Файл: Реферат тема Волонтёрская деятельность как форма социальной активности. Волонтерское движение как разновидность социального движения.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 856
Скачиваний: 43
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Волонтерская деятельность может осуществляться по следующим направлениям:
-
Краеведческое и гражданско-патриотическое волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Основными направлениями работы являются: благоустройство памятных мест, помощь ветеранам и взаимодействие с ветеранскими организациями, проведение Всероссийских акций в формате «Дни единых действий», волонтерское сопровождение народного шествия «Бессмертный полк» и Парада Победы. -
Социальное волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения: инвалидам, пожилым одиноким людям, нуждающимся во внимании и постоянном уходе. -
Событийное волонтерство – добровольческая деятельность на мероприятиях местного, регионального уровней. Оно подразумевает привлечение волонтеров к организации и проведению событий спортивного, образовательного, социального, культурного, туристического характера с целью их дальнейшей интеграции в смежные направления добровольчества, а также формирования гражданской культуры. -
Культурно - просветительское волонтерство – деятельность в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, парках. Основные задачи культурно-просветительского волонтерства состоят в сохранении и продвижении культурного достояния, создания новой атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирования культурной идентичности. -
Экологическое волонтерство – добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды и решения экологических проблем, способствующая формированию экологической культуры. -
Медиа-волонтерство – фотографы, журналисты, люди, популярные в социальных сетях, дизайнеры… Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтёрской деятельности – волонтёрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтёрским движениям.
Принципами волонтерской деятельности являются[4]:
1) добровольность: волонтером можно стать только по желанию.
2) независимость: возможность принимать собственные решения.
3) единство: много идей, но одна цель.
4) универсальность: равные возможности каждого.
5) неординарность: полет фантазии не ограничен.
6) заинтересованность: волонтерство – это работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.
Сегодня добровольцы – это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.
-
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Наше общество остро нуждается в инициативных, творческих индивидах. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Одним из факторов развития социальной активности подростков является включение их в добровольческую, волонтерскую деятельность.
Смысл деятельности волонтера не только в том, чтобы изменить окружающий мир, но и в изменениях, происходящих в личности, и эта, вторая сторона, как раз и важна в педагогике. Ребенок, делающий доброе дело бескорыстно, для того, чтобы помочь другому, открывает в своей душе источник гордости за себя, уверенность в том, что он нужен людям. Благодаря волонтерской деятельности, формируется такое качество, как гуманность, проявляющаяся в бескорыстном служении людям, реальной заботе о них.
Участие в различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах способствует развитию у подростков социально-адаптивной компетенции, которая подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие. Волонтерская деятельность, таким образом, становится важнейшей частью воспитательной работы с подростками.
Несомненно, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности в подростковом возрасте. Именно волонтерская деятельность способна удовлетворить потребности подростков: готовясь к новым социальным отношениям, дети учатся включаться в общественный процесс, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности, учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым навыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления. Социальная активность рассматривается как сложный и многогранный процесс становления человека как члена современного общества.
Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
Добровольческая деятельность способствует изменению образа мышления людей о себе и окружающих и приносит пользу как государству, так и самим добровольцам, которые развивают свои навыки и удовлетворяют потребность в общении и самоуважении с помощью добровольной деятельности. Люди осознают свою полезность и потребность, получают благодарность за свою работу, развивают важные личные качества, фактически следуют своим нравственным принципам и открывают для себя более духовную сторону жизни.
Добровольная деятельность представляет собой широкий круг мероприятий, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, формальное предоставление услуг и другие формы гражданской активности, которые осуществляются добровольно на общее благо, не ожидая финансового вознаграждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алапаев Д.М. Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. М.: ВАКО, 2014. – 256 c. -
Бельтюкова О. В. Формирование социальной активности старших подростков как условие организации собственной жизни/ О. В. Бельтюкова // Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы: сб. статей материалов студентов и аспирантов. – Киров: ВСЭИ, 2006. – С. 20-23. -
Дьячек Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с. -
Каргаполова Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю. В. Каргаполова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 575-577. – URL: https://moluch.ru/archive/80/13979/ -
Колесов И.В. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности: диссертация, 2017. – 232 с. -
Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Издательство Московского Университета 2006г. – с. 114 -
Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. – №8. – С. 88-91. -
Макаренко А.С. Воспитание гражданина /Сост. М.Д. Виноградова. — М., 1988. -
Мальковская П.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 2008. – 165 с.