ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ребенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.[3]
Для того чтобы самооценка была достаточно высокой и адекватной, он должен знать свои способности и иметь возможности для их реализации. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что- то лучше всех. В случае успеха у него развивается чувство собственной умелости, полноценности, а в случае неудачи –чувство неполноценности. Ребенку важно, чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему.
Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формированию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетентности в общении со сверстниками.
Кроме того, что общение со сверстниками влияет на самооценку и помогает социализации детей, оно еще и стимулирует их учебу. К концу 1 класса дети способны воспринимать учебные задачи как стоящие перед всем классом. Они замечают, кто из детей мешает работать, кто хорошо усваивает учебный материал, а кто плохо. Доказано, что равноправное общение дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Если взрослый организует работу, а дети работают самостоятельно, они лучше учитывают позиции сверстников, их точки зрения. Благодаря этому развиваются рефлексивные действия (рефлексия-это способность воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы). Также в процессе совместной работы дети учатся обращать внимание не только на результат, но и на способ своих и чужих действий.
Постепенно у младших школьников появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами одноклассников. Вначале общественная направленность проявляется в стремлении делать все сообща со сверстниками, делать то, что делают другие. Именно поэтому младшие школьники часто подражают друг другу (например, если один ребенок поднимает руку, это делают и другие). Постепенно общественная направленность получает развитие. Дети начинают чувствовать себя частью коллектива.
Отношения со сверстниками формируют у детей стремление удовлетворять нужды и потребности других людей. Это подтверждает эксперимент, проведенный В. Г. Яковлевым: детям прочитали рассказ В. П. Катаева «Цветик-семицветик», после чего они должны были анонимно в письменной форме ответить на вопрос, как бы они истратили волшебные лепестки. У большинства детей в ответах имелись желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей (стать врачами, «чтобы не было больных», быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых»).[1]
Общественная направленность является одной из предпосылок усвоения ребенком требований, предъявляемых ему детским коллективом. Но для того, чтобы лучше усваивать эти требования, коллективу необходим организатор. Роль организаторов выполняют старосты, дежурные. Формируются так называемые «отношения деловой зависимости» (по выражению А. С. Макаренко).
Младшие школьники стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение товарищей. Для этого они вынуждены считаться с мнением коллектива, подчиняться его правилам и традициям. Благодаря этому формируются нравственные чувства и стремления.
Так же, как и дошкольники, младшие школьники много жалуются друг на друга. Мотивом этих жалоб является стремление ребят добиться правильного поведения со стороны всех учеников. В первом классе дети открыто жалуются учителю друг на друга, и тот, на кого жалуются, не обижается. В 3-4 классе ученики начинают обсуждать поступки и действия товарищей между собой и влиять на них путем общественного мнения. Если кто-то из учеников жалуется учителю, его начинают осуждать и воспринимать как ябеду. В случае неправильной воспитательной работы возникает тенденция покрывать товарища, даже если он совершил плохой поступок. Это говорит о создании учениками 3-4 классов собственных норм поведения, регулирующих взаимоотношения в классе. В этом возрасте мнения товарищей легче усваиваются и часто оказывают большее влияние на каждого отдельного ученика, чем мнение учителя.
Согласно шкале Гезелла, в 6 лет дети проявляют явный интерес к заключению дружеских отношений; хорошо ладят с друзьями, но без надзора взрослого долго вместе не играют; спорят, физически борются, стремятся настоять на своем; часто жалуются; могут проявлять властолюбие по отношению к некоторым детям, исключать из игры третьего; не умеют проигрывать и жульничают ради выигрыша. Для детей 9 лет характерны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг одного с ним возраста и пола, они
принадлежат к определенной группе детей; хорошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отношению к другу, присутствует кооперативная деятельность.
Младшие школьники с первых дней пребывания в новом для них коллективе, довольно легко вступают в контакт с одноклассниками, включаются в совместную жизнь. Чаще всего дети образуют небольшие довольно стабильные группы, куда входят только ученики своего класса. В тоже время они охотно включают в свои объединения сверстников из других классов. Такие группы наиболее многолюдны [3, с.91].
В выявлении системы межличностных отношений детей в классе педагогу помогает наличие психологической и социально-психологической наблюдательности, а также специальные методы исследования (беседа, социометрические методы, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.). Важно изучить эти отношения, с тем, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в классе благоприятный эмоциональный климат.
Значительное место в жизни младшего школьника занимает школа. Одни дети готовы любому рассказывать о школьных событиях и проблемах; в играх преобладают школьные сюжеты, атрибуты, лексика. Другие ощущая в новой ситуации опасность для своего внутреннего мира замыкаются, становятся излишне тревожные, конфликтные, резко меняют свои привычки [16, с.380].
В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха- неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
В этот период жизни формируются мотивы к положительным поступкам, которые являются непременным условием развития культуры межличностного общения учащихся, которое тесно связано с оценочно- ценностными отношениями личности, а также принятием ею таких понятий, как честь, честность, справедливость, долг, порядочность, совесть, ответственность, достоинство, человеколюбие, бескорыстие, трудолюбие и др. [23, с.125].
Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых младшие школьники общаются. Прежде всего, это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межличностные контакты (учеба, кружки, секции, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), материальными ресурсами и т. д. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.
На основании выше сказанного выделим некоторые особенности формирования межличностных отношений младших школьников:
-
открыт для общения; -
легко устанавливает дружеские контакты; -
умеет «заводить» друзей; -
стремление на все иметь свою точку зрения; -
стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку); -
ставить перед собой цель подражать героям, но, как правило, подражает лишь внешней стороне их поступков; -
появляются суждения о собственной социальной значимости (самооценка).
Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения удовлетворяется во внеурочной деятельности, что и определяет его взаимоотношения.
Таким образом, вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений. Необходимо создавать для формирования культуры межличностного взаимодействия необходимые психолога – педагогические условия, вести работу по формированию культуры межличностного взаимодействия, целенаправленно, но при этом, не принуждая ребят, а предоставляя им возможность свободного выбора, показывая достоинства всех учеников [7,с.184].
Таким образом, особенности формирования межличностного взаимоотношения на отдельных этапах развития личности, есть проявление общих возрастных особенностей детей на каждом из них. В основе развития взаимодействий младших школьников лежит потребность в общении.
Потребность во взаимодействии с одноклассниками удовлетворяется каждым ребенком неодинаково. Каждый член детского коллектива занимает особое положение как в системе личных отношений, на которых влияют успехи ребенка, так и на его личные предпочтения, интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества.
-
Методы работы, используемые для коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
Учитель для первоклассника — главный авторитет. Каждый ребенок пытается получить внимание и похвалу учителя. Большинство первоклассников имеют сильную мотивацию к обучению. В структуре мотивации преобладают познавательные мотивы: «Хочу учиться, чтобы узнать новое, научиться читать, писать».
Во втором классе учитель остается авторитетом, но отношение к нему становится более личным — дети стремятся общаться с ним на переменах, экскурсиях. Развивается способность взаимодействовать со сверстниками в играх и обучении. Развивается познавательная рефлексия у детей. Они начинают оценивать причины своих неудач. У некоторых из-за этого снижается самооценка («я плохой, потому что плохо пишу, читаю»). Постепенно развивается воля, память, произвольное внимание.
В третьем классе дети начинают более реалистично оценивать учителей, при этом может возникнуть пренебрежительное отношение к ним, «нигилизм», страх, злость или обида. Важно разъяснить детям, что отношения – это «дорога с двухсторонним движением» и они также должны прилагать усилия к тому, чтобы отношения с взрослыми были хорошими. Большее значение приобретают отношения со сверстниками. Самооценка больше строится на отношениях со сверстниками: «Я хороший, потому что у меня много друзей». Для большинства учащихся третий класс – это наиболее стабильный период в начальной школе. Дети уже привыкли к своей социальной роли. Хорошо выполняют стандартные задачи, умеют действовать по образцу.
В четвертом классе дети с удовольствием общаются с взрослыми. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этот период можно особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка. В отношениях со сверстниками дети становятся более самостоятельными — в играх и групповых занятиях охотно берут на себя роль лидера, проникаются делами друзей, помогают, оказывают психологическую поддержку. Самооценка больше зависит не от знаний, а от признания окружающими ценности и уникальности их личности. Происходит формирование личных нравственных ориентиров.
Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. [10]
Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В