Файл: Напишите психологическую характеристику детей младшего школьного возраста. При написании характеристики необходимо указать методики для диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Лисицына Галина Дмитриевна

Преподаватель:

Александрова Марина Олеговна


Задание 1. Напишите психологическую характеристику детей младшего школьного возраста. При написании характеристики необходимо указать методики для диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).

Общие сведения о ребенке

Лисицын Алексей Евгеньевич

Дата рождения 20.08.2015

Общее физическое развитие

Физическое развитие ученика соответствует возрасту. Отклонений в физическом развитие не имеет.

Состояние здоровья хронических заболеваний, аллергий, непереносимости лекарственных препаратов не имеет.

Состав семьи: Семья полная и считается благополучной, ребенок растет в любви и заботе. Лисицына Ольга Александровна и Лисицын Евгений Николаевич посещают все родительские собрания, интересуются жизнью ученика и участвуют в школьной жизни.

Особенности личностного развития Ребенок осознано выполняет действия и стоит в ответе за свои поступки. Самооценка ученика адекватная, адекватно оценивает себя и свои поступки при сравнение с другими детьми, Ребенок прекрасно контролирует себя и свои действия. Конфликт решает мирно разговорным путем.

Особенности общения с родителями, преподавателями, сверстниками. Ученик в прекрасных отношениях с родителями дома взаимопонимание, забота и любовь. Общение дома на спокойных тонах с поддержкой и помощью во всех начинаниях.

К преподавателям относится с уважением и выполняет все поручения, задания учителя. Старается учится и чаще отвечать на уроке.

Со сверстника в хороших отношениях, очень много друзей. Всегда поможет своим одноклассникам.

Особенности развития речи: Речь ребенка внятная и понятная, правильно поставлена, правильно формирует свои мысли, большой словарный запас.


Особенности развития познавательной сферы личности и интеллекта ребенка

Внимание: ребенок внимателен, но не всегда его нужно заинтересовать предметом или темой.

Восприятие: ребенок хорошо восприимчив и быстро понимает материал.

Память: развита средне, так как переключаемость между объектами высокая.

Воображение: живое воображение и творческий подход.

Направления в развитии ребенка: Ребенок посещает кружок русско-народных танцев и играет на ложка. В коллективе его любят, он очень старается на выступлениях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ:

-Методика «Узнавание фигур» предназначена для диагностики особенностей восприятия.

-Методика А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов» предназначена для определения состояния памяти, внимания, утомляемости.

-Методика «Воспроизведение рассказа» предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема, а также способности к запоминанию текстов.

Корректурная проба Бурдона

Измеряется количественные характеристики внимания (концентрация, точность и продуктивность) и выявление динамики этих характеристик в процессе кратковременной деятельности. В работе используется бланк теста Бурдона в модификации, предложенной советским психологом П.А. Рудиком. Эксперимент выполняется коллективно при последующей самостоятельной обработке результатов. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения – 1 минута. Испытуемый зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения испытуемый приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: «Внимание. Начали!» Основная работа осуществляется в течение 5 минут,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

Детский тест интеллекта Д. Векслера.

Методика «Словесные субтесты»,

«Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков».

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным септетам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур.



Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Рубрикатор

Название методики: Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков.

Автор: Л.И. Вассерман, Т.В. Чередникова, О.Ю. Щелкова, Е.Е.Малкова, Е.И. Ананьева.

Литература: Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая

апробация. Пособие для врачей и медицинских психологов, СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2008.

Контингент испытуемых: 7 – 16 лет

Теоретическая основа: Диагностика направлена на определение уровня интеллектуального развития детей и подростков.

Предмет диагностики: Определение уровня интеллектуального развития у детей и подростков в связи с задачами диагностики и коррекции различных типов психического дизонтогенеза, а также связанных с ними эмоциональных расстройств и нарушений поведения.

Операциональный статус: Индивидуальный тест.

Психометрические показатели: Определение нормативного уровня общего интеллектуального развития лиц от 7 – 16 лет; дифференциация клинической степени отклонения от нормативного уровня когнитивного развития.

Задание 2 Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и развитию правил поведения в среде (группе) сверстников. При написании подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.

ВНИМАНИЕ К СВЕРСТНИКУ.

Общий круг

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).


Вывод: Эта игра учит понимать без слов только по взгляду игра очень простая и интересная.

Испорченный телефон

Описание игры: дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

Вывод: игра учит общения и передаче информации.
Комплименты

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Вывод: игра учит быть доброжелательными и в каждом человеке искать только хорошее.

3.задание Напишите ошибки взаимодействия и общения при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.

1. Отсутствие индивидуального подхода к детям. Все дети разные и к каждому ребенку должен быть особенный подход.

2. Система поощрения и наказания. Это не правильная система которая может нанести психологическую травму ребенку.

3. «Побратимые» отношения с родителями. Учитель должен не нарушать рабочие границы. Не стоит дружить с родителями, только деловые отношения.

4. Несоблюдение культуры речи педагогом. Красивая, грамотно выстроенная речь учителя нравится детям и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов.
5. Громкий крик на детей. На ребенка нельзя кричать нужно объяснять, криком ничего не добьешься, только усугубить ситуацию.

Рекомендации: найти индивидуальный подход к ребенку и методику общения и преподавания. Следить за своей речью, можно организовать кружок культурной речи для детей. Больше проводить внеурочных игр и занятий для сплочения вашей школьной команды.

4 Задание: Разработайте проект интерактивной группы в сети  Internet для родителей и педагогов для решения задач обучения и воспитания, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.


В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:
- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;