ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Актуальность исследования. Система образования обеспечивает разнообразие и своевременное развитие детей, их творческих способностей, включения в социально значительную деятельность. Коллектив школьников - средства личного развития. Поэтому, решение вопроса эффективности организации образовательного процесса находится в области педагогического управления.
В современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла важность. Потребность развития новых подходов и оценок проблем коллектива школьников определена образовательным влиянием коллектива на личности ребенка, который является самым существенным аспектом в современной педагогике.
Объективные потребности в улучшении качества педагогического управления для развития коллектива школьников возникли в радикальном изменении внешней среды, которая привела к изменениям ценностей, более цело, чем образование и условия работы системы образования; обновляя и ухудшение существующих требований в школу, которые выражены в новых требованиях управлению школой и проблемам управления; операционные системы управления не готовы выполнить доступные, новые и предлагаемые требования и задачи, которые и есть определенные проблемы.
Активное развитие индивидуальности, формирование основных качеств происходит в школьные дни, и во многих отношениях зависит от той социальной атмосферы, где участник - ребенок.
Устойчивый психологический климат состоит из меньших компонентов - психологической атмосферы или временных эмоциональные условий класса, вызванного, выполнением или подготовкой конкретных действий.
Объект исследования: процесс работы учителя начальных классов в создании положительной атмосферы на уроках для улучшения освоения
учебного материала.
Предмет исследования: освоения учебного материала детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить условия создания положительной атмосферы в группе младших школьников для улучшения освоения учебного материала.
Задачи исследования:
-
Проанализировать теоретические основы профессиональной деятельности учителя по воспитанию положительной атмосферы в группе младших школьников; -
Дать понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе; -
Охарактеризовать психологический климат в группе младших школьников; -
Изучить приемы и методы создания положительной атмосферы на уроках в начальной школе; -
Рассмотреть особенности освоения учебного материала в контексте мотивации учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: создание положительной атмосферы в группе младших школьников, способствующей улучшению освоения учебного материала.
Методы исследования: анализ психолого–педагогической и методической литературы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы профессиональной деятельности учителя по воспитанию положительной атмосферы в классе (на примере младших школьников)
-
Понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе
межличностный психологический школьник мотивация
Коммуникация - одна из самых сильных духовных потребностей человека. Без коммуникации не может быть развития человека. Дефицит коммуникации имеет отрицательный эффект на развитие ребенка - социальный инфантилизм индивидуальности, ее интересов, неспособность гибко объединить деятельность с деятельностью других людей.
В начальной школе учитель формирует мотивационные и личные установки, межабонентские установки, терпимость, коммуникативные навыки в ребенке. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с общественной деятельностью, которую результаты оценены, окружив социально важной оценкой. Его отношение с окружающими людьми начинает устанавливаться этими требованиями также - ребенок развивает определенные пути и стратегию поведения в обществе. Стратегия, приобретенная в детстве, закладывает основу социальному поведению и во многих отношениях определяет его в дальнейшей жизни. Целеустремленная помощь в создании эффективной поведенческой стратегии необходима для младшего ученика школы. Поэтому, развитие социальной компетентности младших учеников школы должно стать одной из крупнейших областей работы в начальной школе. Законы детей этого возраста часто имеют подражательный характер или вызваны, спонтанно возникнув внутренние побуждения.
Главная цель любой системы образования - развитие личности стажера. Практически все исследователи отмечают, что развитие индивидуальности в школьном возрасте идет в ходе обучения. Обучение не только условие, но также и основание, умственные средства и в общем личном развитии человека.
Младший ученик школы – все еще ребенок в зависимости от взрослого, значительного для него, и кто необычно привязан к родственникам. Это,
вероятно, самое важное в понимании этого возраста и нашего влияния на гибкое, изменение, выращивая личность ребенка.
Младший школьный возраст - последний период детства. Впереди - юность, следующая стадия возраста, когда ребенок превращается в подростка и отделяется от родителей и учителей, управляется пэрами и молодым человеком. Тогда будет намного более трудно «приложить» в нем взгляды на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, людям и бизнесу. На данный момент отец, мать и первый школьный учитель - власть, их мнение определяет почти все в жизни ребенка, даже если он упрямый и капризен.
Необходимо разграничить понятия «общение» и «взаимодействия». Взаимодействие - личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение детьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.
Общение же в данном случае — это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение детей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностное отношение [17, с. 389]. Общение является не отделимым компонентом при формировании межличностных отношений.
Общение как взаимодействие представляет собой установление контакта детей друг с другом, в результате которого происходит обмен определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество [14, с.490]. Поэтому перед педагогом стоят непростые задачи - целенаправленно обучать младших школьников общению и сотрудничеству [4, с.340]. Процесс знакомства с другими ребятами в младшем школьном возрасте зависит от процесса восприятия «человека человеком».
Во взаимодействии между детьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность у детей к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, приветливостью, сопровождается оживлением, улыбкой и другими знаками расположения к себе. И наоборот, холодность, резкость, напряженность- свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место».
Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются меж- личностные отношения с одноклассниками и учителем. Однако вначале у первоклассников общение со сверстниками отступает на второй план, т. к. они только начинают адаптироваться к школе, привыкать к новому укладу жизни, социальному положению и новому коллективу. Теперь основной деятельностью и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисциплины, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочется, считаться с чужими желаниями и интересами. Они избегают общения друг с другом, существуют сами по себе. Контакты между первоклассниками осуществляются посредством педагога. Я. Л. Коломинский приводил пример из школьной жизни первоклассников: у
ребенка не было ручки, но он не попросил ее у товарищей, а привлек внимание учительницы плачем. Когда учительница спросила ребят, есть ли у кого-нибудь лишняя ручка, то тот школьник, у которого она была, отдал ее не лично товарищу, а учительнице.
Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дружеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.
На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отношение к друзьям меняется. Для ребенка 6-7 лет друг - это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориентируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело. Дружеские отношения недолговечные, они легко возни- кают и так же легко заканчиваются.
Для детей 8-11 лет становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.
Среди младших школьников, так же, как и у дошкольников, появляются лидеры («звезды»). Лидеры, как правило, общительны, инициативны, имеют хорошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хорошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками; если это девочки, то имеют привлекательную внешность. Если воспитательная работа в школе находится в запущенном состоянии, то лидером может стать ученик с плохим поведением. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы, замкнуты, неаккуратны, неряшливы; могут ябедничать, зазнаваться и жадничать [9].
Все эти качества по-разному проявляются на различных этапах младшего школьного возраста. Для первоклассников у лидеров наиболее важными особенностями являются красивая внешность, активность, готовность поделиться вещами и сладостями, хорошая успеваемость, физическая сила у мальчиков. А у «непривлекательных» детей - неактивность, непостоянство в дружбе, плаксивость. К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверстников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Показатели, связанные с учением. Отходят на второй план. Для «непривлекательных» детей в этом возрасте характерны такие качества, как общественная пассивность, недобросовестное отношение к труду и к чужим вещам.
Такие критерии оценки одноклассников связаны с особенностями восприятия младших школьников и понимания ими другого человека, а именно со слабой способностью выделять главное в предмете, ситуативностью, эмоциональностью, опорой на конкретные факты и трудностями установления причинно-следственных отношений.
Первое впечатление о другом человеке у младших школьников также ситуативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.
Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Но в третьем классе происходит пере- стройке межличностных отношений и их осознания. Адекватность восприятия своего социального статуса снижается: дети, занимающие благополучное положение в классе, недооценивают его, а имеющие неудовлетворительные показатели считают свое положение приемлемым. Это связано с тем, что в этот возрастной период возникает потребность занять определенное положение в группе сверстников. Также в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми и стесняются не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства. «Непривлекательные» для сверстников дети очень остро переживают свое положение, и часто у них могут возникать неадекватные аффективные реакции. Но, если у ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он переживает меньше. Эта привязанность является для него психологической защитой. Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них высшим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его«любимчиком». Но педагог может и помочь «изолированному» ребенку стать своим в коллективе. Это должна быть сугубо индивидуальная работа, зависящая от конкретной ситуации. Но есть и общие рекомендации: нужно вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодолеть его аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе; предложить авторитетным сверстникам поддержать ребенка.