Файл: Социальная педагогика как вид профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

  1. Понятие о социально-педагогической деятельности, ее общая характеристика.

  2. Цель, задачи и принципы социально-педагогической деятельности.

  3. Функции и направления социально-педагогической деятельности



Литература

Басов Н.В. Социальный педагог: введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. М.А.Галагузовой. – М.:Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2001 (и более поздние годы издания). – Лекция № 2.

Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технологии работы социального педагога: учеб пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Базовые понятия темы

Социально-педагогическая деятельность (далее - СПД), социальный педагог, проблема ребенка, трудная жизненная ситуация, объекты СПД, субъекты СПД, принципы СПД, профилактика, коррекция, социальная реабилитация, социальная защита детства.
Вопрос № 1.

Понятие о социально-педагогической деятельности, ее общая характеристика

Социальная педагогика представляет собой не только науку, но и область профессиональной деятельности. Эта деятельность носит название «социально-педагогическая деятельность», а ее субъектами являются специалисты в области оказания помощи, поддержки и сопровождения детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или имеющих социальные, психологические и педагогические проблемы. Понятие «социально-педагогическая деятельность» наравне с понятием «социальное воспитание» является базовым научным понятием теории и практики социальной педагогики.

В социальной педагогике социально-педагогическая деятельность трактуется как целенаправленная работа специалиста по социальному обучению, воспитанию и развитию личности в конкретном социуме с целью ее успешной социальной адаптации.

Так как социальная педагогика является педагогической наукой, то она дает следующую формулировку социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессионально-педагогической деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его успешной самореализации в обществе.


СПД распространяется на многие возрастные группы детей, оказывая целенаправленную помощь в развитии, воспитании, обучении, адаптации, коррекции, предотвращении проблем, защите прав и др. Как вид помогающей деятельности СПД ориентирована на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в процессе социализации детей разного возраста, в процессе их воспитания, обучения или развития.

Помимо этого СПД распространяется и на многие категории семей, которым необходима профессиональная помощь или сопровождение в процессе воспитания (перевоспитания) детей, коррекции детско-родительских отношений, в преодолении семейного или детского неблагополучия.

Социальная педагогика являет собой не только научную теорию, но и практику решения проблем жизнедеятельности ребенка и вполне закономерно, что социально-педагогическая деятельность направлена на конкретного ребенка, способствует решению его индивидуальных жизненно важных проблем. Она осуществляется в условиях реальной среды (микросоциума) и предполагает работу как с личностью, так и с окружающей его средой.

Социально-педагогическая деятельность (далее – СПД) содействует разрешению наиболее острых, сложных социальных, психологических и педагогических проблем ребенка, которые могут быть связаны:

а) с трудностями адаптации к новым жизненным условиям;

б) с неудовлетворением родителями жизненно важных потребностей ребенка;

в) с необходимостью защиты прав и интересов ребенка.

Поэтому проблемы социальной жизни ребенка (процесс полоролевой, семейной и гражданской социализации) – это главный объект внимания социальных педагогов.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность чаще всего имеет дело с социальными, педагогическими и личностными проблемами детей и подростков. Проблема ребенка - это определенная трудность, противоречие, возникающее в процессе его жизнедеятельности, которую необходимо решить. Речь идет о жизненно важных для него проблемах, сложных жизненных ситуациях, которые он не может пока самостоятельно решить ввиду возраста, отсутствия жизненного опыта или неблагополучной семьи. Именно оказание помощи и поддержки детям в решении их различного рода проблем – профессиональная обязанность различных специалистов (психологов, социальных педагогов, учителей, юристов и др.). Их деятельность относится именно к социально-педагогической деятельности.



Другим понятием социальной педагогики, напрямую связанным с причинами возникающих у детей проблем, является общенаучное понятие «трудная жизненная ситуация». Это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка по причинам инвалидности или неспособности к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротства, одиночества, безнадзорности, беспризорности, малообеспеченности, конфликтов или жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, стихийного бедствия и др., которую он не может преодолеть самостоятельно.

Работа с трудными жизненными ситуациями указанных категорий детей - это и есть социально-педагогическая деятельность.

Субъекты социально-педагогической деятельности

Субъекты СПД – это специалисты (социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по работе с семьей, девиантологи), оказывающие целенаправленную профессиональную помощь детям в решении проблем социализации.

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен. Выделяют два уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций и специалистов:

*ведущие (социальные педагоги, педагоги, психологи, специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, специалисты органа опеки и попечительства, Уполномоченный по правам ребенка и др.);

*сопутствующие (специалисты учреждений здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественных организаций).

Главным субъектом социально-педагогической деятельности в школе и центрах помощи семье и детям, социальных приютах, детских домах являются социальные педагоги - специалисты по оказанию помощи детям с нарушенной социализацией или нуждающимся в особой помощи и поддержке в результате определенной жизненной проблемы.

Объекты социально-педагогической деятельности

Кто является объектами социально-педагогической деятельности?

Объекты СПД - это дети, на которых направлена и с которыми осуществляется СПД. В широком научном смысле объектами СПД являются растущий человек и процесс его социализация. В узком смысле – ребенок в трудной жизненной ситуации (ТЖС), ребенок в ситуации риска, а также неблагополучная семья.


В качестве основных объектов СПД выделяют детей, нуждающихся в помощи в процессе их социализации (знать наизусть их перечень).

В Федеральном законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) указаны все категории детей, находящихся в ТЖС:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

К этой категории относятся дети в ТЖС, дети с педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от возрастной нормы развития, поведения и общения, возникшими как следствие дефицита полноценного воспитания, так и объективных и субъективных причин. Все эти дети требуют особого внимания и адекватных мер со стороны общества, государства и профильных специалистов.

Помимо указанных групп детей объектами СПД являются неблагополучная семья и неблагополучная группа сверстников, оказывающие негативное (десоциализирующее) влияние на личностное развитие конкретного ребенка. Тема неблагополучной семьи изучается на втором курсе.
Учреждения, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность осуществляется в следующих учреждениях и организациях:

- общеобразовательные школы,

- школы-интернаты,

- детские дома,

- социальные приюты,

- реабилитационные центры для детей-инвалидов и с ОВЗ,


- социально- реабилитационные центры,

- учреждения дополнительного образования, подростковые клубы,

- учреждения среднего профессионального образования,

- органы опеки и попечительства,

- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям,

- ресурсные центры «Семья»,

- центры семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и др.
Таким образом, с позиций социальной педагогики отличительная особенность СПД – направленность на оказание профессиональной помощи и поддержки ребенка в процессе его социализации (в основном в младшем возрасте), содействие семье в решении его проблем

В старшем возрасте ребенка СПД направлена на активизацию собственного личностного потенциала подростка (мы больше убеждаем, рекомендуем, советуем, вдохновляем, показываем пути решения, из которых он самостоятельно должен выбрать наиболее конструктивный вариант). Мы оказываем ему помощь в саморазвитии, самопознании, самоутверждении, самоорганизации, самореализации.

При организации и осуществлении СПД с детьми подросткового и старшего возраста мы исходим из субъектного подхода к пониманию процесса социализации человека, т.е. понимания необходимости растущему человеку проявлять активность, самостоятельность и осознанность при решении своих проблем, нести ответственность за свое решение, не всегда полагаться на помощь и поддержку других людей.

Таким образом, по своей сущности социально-педагогическая деятельность очень близка педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет свою специфику.

Отличительные черты педагогической и социально-педагогической деятельности

Педагогическая деятельность

Социально-педагогическая деятельность

Вид профессиональной деятельности по обучению и воспитанию человека

Вид профессиональной деятельности по оказанию помощи и поддержки ребенку в процессе его социализации

Осуществляется педагогическими работниками в образовательных организациях разного типа

Осуществляется педагогическими и социально-педагогическими работниками как в образовательных организациях, так и учреждениях социальной защиты.

Носит нормативный характер, т.к. регламентирована ФГОС, учебными планами.

Носит адресный характер, направлена на конкретного ребенка, его проблему и зависит от ситуации его социального развития

Направлена в основном на ученический коллектив


Направлена на конкретного ребенка (ученика, воспитанника)

Имеет непрерывный характер

Имеет локальный характер, ограничена тем отрезком времени, в течение которого решается проблема ребенка