Файл: Художественноизобразительная одаренность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Художественно-изобразительная одаренность.

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, драматургии (театре).

Выделяют художественно-изобразительную, художественно - литературную и музыкальную одаренности. Основной критерий развития художественной одаренности – эстетическое отношение к действительности. Признаки, отличающие художественно-одарённую личность:

1) повышенная эмоциональность;

2) отсутствие безоценочных определений, описание внешних особенностей в «снятом» образном виде, внутренняя непротиворечивость;

3) тяготение к созданию целостного образа-характера вокруг единого эмоционального стержня, законченность, независимость стратегии описания от конкретной вещи, богатство образов-ассоциаций.

Художественная одаренность выражает себя в трех формах:

1. В обретении субъектом внутренней художественно-эстетической действительности в результате ее эстетического восприятия (мир природы, человека, его деяний, взаимоотношений, духовный мир – религия, философия, культура и искусство), постижения, освоения и духовного «присвоения». Результатом этого восприятия и постижения становятся взгляды, позиции, определение положения предмета восприятия в иерархии ценностей и личностных смыслов. В этой форме выражения художественной одаренности сознание субъекта направлено на предметный мир.

2. В сотворении новой художественной реальности путем трансформации эстетической действительности в сверхчувственное (идеальную форму), художественные образы, художественную форму.

3. В презентации творческого продукта социуму, внедрении этого продукта в коллективное и индивидуальное сознание. В этой форме выражения сознание субъекта направлено вовне – на реципиента, его внутреннюю трансформацию, на изменение (расширение) его сознания, духовно-нравственную сферу.

Художественно-одаренная личность осуществляет три вида деятельности:

- познает мир и формирует художественно-эстетическое отношение к нему;

- формирует себя и собственную художественную реальность, приближая ее к идеальной форме, наличествующей в субъектной действительности человека и «актуальной бесконечности» (А.С.Арсеньев);

- воздействует на мир своим творчеством, стремясь его усовершенствовать.


Этим объясняется разнонаправленность художественно-эстетического образования, ориентированного на формирование и развитие личности, ее психических, духовных, творческих, социальных, профессиональных свойств и качеств; на творение новой художественной действительности; на способность и умение эффективно воздействовать на людей средствами искусства.
А. Ф. Лазурский выделяет такие характеристики художников, как наблюдательность, живая восприимчивость по отношению к внешним впечатлениям, соединенная с ясной отчетливой памятью; сильно развитое воображение, богатое и яркое; значительное развитие чувствований, постоянно влияющих на суждения и на всю общую умственную деятельность; склонность к эстетическим переживаниям, заставляющие предпочитать эстетические наслаждения всему остальному. При этом центральным элементом, отличающим людей художественного склада, А. Ф. Лазурский считал развитое воображение.

Развитие изобразительной одаренности.

Для развития творческих способностей художественно- одаренных детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда. Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи. Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей таких детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.

Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли

. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

Природным задатком художественных способностей, с точки зрения И. П. Павло­ва, является художественный тип нервной де­ятельности. Типология И.П.Павлова была подтверждена последующими исследовани­ями. В художественном типе исследователи выделяют одни и те же особенности: яркость, конкретность восприятия, острую впечатли­тельность, богатое воображение, чувство об­разного слова, образное мышление и образ­ную память.

Известный голландский ученый, исследо­ватель проблемы таланта доктор Г. Ревеч в своей книге «Талант и гений» пробует опре­делить черты художественно-одаренной лич­ности. Он исходит из трех разных ступеней талантливости и создает классификацию, в которой пытается кратко разъяснить этот сложный вопрос.

Степень талантливости по Г. Ревечу

С ПРЕДПОСЫЛКАМИ: способность, вживаться в природу, чувство гармонии и пропорций, техническое умение, правильный выбор средств выражения.

ТАЛАНТЛИВЫЙ: богатство переживаний, фантазия художника, оригинальность изображения, стремление к лучшему (оптимуму), постоянное развитие и обогаще­ние средств выражения.

ГЕНИАЛЬНЫЙ: постоянно растущая не­зависимость творческой деятельности, не­поколебимая вера в собственное призва­ние, создание собственного духовного мира, стремление к совершенству.

Многовековая практика подготовки ху­дожников показывает, что без соответ­ствующих природных данных и способно­стей не только трудно, но и невозможно подготовить настоящих творческих худож­ников. Под влиянием обу­чения и воспитания природные задатки могут в какой-то степени развиваться вместе с форми­рованием и развитием на их основе соответ­ствующих способностей. Но если таких задат­ков нет, то никакие упражнения, никакая под­готовка не могут их вызвать к жизни.

Детская наивная форма изображения неред­ко приводит в восхищение взрослых, подобно тому, как мы восхищаемся речью трех, четырех­летнего ребенка. Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непос­редственность в рисунках вскоре превраща­ется в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развива­ющегося ребенка. Стремление подольше за­держать ребенка на стадии непосредственно­го, детски наивного изображения приводит к инфантилизму.

В противовес этой теории в целях быстрей­шего формирования способностей была выдви­нута
теория активного воспитательного воздей­ствия. Правильная в своей основе, эта теория нередко приводила к переоценке сил и возмож­ностей ребенка, к недоучету его уровня разви­тия, к подчеркиванию всесилия воспитания и обучения. Появились высказывания о том, что не только можно, но и нужно систематически учить ребенка реалистическому рисунку, и не только в дошкольном, но и в преддошкольном возрасте. Иногда утверждают, что после тако­го изучения форм предметов ребенок-дошколь­ник значительно обогащает свой рисунок де­талями, его изображение становится все более и более реалистическими, а это якобы свиде­тельствует о богатейших возможностях разви­вающейся личности.

Такое игнорирование процессов естествен­ного развития приводит к преждевременному взрослению ребенка. Принято считать, что чем раньше ребенок начнет обучаться тому или ному делу, тем больших результатов он может достигнуть в данной области.

Задача психологических и педагогичес­ких исследований заключается не в том, чтобы показать возможность обучения тому или иному делу ребенка в самом раннем возрасте, а в том, чтобы найти такой период в формировании естественных сил и природных задатков, когда условия для развития той или иной способности будут наиболее результативными.

Но, тем не менее, психолог В. И. Кириен­ко пытается выделить некоторые из тех при­знаков, по которым можно довольно рано распознать художественный талант. Это:

-передача сходства изображения с изоб­ражаемым предметом (не может быть един­ственным критерием талантливости потому, что понятие сходства довольно неопреде­ленные);

-ярко выраженная эмоциональность, разнообразие и богатство чувств;

-страстная любовь и большое тяготение к изобразительной деятельности;

-благоприятная творческая среда, систе­матическая и осторожная педагогическая поддержка.

Художественная талантливость есть ре­зультат высокого развития целого ряда спо­собностей, формирующихся на основе оп­ределенных данных в сочетании с другими чертами личности, складывающихся под влиянием воспитательных воздействий в благоприятных жизненных условиях.

Изучение способностей восприятия для целей изображения приводит к выводу о том, что в изобразительном искусстве спо­собность ЦЕЛОСТНОГО, или СИНТЕТИ­ЧЕСКОГО, ВИДЕНИЯ является одним из важнейших компонентов художественной талантливости. Художники-педагоги назы­вают такую способность ХУДОЖЕСТВЕН­НЫМ ВИДЕНИЕМ.


ХУДОЖЕСТВЕН­НОЕ ВИДЕНИЕ включает в себя:

-тонкое восприятие оттенков цвета и тона;

-развитое чувство пропорций и их зри­тельных изменений в пространстве;

-чувство системы цветовых отношений;

-эмоциональное восприятие увиденного;

-развитую зрительную память.

Параллельно необходимо развивать дру­гие важные качества - богатую фантазию и тонкое чувство окружающего мира, трудо­любие и любовь к искусству.

Без любви и трудолюбия невозможно научиться ХУДО­ЖЕСТВЕННОМУ ВИДЕНИЮ.

Другой составляющей частью эффектив­ности проявления способностей является продуманная МЕТОДИКА.

Основные подходы к организации педа­гогической поддержки одаренных детей в сфере художественного образования бази­руются на понимании того, что плодотвор­ная работа с одаренными детьми может про­ходить в условиях развития творческих способностей ВСЕХ детей. Это необходимо не только для создания высокой планки развития, ной для определения микроклимата, благопри­ятствующего развитию одаренности. Осуще­ствление задач творческого развития учащих­ся возможно лишь в условиях реализации под­линной ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ процесса обучения.
Методики

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.



Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.