Файл: Реферат тема Волонтёрская деятельность как форма социальной активности. Волонтерское движение как разновидность социального движения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 855

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

Тема: «Волонтёрская деятельность

как форма социальной активности. Волонтерское движение как разновидность социального движения»
Выполнила:

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………3

1. Социальная активность подростков: понятие, виды и формы…….……...4-7

2. Волонтерская деятельность: основные характеристики…….…….…......8-11

3. Волонтерская деятельность как эффективное средство формирования социальной активности ………………..……………………..…….……….12-13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……15

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию развития социальной активности, через популяризацию волонтерской деятельности, которая является формой социализации.

В настоящее время начинает развиваться такое движение, как волонтерство. Она берет свое начало в первых веках христианства и достигла нашего времени. Проблема воспитания социальной активности не нова в педагогике. С различной степенью глубины и полноты анализа ею занимались в советский период Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.П. Шацкий, Н.И. Болдырев. Отдельные аспекты воспитания этого качества личности активно исследовались в 60–70 годы Е.В. Бондаревской, С.А. Демьянчуком, А.В. Зосимовским, И.П. Ивановым и другими [2].

Интерес к данной теме не иссекает, потому что современное общество не стоит на месте: молодое поколение постоянно изменяется, другие нравы и нормы. Следовательно, средства и методики работы с молодёжью требуют совершенствования, обновления; особое внимание следует обратить на работу с подростками.

Этот вопрос становится актуальным, поскольку большое количество людей нуждается в помощи и поддержке. Многие люди не получают помощи от близких родственников и поэтому нуждаются в помощи других людей, которую могут оказать волонтеры. Добровольцы добровольно жертвуют своим временем, энергией, навыками и знаниями, чтобы помочь другим людям или окружающей среде, не получая материальной выгоды. Всем хочется верить, что работа, которую они делают, очень важна, даже если она очень проста. Поэтому волонтерство — это гражданская деятельность. Опыт показывает благотворительный характер работы. Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения таких основополагающих ценностей, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и другие важные ценности в молодежной среде.


  1. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И ФОРМЫ

Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет) [1].

Перед любым обществом стоит проблема неразвитости и отсутствия стимулирования социальной активности подростков. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н Ушакова, активностью называется «активная, энергичная деятельность»[3].

Активность делится на виды по критерию уровня индивидуальности: физическая, психическая, социальная активность.

Социальная активность предусматривает повышенное участие в различных социальных мероприятиях, которые направлены на общественное благо. По определению С. Л. Комаровой, социальная активность — это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества.

Понятие «социальная активность» встречается во многих работах по педагогике (А. В. Мудрик, Г. А. Федотова, Д. И. Фельдштейн и др.), по менеджменту, социологии, консалтингу, но не как ключевое понятие, а как вспомогательный термин, использующийся на этапе интерпретации и объясняющий те или иные выявленные закономерности [4].

Понятие «социальная активность» характеризует динамические свойства личности подростка, проявляющиеся в развитии социальных качеств и способности сознательного проектирования собственной жизни, умении осуществлять успешную жизнедеятельность в социальной среде. Развитию социальной активности подростков посвящены работы П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Т. Н. Мальковской, Л. И.Новиковой, Е. И.Титовой. В них отмечается, что по мере взросления ребенка активность, как природная способность преобразуется в социальную систему интересов и потребностей[18,19]. Этот процесс включает в себя:

  1. осознание общественных явлений, составляющих предметную сторону отношений, социальных и нравственных ценностей общества;

  2. развитие социальных качеств и способностей личности, что в совокупности составляет основу развития социального потенциала личности;

  3. включение в практическую деятельность, освоение новых социальных ролей.


Сущность социальной активности подростков заключается в формировании у них свойства самостоятельности и потребности во внутренне необходимой активной деятельности.

Социальная активность может иметь различную меру проявления, зависимую от отношения установок личности на деятельность и общение, и того социального пространства, в котором она может реализовать эти установки. На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию, в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, что приобретают учащиеся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в формировании социального потенциала личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества.

Как актуальная потребность – социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентации, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельностей по удовлетворению возникших потребностей.

Степень социальной активности можно определить, сопоставляя следующие характеристики субъектов[7]:

  1. мобильность (считая молодежь наиболее социально активной);

  2. разнообразие способов и сфер действия (социальная активность выше у лиц, включенных в большее число общественных связей и общностей);

  3. сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;

  4. использование опыта других субъектов, что помогает расширить объем и усилить интенсивность преобразующей деятельности;

  5. привлечение сил других субъектов для достижения общественно значимых целей;

  6. творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования природы и общественных отношений.

Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним – условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.


Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи и детей ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной деятельности. Однако целью социальной активности подростков может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение подростков в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах.

Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, то есть социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности.

Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Так как общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура и др.), можно выделить следующие формы социальной активности: политическая активность; гражданская активность; творческая активность; культурная активность; трудовая активность; деловая активность; коммуникационная активность[6]. Наиболее распространенными формами социальной активности среди подростков можно назвать: участие в различных культурно - досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках образовательного учреждения.

Так же к наиболее распространенным формам социальной активности подростков относится и волонтерская деятельность, которая основана на добровольчестве. Особенно она актуальна для подростков, так как дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути.


  1. ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Преобразования, происходящие в общественной жизни страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Цель социализации – это формирование личности, способной активно и творчески действовать в обществе. Она осуществляется в общении и деятельности, происходит в условиях, как воспитания, так и стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни.


Волонтер – человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления[3].

Выделяют основные личностные качества волонтера, необходимые для осуществления волонтерской деятельности. По мнению Е.И. Холостовой, это гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренные чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения, достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности[5].

В результате многих исследований, выделены основные качества волонтера: общительность, интеллигентность, бескорыстность, сострадание, доброта, образованность, сила воли. Исследователи И.И. Калачева, Н.И. Никитина, В.Л. Симонович выделяют также следующие качества[9]:

  1. Умение выслушать человека, расположить к себе, корректность, выдержка, терпение, внимание, сочувствие, сострадание, ответственность и честность.

  2. Признание равной важности личной и коллективной ответственности.

  3. Отсутствие личных пристрастий и оценок, компетентность, пунктуальность, внимательность, опрятность, доброжелательность, тактичность.

  4. Стремление совершенствовать свои знания, умения, навыки.

  5. Не выходить за рамки обязанностей волонтера, не превышать своих полномочий.

  6. Умение воздерживаться от создания конфликтных ситуаций.

 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:

Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.