Файл: Доверие как условие межличностного взаимодействия в системе учительученик.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 159
ДОВЕРИЕ КАК УСЛОВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК
TRUST AS A CONDITION OF INTERPERSONAL INTERACTION IN THE TEACHER-STUDENT SYSTEM
СМОЛИНСКАЯ А.С.
Студентка 5 курса,
Факультета дошкольного и начального образования
Ставропольский Государственный Педагогический Институт,
РФ, г.Ставрополь
Научный руководитель
КОЛЬЦОВА И.В.
к. псих.н доцент кафедры общей и
практической психологии и социальной работы
Ставропольский Государственный Педагогический Институт,
РФ, г.Ставрополь
Аннотация. В рамках модернизации образования в текущих условиях особенно актуальной становится проблема оптимизации взаимодействия «учитель-ученик», поскольку на данном взаимодействии строится большая часть современных педагогических технологий. Одним из ключевых условий оптимизации такого взаимодействия служит доверие, между педагогом и обучающимися. В статье рассматривается проблематика доверия, в контексте педагогического взаимодействия в системе «учитель - ученик», обращается внимание на место данной категории в контексте рассматриваемого взаимодействия. Обращается внимание на значимость доверия, как аспекта межличностного взаимодействия в системе учитель-ученик в рамках предупреждения и разрешения конфликтов и на необходимость развития у студентов педагогических ВУЗов компетенций для формирования в учебных коллективах благоприятный психологический климат, который необходим для эффективного взаимодействия учителя и ученика, который в свою очередь базируется на доверии между данными акторами образовательной среды.
Annotation. As part of the modernization of education in the current conditions, the problem of optimizing teacher-student interaction becomes particularly relevant, since most of modern pedagogical technologies are based on this interaction. One of the key conditions for optimizing such interaction is trust between the teacher and the students. The article examines the problems of trust in the context of pedagogical interaction in the "teacher - student" system, draws attention to the place of this category in the context of the interaction under consideration. Attention is drawn to the importance of trust as an aspect of interpersonal interaction in the teacher-student system within the framework of conflict prevention and resolution and to the need for students of pedagogical universities to develop competencies to form a favorable psychological climate in educational teams, which is necessary for effective teacher-student interaction, which in turn is based on trust between these actors of the educational environment.
Ключевые слова: общение; взаимодействие; межличностное общение, доверие, субьект-субьектное взаимодействие, образовательная среда, система «учитель-ученик»
Keywords: communication; interaction; interpersonal communication, trust, subject-subject interaction, educational environment, teacher-student system
Ежегодно педагогические ВУЗы нашей страны выпускают множество молодых специалистов, однако, процент тех, кто на самом деле решается работать в школе, невелик. Зачастую это связано с тем, что вчерашний студент не уверен в том, что сам готов стать учителем для других, и дело не всегда состоит в том, компетентен молодой учитель в вопросах своего предмета или нет. Одной из наиболее волнующих молодого учителя проблем является вопрос о том, как разрешать конфликты, которые могут возникнуть в ходе взаимодействия с учеником.
Современная школа нуждается в учителе, который может выстраивать конструктивное общение с учениками, предотвращая появление конфликтных ситуаций. Однако, к сожалению, в рамках современного ВУЗовского образования количество часов, выделяемых на изучение дисциплин, связанных с конфликтологией, является
недостаточным. Именно поэтому мы считаем, что необходимо разрабатывать собственные методики подготовки студентов к конструктивному разрешению конфликтов.
Личность учителя, руководителя педагогического коллектива и его подход к педагогическому взаимодействию – вот что определяет благоприятный климат в школе. Человеческий фактор включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и привычек. Это психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Отметим, что, исходя из исследований проблемы педагогического взаимодействия – вышеописанные параметры во многом определяются такой категорией как доверие [1,2,5]
Феномен доверия – многоаспектное явление, которое имеет огромное значение в межличностном общении. Именно доверие позволяет человеку определить степень
близости между ним и окружающими, на его основе строятся крепкие отношения, что касается любых форм взаимодействия, в том числе и взаимодействия педагога и обучающегося [4]
Традиционное понимание доверия как этической категории морали послужило тому, что доверие и в психологии стали рассматривать в связи с общением людей, благодаря чему онтологические рамки феномена были сужены. В отечественных исследованиях социологического плана проблема доверия как самостоятельная не рассматривалась [5]. Она выделялась как условие существования некоторых феноменов межличностного взаимодействия, таких как авторитетность, принуждение, влияние. На данном основании, доверие и является условием эффективности взаимодействия между педагогом и обучающимися и обуславливает характер данного взаимодействия [2,5]. Некоторые исследователи выделяли специфический вид общения – доверительное общение [3]. Доверие изучалась как важнейший феномен внутригрупповых отношений в рамках концепции деятельностного опосредования [4].
Таким образом, проблема доверия рассматривалась во всех основных направлениях исследования социальной психологии – психологии групп, психологии общения и межличностных отношений; межгруппового взаимодействия.
Итак, доверие – один из основных элементов социального и психологического благополучия индивида в обществе; свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира,
а также и других людей, их возможные будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности (надежности).
Основными функциями доверия является познание, обмен и обеспечение взаимодействия.
В качестве ключевых функций доверия выделяют следующие:
-
Функцию психологической разгрузки. -
Функцию обратной связи в процессе самопознания. -
Функцию психологического сближения и углубления взаимоотношений.
Основными функциями недоверия является самосохранение и отделение. Это означает, что в случае доверия человек рассчитывает на получение какого-то блага (установление сотрудничества, получения ценной информации), а в случае недоверия человек оценивает негативные последствия взаимодействия и использует недоверие как защиту от этих последствий [6].
Интересным оказался подход к пониманию основных условий возникновения доверительных отношений в гештальттерапии, разработанный Ф. Перлзом [6]. Он и его последователи соединили доверие человека к себе и доверие к окружающим в единую проблему, в которой первое и второе связаны между собой. Уже на уровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностями и смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своей субъективности за пределы