Файл: Художественноизобразительная одаренность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Методика «Дорисовывание фигур»

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение у старших дошкольников и у младших школьников.

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип – ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.


2 тип – также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

3 тип – изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип – ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5 тип – заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Анкета одарённости А. И. Савенкова

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

Инструкция: Уважаемый родитель в начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно– художественной, музыкальной одарённости, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение; - любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;



- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- хорошо поет;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

- любит музыкальные записи;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

- умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

- интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;


- любит игры–драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

- интересуется механизмами и машинами;

- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

- быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

- Инициативен в общении со сверстниками;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

- легко общается с детьми и взрослыми;

- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; - обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений; - любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

- физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное
, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.