные документы последних лет, регламентирующие государственную образовательную политику, указывают на необходимость повышения качества образования, обновления содержания и технологий образования в соответствии с заказом личности, общества и государства, повышения его качества и доступности для детей с разными образовательными потребностями. При этом, существующие международные и российские фундаментальные исследования указывают на то, в реальной практике существует значительный разрыв между школами: есть «стабильно успешные» и «стабильно неуспешные» школы. Лучшие школьные системы направлены на удовлетворение разнообразных потребностей учащихся и дифференцируют педагогическую практику без ущерба для образовательных стандартов. Эффективные школьные системы стремятся к тому, чтобы каждый учащийся был заинтересованным учеником, каждый учитель – заботливым педагогом, каждый родитель – соратником, каждый директор – вдохновляющим лидером, а каждая школа – хорошей школой1.
Наибольшую озабоченность вызывают, естественно, школы, стабильно демонстрирующие низкие образовательные результаты. При этом, причины, обуславливают неуспешность таких школ, заключаются не только в низком уровне преподавания и овладения обучающимися знаниями и умениями, но и в наличии сложных социальных условий, в которых находятся школы. В российской практике организации образования ярко выражены такие характеристики социальных контекстов, как имущественное неравенство семей обучающихся; ограниченный доступ к социальным благам (услугам здравоохранения и образовательным возможностям); дифференциация школ по ресурсной обеспеченности, наполнению контингента, территориальной доступности и др., и, как следствие – разный уровень стартовых образовательных возможностей и качества образовательных результатов2.
Перед российской системой образования стоит задача выравнивания образовательных возможностей разных образовательных организаций для повышения качества образования. Эффект от повышения качества образования должен обеспечить экономический рост, социальную сплоченность и устойчивое развитие страны. Результаты PISA показывают, что школьные реформы, которые приводят к улучшению результатов отстающих учащихся, неизменно влияют на повышение результатов тех, чьи
1 Шляйхер, Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко] ; предисловие С.С. Кравцова. – Москва: Издательство
«Национальное образование», 2019. – 336 с.
2 Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях. Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост. М.А. Пинска. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 191 с.
результаты и так высоки. «Дети из обеспеченных семей имеют гораздо больше возможностей в жизни в отличие от детей из малообеспеченных семей. Последним выпадает лишь один шанс в жизни – это хорошая школа, обучение в которой позволит им развить свой потенциал» 3 . Поэтому перед специалистами в области образования стоит задача выявление эффективных способов повышения образовательной результативности в разных социально- экономических условиях функционирования и развития школ и обеспечение перевода школ в эффективный режим работы.
При организации перехода школ в эффективный режим работы важно определить стратегию выхода из неэффективного режима работы. К таким стратегиям относят: образовательные (педагогические) стратегии, обеспечивающие повышение результатов обучения; применение программ перехода в эффективный режим работы (программ улучшения), комплексных, интенсивных и ограниченных по срокам реализации. (М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий, И.Д. Фрумин). В качестве основных направлений (приоритетов) программ перехода рассматриваются изменения в качестве управления, в качестве преподавания и качестве создания образовательной среды, что повлечет за собой изменения в качестве образования в целом, качестве достижения необходимых образовательных результатов.
Настоящее методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями предоставления в 2020-2022 г.г. субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов
Российской Федерации по направлению «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов».
Мы попытались ответить на вопросы: как взаимосвязаны между собой понятия «эффективность деятельности образовательной организации» и
«качество образования»? что следует понимать под «программой перехода школы в эффективный режим работы»? какие особенности деятельности школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, необходимо учитывать при разработке программы функционирования и развития школы? по каким критериям и показателям можно оценивать эффективность деятельности школ? какая группа управленческих мер может обеспечить переход школ в эффективный режим работы?
В книге описан комплекс мер: обеспечения современного содержания образования; повышения качества преподавания; повышения результативности дополнительного образования в условиях школы; повышения результативности работы с одаренными детьми; решения социальных проблем обучающихся в условиях школы; управления
3 Шляйхер, Андреас. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко] ; предисловие С.С. Кравцова. – Москва: Издательство
«Национальное образование», 2019. –
С.165
педагогическим коллективом школы для обеспечения перехода школы в эффективный режим работы; обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров школы; организации сетевого партнерства и внешнего взаимодействия школы; совершенствования системы обеспечения (условий) образовательной деятельности школы.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Как взаимосвязаны между собой понятия «эффективность деятельности образовательной организации» и «качество образования»?
«Эффективность» в переводе с латинского означает «дающийопределенныйрезультат,действенный». Эффективностьдеятельностиобразовательной организации связано с понятием качествообразования. Качество образования – это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие целям образования, потребностям и ожиданиям государства (государственный заказ), общества (заказ различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности4.
Кроме того, важно также учитывать тот факт, что образование включает в себя обучение, воспитание и развитие, поэтому, качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний детей федеральному государственному образовательному стандарту, но и качеством сформированности личности обучающегося, его духовного, гражданского развития, решением его социальных проблем и, возможно, других составляющих5. Именно в этом главная социальная, общественная значимость образования, которая не сводит качество образования только к стандарту6, т.к. качество образования определяется как соотношение цели и результата, как мера достижения целей.
Эффективностьуправленияпоказывает,вкакоймереуправляющийорган реализует цели деятельности образовательной организации. Поэтому к формулированию цели предъявляются особые требования. Цель образования – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и