Файл: Социальная педагогика как вид профессиональной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, социально-педагогическая деятельность имеет следующие характерные особенности:

- это вид профессиональной деятельности по оказанию помощи и поддержки ребенку в процессе его социализации;

- осуществляется педагогическими, социально-педагогическими и другими работниками как в различных образовательных организациях, так и социозащитных учреждениях;

- носит адресный характер, направлена на проблемы конкретного ребенка / семьи с детьми и зависит от ситуации их социального развития;

- объектами социально-педагогической деятельности являются различные группы детей разного возраста, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети группы риска, а также неблагополучные семьи (родители) и неблагополучные группы сверстников.
Вопрос № 2

Цель, задачи и принципы социально-педагогической деятельности

Вы уже усвоили, что социально-педагогическая деятельность имеет адресный характер и осуществляется с конкретным ребенком и конкретной семьей, которым необходима профессиональная поддержка при решении их жизненных проблем.

Цель любой профессиональной деятельности – это ее конечный результат, на который эта деятельность направлена и стремится.

Общие цели СПД – а) успешная социализация ребенка и освоение им социальных (культурных, нравственных и правовых) норм, ценностей и ролей, а также б) положительные изменения и сдвиги в поведении, общении, отношениях, личностных качествах, понятиях и представлениях ребенка. Именно поэтому термин «социальный педагог» означает «специалист в области оказания помощи ребенку в процессе его социализации».

Цель СПД с ребенком заключается в достижении позитивных изменений в:

- социальной воспитанности (воспитание социально значимых качеств личности),

- социальной обученности (обучение социальным знаниям, умения, навыкам);

- социальном развитии (социальное взросление) ребенка.

Цель СПД с семьей (в основном неблагополучной семьей), в которой живет ребенок:

- оздоровление семейной среды;

- формирование в ней правильных воспитывающих отношений;

- повышение воспитательного потенциала и психолого-педагогической грамотности родителей.

В целом, назначение СПД состоит в оказании эффективной профессиональной помощи и поддержки ребенка и семьи, содействие полноценному развитию (интеллектуальному, физическому, нравственному, социальному) ребенка.

Для достижения этих достаточно сложных целей, требующих значительного времени и усилий со стороны специалистов в области СПД, необходимо решение следующих задач.


Задачи СПД:

  • содействовать созданию эмоционально-психологических, материальных, педагогических условий в семьях, образовательных организациях для сохранения, укрепления физичес­кого, психического, нравственного здоровья детей (обучающихся, воспитанников);

  • формировать и развивать их нравственные качества, соци­ально значимые ориентации, правильные жизненные установки;

  • предупреждать, устранять прямые и косвенные десо-циализирующие влияния микросоциума (прежде всего неблагополучной семьи) на их развитие;

  • реализовать систему профилактических, коррекционных и реабилитаци­онных мер, направленных на эффективную социальную адаптацию детей.

Поэтому, говоря о задачах социальных педагогов, традиционно выделяют следующие их профессиональные задачи:

- диагностика проблем ребенка и среды;

- защита и охрана прав ребенка;

- профилактика негативных явлений и отклонений в поведении детей;

- коррекция отклоняющегося поведения поведения детей;

- социальная реабилитация дезадаптированных детей;

- оздоровление окружающей ребенка среды;

- помощь детям в ТЖС или с проблемами в преодолении трудностей в процессе жизнедеятельности.
Социально-педагогическая деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность призвана осуществляться в соответствии с определенными принципами.

Принципы СПД - ведущие положения, требования к ее организации, содержанию и методам.

В научной литературе можно найти разные подходы к классификации принципов педагогической, в частности социально-педагогической, деятельности. Укажем и раскроем сущность основных из них.

1. Принцип индивидуально-личностного подхода к ребенку предписывает специалисту в своей деятельности опираться на глубокое знание индивидуальных особенностей ребенка и его проблем.

2. Принцип объективности в подходе (или объективного подхода) к ребенку предписывает принимать ребенка таким, какой он есть в данный отрезок времени – со всеми его отклонениями в поведении, негативными чертами характера, ставить правильный социальный диагноз и разработать программу его воспитания или решения проблемы.

3. Принцип опоры на положительное в личности ребенка также является классическим гуманистическим требованием, основанном на требовании подходить к каждому ребенку «с оптимистической гипотезой», находить в ребенке, подростке те положительные стороны, на которые можно опереться в работе с ним и его проблемой.



4. Принцип оптимистичности социального прогноза в отношении личности ребенка связан с предыдущим принципом и утверждает важность верить в возможность исправления социальных отклонений в поведении и общении ребенка, в его личности при грамотном использовании всех коррекционных методов.

5. Принцип самоактивности личности в процессе жизнедеятельности и решении своих проблем, как одно из ведущих положений социальной педагогики, утверждает ведущую роль самой личности в своем перевоспитании, решении личностных проблем (чаще всего это касается трудных подростков). Особенно важно соблюдать данный принцип при СПД с неблагополучными родителями, не желающими прикладывать свои усилия для собственного перевоспитания, перекладывая свои проблемы и запросы на специалистов психолого-педагогических служб.

6. Принцип конфиденциальности в работе с ребенком и его семьей требует соблюдения требования не разглашать информацию, которая стала достоянием специалиста, особенно если об этом просил (и) родитель или воспитанник.

Вопрос № 3.

Функции и содержание (направления) социально-педагогической деятельности

Любая профессия имеет свои профессиональные функции (предназначения), следовательно, специалист призван их выполнять в процессе своей работы. Перечень профессиональных функций социально-педагогической деятельности (СПД) достаточно большой, так как социальные педагоги и другие специалисты в области СПД работают в различных учреждениях и организациях, с различными категориями детей и семей и решают разнообразные задачи.

Следует напомнить, что речь идет о всех субъектах СПД, работающих с проблемными в социально-педагогическом плане детьми и семьями в различных учреждениях и организациях. Раскроем сущность основных функций.

Диагностическая функция СПД заключается в обязательной предварительной психолого-педагогической диагностике личности ребенка/ семьи, которые нуждаются в профессиональной помощи, сопровождении.

Профилактическая функция состоит в предупреждении социально-педагогических проблем в микросоциумах, социальных отклонений в поведении детей, а также устранении причин, их вызывающих.

Коррекционно-реабилитационная функция заключается в работе с детьми по коррекции их поведения, в социально-педагогической реабилитации социально дезадаптированных детей/родителей.


Охранно-защитная функция состоит в защите и охране законных прав и жизненно важных интересов детей.

Посредническая функция состоит в осуществлении или восстановлении связей между школой и семьей, родителями и их ребенком, семьей и госучреждением и др.

Воспитательная функция близка к воспитательной функции педагогической деятельности и состоит в осуществлении воспитательной работы с ребенком, классом, группой с целью повышения уровня их воспитанности. При этом основным видом воспитательной работы является именно социальное воспитание, направленное на формирование социально значимых личностных качеств у детей.

Просветительская функция реализуется не столько в индивидуальных, сколько в групповых и массовых формах работы, (выступления с тематическими лекциями и беседами перед родителями с целью повышения их педагогической грамотности и культуры; просвещение учащихся в вопросах права, медицины, психологии). Данная функция реализуется всеми субъектами СПД.

Указанные функции прописаны в Должностных инструкциях специалистов, работающих с семьей и детьми, и осуществляющих СПД.

Исходя из ведущих профессиональных функций социально-педагогической деятельности, определено и ее содержание, которое удобнее представить в виде направлений СПД.

Все содержание СПД осуществляется (реализуется) по следующим основным направлениям:

- профилактическое

- коррекционное

- реабилитационное

- охранно-защитное

- посредническое

- социально-воспитательное

У каждого направления СПД свои цель и задачи, содержание и методы работы специалиста. Помимо этого в разных учреждениях, где она осуществляется, делается свой акцент на то или иное направление СПД. Так, главным направлением деятельности социального педагога или специалиста органа опеки и попечительства является охранно-защитное направление. В социальных приютах ведущими направлениями являются реабилитационное, коррекционное, социально-воспитательное, посредническое. Школьные социальные педагоги реализуют в соответствии с поставленными перед ними задачами профилактическое, охранно-защитное, социально-воспитательное направление своей деятельности.


Раскрытие ведущих характеристик направлений СПД планируется на втором курсе.
Таким образом, социальная педагогика является не только наукой, но и областью профессиональной деятельности с ее конкретными целями, задачами, содержанием, принципами, технологиями и методами. Однако в ее основе лежат научно обоснованные теоретические положения и обобщенный передовой опыт практической работы сотен специалистов в сфере теории и практики социальной педагогики.

Проф. Г.И. Гайсина