Файл: Доверие как условие межличностного взаимодействия в системе учительученик.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
себя самого в мир и наделяет «собой» объекты этого мира. Но для совершения акта взаимодействия с миром необходимым условием является удовлетворение базовой потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны быть не только значимыми, но и относительно безопасными. Только в таком случае человек будет вступать с ними во взаимодействие, так как только такой мир может вызвать у него доверие [2].
Дж. Роттер называл индивидуальную выраженность интернального или экстернального локуса контроля одним из условий формирования доверительных отношений. Он утверждал, что степень, в которой индивид готов проявлять доверие, обусловлена опытом доверительных отношений, на котором основывается индивидуальная установка, которая выступает стабильной психологической чертой характера.
Г. Олпорт, анализируя основные условия возникновения доверительных взаимоотношений в межличностном взаимодействии, настаивал на активной позиции и роли каждого из партнеров построения таких отношений и выделял личностные качества, которые позволяют хорошо разбираться в людях и формировать доверительные отношения. К таким личностным качествам относятся опыт, сходство, интеллект, в
том числе и социальный, глубокое понимание себя, сложность, отстраненность, эстетические склонности [2].
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сущность доверительных взаимоотношений сводится к переживанию актуальной ценности и надежности объекта, с которым предполагается межличностное взаимодействие. Доверительные отношения возникают при определенных условиях, которые можно классифицировать следующим образом [4]:
Тем самым можно констатировать, что именно доверие позволяет реализовывать современные педагогические технологии, которые базируются на демократическом стиле общения педагога и субьект-субьектном взаимодействии. Так же это указывает на то, что для формирования доверия необходима минимизация конфликтности в педагогическом взаимодействии.
Педагогический процесс – развивающаяся и динамичная система. Она основана на взаимодействии и взаимоотношении участников педагогического процесса, имеющих различные представления, взгляды и относящихся к разным возрастным категориям, в результате чего неизбежно возникают конфликты. Конфликты оказывают негативное влияние на настроение, психическое состояние участников педагогического процесса и в целом на результаты учебно-воспитательного процесса. Неумение управлять школьными конфликтами и оптимально выстраивать отношения негативно сказывается на дальнейшем взаимодействии, организации учебно- воспитательного процесса, именно поэтому так важно научить студентов педагогического ВУЗа разрешать конфликты в системе «учитель-ученик».
Чтобы оптимизировать эффективность взаимодействия учителя и ученика, необходимо сократить количество конфликтных ситуаций. Будущий учитель должен обладать
достаточным запасом знаний, чтобы уметь не только разрешать педагогические конфликты, но и предвосхищать и предотвращать их. Однако, в рамках современной системы образования количество часов, выделенное на изучение конфликтологии, является недостаточным для того, чтобы будущий молодой специалист, поступая на работу в школу, чувствовал себя уверенно [1].
На сегодняшний день накоплен большой объем теоретического материала по проблеме подготовки учителей к разрешению конфликтов с учениками, однако, применение этих знаний на практике является минимальным [4,6].
Для того, чтобы сократить разрыв между теоретическими и практическими знаниями студента в области разрешения конфликтов в системе «учитель-ученик» необходимо применение современных методов подготовки студентов к успешному разрешению конфликтов, таких как, например, конфликтологические тренинги [5,6], которые могут включать в себя деловые игры, ролевые игры, кейс-стади и т.д. Проведение конфликтологических тренингов для будущих учителей
является одним из наиболее эффективных методов подготовки студентов педагогических университетов к работе в школе, так как он может успешно объединять в себе все вышеперечисленные методы. Конфликтологические тренинги направлены на предоставление возможности будущим педагогам, участникам занятий, получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Посещая подобные тренинги, будущие педагоги учатся предотвращать возникновение конфликтов, а также анализировать сложившую ситуацию, выбирать из всех возможных самый эффективный способ решения проблемы, при этом не задевая чувств ученика и позволяя выстроить педагогическое взаимодействие на принципах доверия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дж. Роттер называл индивидуальную выраженность интернального или экстернального локуса контроля одним из условий формирования доверительных отношений. Он утверждал, что степень, в которой индивид готов проявлять доверие, обусловлена опытом доверительных отношений, на котором основывается индивидуальная установка, которая выступает стабильной психологической чертой характера.
Г. Олпорт, анализируя основные условия возникновения доверительных взаимоотношений в межличностном взаимодействии, настаивал на активной позиции и роли каждого из партнеров построения таких отношений и выделял личностные качества, которые позволяют хорошо разбираться в людях и формировать доверительные отношения. К таким личностным качествам относятся опыт, сходство, интеллект, в
том числе и социальный, глубокое понимание себя, сложность, отстраненность, эстетические склонности [2].
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что сущность доверительных взаимоотношений сводится к переживанию актуальной ценности и надежности объекта, с которым предполагается межличностное взаимодействие. Доверительные отношения возникают при определенных условиях, которые можно классифицировать следующим образом [4]:
-
Доверие к другому человеку можно рассматривать как отдельное видение доверия к миру. Доверие выступает восходящим условием межличностных, внутригрупповых отношений, а также условием формирования всех видов и форм отношений людей и одновременно входит как компонент во все виды и формы отношения человека к миру и к самому себе. -
Доверие возникает тогда, когда есть готовность к его проявлению хотя бы у одного из двух партнеров взаимодействия. Такая готовность формируется, если партнер по взаимодействию является значимым, надежным и безопасным. Если хотя бы одна из названных черт отсутствует у партнера, это существенно повлияет на основные характеристики доверия. -
Человек одновременно обращен на мир и на себя, то есть человек доверяет миру и самому себе. Условием доверия к другому человеку является доверие к себе. -
Уровень доверия, присущий личности, проявляется на когнитивном, эмоциональном и конативном уровнях. -
Любому виду общения всегда присуща определенная степень взаимности. Человек ориентируется на свои отношения с другими, рассчитывая на взаимность. Полное взаимное доверие возникает в жизни человека очень редко. Человек лишь предполагает, что другие тоже переживают доверие, но часто жизнь опровергает такие ожидания человека. -
Формирование доверительных отношений обусловлено оптимистичными ожиданиями субъектами взаимодействия исхода события. -
Существенное влияние на формирование доверительных отношений осуществляют добровольность и отсутствие контроля во взаимодействии.
Тем самым можно констатировать, что именно доверие позволяет реализовывать современные педагогические технологии, которые базируются на демократическом стиле общения педагога и субьект-субьектном взаимодействии. Так же это указывает на то, что для формирования доверия необходима минимизация конфликтности в педагогическом взаимодействии.
Педагогический процесс – развивающаяся и динамичная система. Она основана на взаимодействии и взаимоотношении участников педагогического процесса, имеющих различные представления, взгляды и относящихся к разным возрастным категориям, в результате чего неизбежно возникают конфликты. Конфликты оказывают негативное влияние на настроение, психическое состояние участников педагогического процесса и в целом на результаты учебно-воспитательного процесса. Неумение управлять школьными конфликтами и оптимально выстраивать отношения негативно сказывается на дальнейшем взаимодействии, организации учебно- воспитательного процесса, именно поэтому так важно научить студентов педагогического ВУЗа разрешать конфликты в системе «учитель-ученик».
Чтобы оптимизировать эффективность взаимодействия учителя и ученика, необходимо сократить количество конфликтных ситуаций. Будущий учитель должен обладать
достаточным запасом знаний, чтобы уметь не только разрешать педагогические конфликты, но и предвосхищать и предотвращать их. Однако, в рамках современной системы образования количество часов, выделенное на изучение конфликтологии, является недостаточным для того, чтобы будущий молодой специалист, поступая на работу в школу, чувствовал себя уверенно [1].
На сегодняшний день накоплен большой объем теоретического материала по проблеме подготовки учителей к разрешению конфликтов с учениками, однако, применение этих знаний на практике является минимальным [4,6].
Для того, чтобы сократить разрыв между теоретическими и практическими знаниями студента в области разрешения конфликтов в системе «учитель-ученик» необходимо применение современных методов подготовки студентов к успешному разрешению конфликтов, таких как, например, конфликтологические тренинги [5,6], которые могут включать в себя деловые игры, ролевые игры, кейс-стади и т.д. Проведение конфликтологических тренингов для будущих учителей
является одним из наиболее эффективных методов подготовки студентов педагогических университетов к работе в школе, так как он может успешно объединять в себе все вышеперечисленные методы. Конфликтологические тренинги направлены на предоставление возможности будущим педагогам, участникам занятий, получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Посещая подобные тренинги, будущие педагоги учатся предотвращать возникновение конфликтов, а также анализировать сложившую ситуацию, выбирать из всех возможных самый эффективный способ решения проблемы, при этом не задевая чувств ученика и позволяя выстроить педагогическое взаимодействие на принципах доверия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Егорихина С.Ю. Организация межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/3100 (дата обращения: 11.01.2022). -
Психология здоровья человека / Г. В. Ложкин, О. В. Носкова, И. В. Толкунова / Под ред. В. И. Носкова. – Севастополь: Вебер, 2003. − 257 с. -
Рыданова И. И. Основы педагогики общения. / И. И. Рыданова. –Минск: Беларуская навука, 2013. – 319 с. -
Скрипкина Т. П. Психология доверия. / Т. П. Скрипкина – М.: Академия, 2015. – 264 с. -
Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. Пер. с англ. под ред. В. А.Ядова. – Москва: Аспект Пресс, 2001 – 416 с.